ДУ ГО-СЯН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДУ ГО-СЯН
псевдонимы – Л и н ь Б о - с ю й, Линь Бо, У Нянь-цзы, Ду Шоу-су) (апрель 1889 – 12 января 1961) – кит. философ, историк, лит. критик и обществ. деятель. Член КПК (с 1928). В 1907–19 учился в Японии. После возвращения на родину был преподавателем в ряде ун-тов, выступал с пропагандой марксизма. За участие в революц. деятельности был заключен в тюрьму (1934–37). В период антияпонской войны опубликовал ряд статей, посвященных критике взглядов бурж. кит. философа Фын Ю-ланя. После образования КНР – председатель Гуанчжоуского филиала АН КНР, директор Ин-та обществ. наук. Д. Г.-с. – автор ряда трудов по истории кит. философии ("Исследования о до-циньских мыслителях" – "Сянь Цинь чжуцзыди жогань яньцзю", 1955; "Очерки о до-циньских мыслителях" – "Сянь Цинь чжуцзы сысян гайяо", 1955); он участвовал в написании 5-томной истории кит. идеологии. Наибольший интерес представляют работы Д. Г.-с. о др.-кит. философах Мо-цзы, Гунсунь Луне, Сюнь-цзы и др. В этих работах Д. Г.-с. выступил против идеализации идеализма, показал борьбу двух лагерей в истории кит. философии, дал высокую оценку теории познания и логике позднейших моистов. Лит.: Xоу Вай-лу, Даонянь Ду Го-сян тунчши (Памяти товарища Ду Го-сяна), "Лиши яньцзю", 1961, No 1. В. Буров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДУ ГО-СЯН

1889, Чэнхай, пров. Гуандун,- 1961. Псевд. Ду Шоусу, Ду Босю. Философ, историк. В 1907 выехал на учебу в Японию. В 1916 с Ли Дачжао организовал "Науч. об-во Бинчэнь" (бин и чэнь - циклич. знаки, соответствующие обозначению 1916 года по кит. летосчислению), выступал против попыток президента Кит. Республики Юань Шикая реставрировать монархию. В Киотоском имп. ун-те слушал лекции по экономике япон. марксиста Каваками Хадзимэ. В 1919 вернулся на родину, преподавал в Пекинском ун-те, Кит. ун-те Пекина, в Чаоянском ун-те (бывшая пров. Жэхэ, ныне авт. р-н Внутр. Монголия). Принимал участие в революции 1925 - 7. Участвовал в создании Союза ученых Китая (обществоведов), руководил Лигой левых писателей Китая, занимался пропагандой марксизма. В 40-е гг. написал ряд работ по истории кит. философии. Наибольшее внимание уделял проблемам, связанным с судьбами конфуцианства в средневек. и совр. Китае. В центр, категории учения Конфуция жэнь [2] ("гуманность", "человеколюбие") усматривал "человечное отношение к людям" и показатель прогрессивных тенденций, а связь жэнь [2] с категорией ли [2] ("ритуал", "этикет", социально-этич. нормы) считал свидетельством защиты конфуцианством интересов господствующих слоев об-ва. Потерю неоконфуцианством главенствующего положения в идеологич. жизни страны связывал с творчеством Хуан Цзунси, Гу Яньу, Ван Чуаныианя, Янь Сичжая (17 в.), к-рых относил к материалистам: они выступили с резкой критикой неоконф. "оторванности от жизни". Доказывал безосновательность претензий Фэн Юланя на создание "новой метафизики", "очищенной от реальности" и являющейся воплощением "духа кит. философии", т.к. идеалистич. построения, оторванные от опыта, не могут способствовать развитию науч. знаний и служить "руководством к жизни". Опровергал высокую оценку Фэн Юланем логич. идей Гунсунь Луна (4 - 3 вв.), считая их "плюралистич. объективным идеализмом", далеко уступающим по значимости гносеологич. и логич. учениям Сюнь Куана (4 - 3 вв. до н.э.) и моистов (см. Мо цзя), стоявших, по Д.Г., на материалистич. позициях. Как материалистич. Д.Г. оценивал также философию Лао-цзы. Вопрос о "соединении возвышенного и обыденного", к-рый Фэн Юлань считал осн. в кит. философии, Д.Г. полагал существенным только для буд. Чань школы, учение к-рой оказало влияние на ряд идеалистич. филос. течений, в т.ч. на взгляды Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) и его последователей; воплощение же духа кит. философии находит проявление "в раскрытии подлинной сущности реальных фактов". Д.Г. внес значит, вклад в пропаганду и популяризацию в Китае марксистских взглядов на историю. После образования КНР работал зам. зав. отд. пропаганды Южнокит. бюро ЦК КПК, пред. комитета по делам культуры и образования пров. Гуандун, нач. управления культуры и образования пров. Гуандун, был чл. отд. философии и обществ, наук АН Китая, президентом Гуандунского филиала АН Китая. С 1954 постоянно избирался депутатом ВСНП. *Д.Г. вэнь цзи (Собр. соч. Д.Г.). Пекин, 1962; Сянь Цинь чжу цзы сысян гайяо (Очерки взглядов доциньских мыслителей). Пекин, 1956; **Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980. С. 79 - 81, 151, 219, 240, 273, 281.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
366.80 кб

Украшения сяньби

Худяков Ю. С., Юй Су-хуа
Читать PDF
177.69 кб

Листопадові події 1918 року над Сяном

Падура М.Ф.
The artіcle deals wіth the descrіptіon and analysіs of polіtіcal events durіng the Ukraіnіan admіnіstratіon іn Peremyshl іn November 1918 as they are gіven іn the memoіrs of Yakym Yarema under the tіtle „On the Sіan Rіver”.
Читать PDF
595.42 кб

Литература «ран и шрамов»: Чжан Сяньлян – «китайский Шаламов»

Болдырева Елена Михайловна, Асафьева Елена Валерьевна
В статье рассматривается система творческих перекличек Варлама Шаламова и китайского писателя Чжан Сяньляна, названного критиками «китайским Шаламовым».
Читать PDF
111.54 кб

Изучение археологических памятников сяньбэй в китайской историографии

Юй Су-хуа
Читать PDF
306.41 кб

История исследования памятников хунно-сяньбийской эпохи в Восточном Забайкалье

Яремчук Ольга Анатольевна
Статья посвящена истории изучения археологических памятников хунно-сяньбийской эпохи на территории Восточного Забайкалья.
Читать PDF
163.30 кб

Ранние стремена из Забайкалья: к вопросу о связях хори-монголов (сяньби) и корейцев *

Дашибалов Б. Б.
Читать PDF
2.53 мб

Поясные бляхи сяньбийско-жужанского времени из могильника Степушка-I в Центральном Алтае

Тишкин Алексей Алексеевич, Матренин Сергей Сергеевич
Публикуют с я ре зульт аты м орфологиче с ко го описания, классификации и типологии поясных блях из могильника Степушка-I. Выделено 13 типов изделий и определена их относительная датировка. Большинство типов датируются II–V вв. н.
Читать PDF
1.17 мб

Материалы сяньбийского времени погребально-поминального комплекса Тыткескень-VI на Алтае

Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., Матренин С.С.
В статье публикуются археологические материалы булан-кобинской культуры, полученные в ходе раскопок могильника Тыткескень-VI. В 1989 г. на памятнике были вскрыты шесть курганов и одна выкладка, а в 1990 г.
Читать PDF
1.47 мб

Псалии кочевников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени: классификация и типология

Матренин Сергей Сергеевич
Публикуются материалы изучения псалиев из памятников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанско-го времени (II в. до н.э. V в. н.э.).
Читать PDF
659.96 кб

Погребение воина сяньбийского времени на могильнике Дундацзин (внутренняя Монголия, КНР) *

Варенов А. В., Митько А. О., Митько О. А.
Читать PDF
882.73 кб

Детские погребения сяньбийско-жужанского времени из могильника Степушка-I в Центральном Алтае

Матренин Сергей Сергеевич, Тур Светлана Семеновна
Публикуются материалы четырех детских захоронений булан-кобинской культуры из погребального памятника Степушка-I (Онгудайский район Республики Алтай), полностью раскопанного в 2010 г.
Читать PDF
5.49 мб

Снаряжение верхового коня кочевников Алтая сяньбийско-жужанского времени из могильника Степушка-I

Матренин Сергей Сергеевич, Тишкин Алексей Алексеевич
Статья вводит в научный оборот результаты сравнительного изучения конского снаряжения, обнаруженного при раскопках курганной группы Степушка-I в Онгудайском районе Республики Алтай.
Читать PDF
547.90 кб

Колчанные крюки кочевников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II В. До Н. Э. V В. Н. Э. )

Матренин Сергей Сергеевич
Представлены результаты исследования колчанных крюков из погребальных памятников Алтая II в. до н.э. V в. н.э.
Читать PDF
606.22 кб

Наконечники ремней кочевников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II В. До Н. Э. – v В. Н.

Матренин Сергей Сергеевич
В результате классификации выделено десять типов наконечников ремней населения Алтая II в. до н.э. – V в. н.э. Типологический анализ данных изделий позволил определить их датировку.
Читать PDF
1.48 мб

Комплексный анализ поясных пряжек кочевников Алтая сяньбийско-жужанского времени (по материалам моги

Матренин Сергей Сергеевич
Публикуются результаты комплексного изучения поясных пряжек из могильника булан-кобинской культуры Степушка-I, раскопанного в 2010 г. в Онгудайском районе Республики Алтай. Полученная коллекция насчитывает 13 экземпляров.

Похожие термины:

  • Сянчи1

    в древнекитайской мифологии бурлящее море, в котором купаются 10 солнц – сыновей Си-хэ перед восходом. В море росло огромное дерево фусан, на котором жили десять сыновей-солнц. Девять солнц жили на
  • Сянчи2

    в китайской мифологии название музыки, сочиненной Хуан-ди, а также танца, который исполнялся при чжоуском дворе в день летнего солнцестояния на квадратном алтаре посреди пруда.
  • Сяннюй

    в китайской мифологии божественные женские существа, небесные феи; небесные девы-оборотни, повелевающие стихиями.
  • СЯНЬ СЮЭ

    кит. — учение о бессмертии) — одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики «вскармливания жизни» (ян шэн сюэ), которая в европейской литературе иногда именуется макробиот
  • Гэ-сянвэн

    в китайской мифологии бог-покровитель красильщиков.
  • ШЯНЬ-СЯНЬ

    Кит.) Состояние блаженства и свободы души, во время которого человек может путешествовать в духе, куда пожелает.
  • ГУ СЯНЬЧЭН

    17.9.1550, г. Уси пров. Цзянсу, 21.6.1612. Философ-неоконфуцианец, основатель Дунлиньской школы. В 1580 получил высшую ученую степень цзиньши, занимал ряд высоких постов. В 1594 уволен и разжалован, в 1602 восстано
  • ЯН СЯНЬБАН

    11.1922, Наньчун пров. Сычуань. Философ, историк философии. В 1950 окончил филос. ф-т Пекинского ун-та. Преподавал в нем и Нар. ун-те Китая. Проф. филос. ф-та Пекинского ун-та, пост. чл. правления, секретарь Об-
  • ЛЮ СЯНЬЧЖИ

    5 в. Каноновед из гос-ва Сев. Вэй. Уроженец Жаояна окр. Болин (совр. уезд Сяньсянь пров. Хэбэй). За эрудицию получил у современников прозе, "наставника в принципах конфуцианства" (жу цзун). Приказом импе
  • СУН СЯНФЭН

    Сун Юйтин. 1779, окр. Чанчжоу (совр. уезд Усянь) пров. Цзянсу, - 1860. Каноновед, представитель Чанчжоуской школы каноноведения (см. Цзин сюэ). Ученик Дуань Юйцая. Служил смотрителем уезда, изучал "школу нов
  • СЫМА СЯНЖУ

    В народной мифологии бог — покровитель торговцев вином, обожествленный поэт II века до нашей эры, который, по легенде, открыл на взятые в долг деньги винную лавку.
  • ЧЖЭН СЯНЬЧЖИ

    Чжэн Дао-цзы. 364, Синъян (совр. пров. Хэнань), - 427. Гос. деятель, буд. идеолог. Выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Занимал важные администр. посты при дин. Вост. Цзинь (317 - 419) и [Лю] Сун (420 - 479).
  • ЧЖОУ СЯНГУАН

    Историк кит. философии и буддизма махаяны. Д-р философии, преподавал в вузах Индии, в т.ч. в Ин-те Чине Бхавана при Ун-те Висва-Бхарати, Делийском и Аллахабадском ун-тах. Осн. труды - по истории кит. общ
  • ЯН СЯНЬЧЖЭНЬ

    24.7. 1896, уезд Юньсянь пров. Хубэй. Философ-марксист, педагог. В 1920 окончил коммерческое училище в Учане. В 20 - 30-е гг. участвовал в подпольной работе КПК. В 30 - 40-е гг. был секретарем Сев. бюро КПК, секретар
  • ВАН СЯНЬЦЯНЬ

    Прозв. Иу, Куйюань. 1842, Чанша пров. Хунань,- 1917. Каноновед. Выходец из простонародья. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал различные администр. посты в системе просвещения. Составил сб. канонов