ДУХ ЭПОХИ

Найдено 1 определение
ДУХ ЭПОХИ
синонимично выражению "дух времени" (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования.
Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятием связь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет).
Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. - аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение - концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, - представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире.
Мировосприятие - миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ).
Мироощущение - эмоциональнообразное миропонимание - стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.).
В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу
Д. э. - сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов.
В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение.
Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания, жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию.
Л. М. Мясникова

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
406.42 кб

Духовная культура эпохи Асади Туси

Джураева Дильбар Рахимходжаевна
Автор в данной статье подчеркивает, что каждый человек является сыном своей эпохи и не может быть свободным от идеологических концепций своего времени. Поэт и мыслитель Асади Туси был своеобразным человеком своей эпохи.
Читать PDF
642.28 кб

Духовная культура эпохи Асади Туси

Джураева Дильбар Рахимходжаевна
Автор в данной статье подчеркивает, что каждый человек является сыном своей эпохи и не может быть свободным от идеологических концепций своего времени. Поэт и мыслитель Асади Туси был своеобразным человеком своей эпохи.
Читать PDF
419.75 кб

Томизм и духовность эпохи Возрождения

Иванов Сергей Геннадьевич
Рассматривается влияние философии на смысложизненные ориентиры средневекового сознания. Своеобразное решение Фомой Аквинским проблемы универсалий привело к радикальному переосмыслению таких понятий, как тело, душа и дух.
Читать PDF
266.42 кб

Духовность и гуманизм эпохи Возрождения

Аралова Елена Викторовна
Эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации.
Читать PDF
463.23 кб

Феномен Наполеона в германском духе эпохи Наполеона

Гильманов Владимир Хамитович
Рассматриваются суждения о Наполеоне в культуре немецкого предромантизма и романтизма как знаки художественной диагностики, свидетельствующие о противоречивой диалектике художественного сознания в различении «кодов» жизни и смерти
Читать PDF
12.98 мб

РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ИЗ ДУХА ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Касавин Илья Теодорович
Зачем нужна философия, и какова ее роль в науке? Каким должен быть институт науки и как она должна развиваться наука во взаимосвязи с политикой, экономикой и техникой?
Читать PDF
658.15 кб

Феофан Прокопович и духовноинтеллектуальные движения петровской эпохи

Бухаркин Петр Евгеньевич
Статья посвящена значению украинских монаховинтеллектуалов, усвоивших западную церковную культуру и призванных Петром I к активной деятельности в церковной жизни и духовноинтеллектуальном движении в России первой трети XVIII века.
Читать PDF
744.42 кб

Духовные основы становления музыкальной школы эпохи Возрождения в западной Европе

Зорилова Лариса Сергеевна
Данная статья посвящена проблемам становления музыкального искусства, различных музыкальных школ в эпоху Возрождения в западной Европе.
Читать PDF
961.70 кб

Характеристика членов С.-Петербургского духовно- цензурного комитета эпохи Николая I

А. Н. Котович
Читать PDF
1.27 мб

Характеристика членов С.-Петербургского духовно- цензурного комитета эпохи Николая I

А. Н. Котович
Читать PDF
158.08 кб

Духовное как своевременное (актуальность духовности в образовании эпохи постмодерна)

Навойчик Е. Ю.
Статья посвящена проблеме актуальности идей духовности в образовании в эпоху постмодерна. В эту эпоху особое место в жизни человека занимает повседневное и духовные стремления не находят благоприятных условий реализации.
Читать PDF
177.51 кб

«Струящийся свет Божества» Мехтильды магдебургской в духовном и региональном контексте эпохи

Ганина Наталия Александровна
Статья содержит анализ духовных идей, художественных приемов и фактов биографии выдающейся представительницы немецкого религиозного мистицизма XIII в.
Читать PDF
411.75 кб

Философы эпохи Просвещения о взаимосвязи языка и «национального духа» как отражения самобытности кул

Панченко В. А.
Читать PDF
410.80 кб

Сюжет прозрения как отражение духовно-нравственных исканий эпохи в трагикомедии г. Чулкова "Дон Кихо

Артамонова Татьяна Геннадьевна
В статье рассматривается авторская версия классического сюжета о Дон Кихоте Ламанчском, представленная в трагикомедии Г. Чулкова «Дон Кихот» (1935).