ДРУЖИНИН Александр Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДРУЖИНИН Александр Васильевич

(8 окт. 1824 – 14 янв. 1864) – рус. писатель, критик и литературовед. С 1848 принимал участие в издании журн. "Современник", к-рый оставил в 1856, будучи противником политич. и филос. взглядов Чернышевского. В 1856–60 редактировал журнал "Библиотека для чтения". Эстетич. взгляды Д. носили идеалистич. характер; он стремился отыскать "вечные и неизменные законы изящного". Историю эстетич. мысли Д. рассматривал как борьбу двух противоположных тенденций: "артистической", к-рая служит обоснованием "искусства для искусства", и "дидактической", "стремящейся действовать на нравы, быт и понятия человека" (статья "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения", 1856). Стремясь обосновать свою "артистическую" теорию иск-ва, Д. защищал принципы "искусства для искусства", целью к-рого, по его мнению, является служение "идеям вечной красоты, добра и правды". С этих позиций Д. выступал против осн. положений реалистич. эстетики Белинского и гоголевского направления в рус. лит-ре, порицал творчество Жорж Санд, Гюго, Гейне. Вместе с тем в эстетич. взглядах Д. содержались и позитивные элементы, связанные гл. обр. с поисками специфики иск-ва. Отстаивая независимое и свободное творчество, Д. в то же время признавал, что его теория не исключает служения политическим, нравственным и науч. интересам. Эстетич. взгляды Д. отражают противоречия и борьбу в русской художественной критике и литературе 40–60-х гг. 19 в. Соч.: Собр. соч., т. 1–8, СПБ, 1865–67. Лит.: История русской критики, т. 1, М.–Л., 1958. с. 444–70; Венгеров С. ?., Критико-биографический словарь, т. 5, СПБ, 1897; Чуковский К., Люди и книги, М. 1958 (ст. "Дружинин и Лев Толстой"); Письма к А. B. Дружинину (1850–1863), ред. и комментарии П. C. Попова, М., 1948. Ю. Манн. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДРУЖИНИН Александр Васильевич
8 (20) октября 1824, Петербург—19 (31) января 1864, там же]—русский литературный критик, писатель, публицист. Из дворянской семьи. С 16 лет учился в Пажеском корпусе, затем служил в армии; в 1846—51 в канцелярии военного министерства. В 1848—56 сотрудничал в «Современнике»; в 1856—61 редактор журнала «Библиотека для чтения». Вместе с Боткиным и Анненковым — представитель т. н. эстетической критики, т. е. теории «искусства для искусства»; его ст. «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» явилась одним из манифестов этой теории. Главный объект критики — «дидактическая» школа (гоголевское «натуральное» направление, эстетические теории В. Г. Белинского и его последователей), которая стремится воздействовать на общество, его быт и понятия через «прямое поучение». Эта школа сделала много полезного, но ей присущи неустранимые недостатки: она отвергает законы изящного, впадает в отрицательное сатирическое направление, воспевает «унылое» и игнорирует «светлое». «Артистическая» школа—это, наоборот, «теория беспристрастного и свободного творчества», не избегающая идеальности, но творящая с любовью к действительности, «беззлобно». Она не исключает здравого поучения, но оно не должно быть прямым; «артистическая» теория—за реализм, но согретый глубокой поэзией, за совершенство формы художественного произведения, которое может искупить бедность его содержания.
Эстетическая теория Дружинина опиралась на принципы, характерные для философского либерализма 40—60-х гг. 19 в. Дружинин—противник схоластики, мистической и трансцендентальной философии (в частности, философии Гегеля) и в то же время противник «вредной философии сенсуалистов» левогегельянства. Соч.: Собр. соч., т. 1—8. СПб., 1865—67; Литературная критика. М., 1983; Повести. Дневник. М., 1986. Лит.: Венгерок С. А. Дружинин, Гончаров, Писемский.—Собр. соч., т. 5. СПб., 1911; Егоров Б.Ф. «Эстетическая критика» без лака и дегтя (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин).—«Вопросы литературы», 1965, № 5, с. 142—60; Брайде А. М. Александр Васильевич Дружинин. Жизнь и творчество. Копенгаген, 1986.
В. Ф. Пустарнаков

Источник: Новая философская энциклопедия

ДРУЖИНИН Александр Васильевич
8(20). 10. 1824, Петербург - 19(31). 01. 1864, Петербург) - литературный критик, писатель. Учился в Пажеском корпусе, до 1851 г. служил в канцелярии военного министерства; с 1847 по 1856 г. сотрудничал в журн. "Современник"; в 1856- 1860 гг. - редактор журн. "Библиотека для чтения". Не разрабатывая специально философскую проблематику, Д. занял в этой области полуидеалистически-полупозитивистскую позицию: он - противник философской схоластики, мистической и трансцендентальной философии (к философам-трансценденталистам он относил, в частности, Гегеля); в то же время он осуждал "вредную философию сенсуалистов" (хотя высоко ценил "Исповедь" Ж. Ж. Руссо) и "странную" школу "отрицательного направления" - левогегельянство. "Здравый", "чисто современный взгляд на вещи" - фактическое философское кредо Д. В центре его творчества - проблемы эстетики и литературной критики. Признавая в принципе, что каково бывает об-во, таковой является порожденная им литература, Д. выступал против "деспотического" применения этого правила к анализу литературного процесса, против установления полнейшей зависимости литературы от причин общественных и политических, подчинения им всего бесконечного разнообразия человеческой мысли и поэзии. "Дидактическая" школа, по Д., служит политическим, нравственным, научным целям, бросается в "волны мутной современности", стремится воздействовать на нравы, быт и понятия об-ва через "прямое поучение". При этом нравственно-философский элемент является для нее неотъемлемым. Однако она отвергает вечные и неизменные законы изящного; "насилует законы искусства", односторонне стремится к отрицательному сатирическому направлению, для нее характерен "общественный сентиментализм", воспевание гл. обр. "унылого" и "смутногрустного" в действительности, игнорирование "светлого" и "отрадного". С этой т. зр. Д. критиковал "гоголевское", "натуральное" направление в рус. литературе, эстетические теории Белинского и его последователей. "Артистическая" школа, в противовес "дидактической", по Д., руководствуется лозунгом "чистого искусства", это "теория беспристрастного и свободного творчества", призывающая не избегать идеальности в создаваемых художником образах и относиться к действительности "беззлобно". Она не исключает здравого поучения, но это поучение не должно быть прямым, а должно высказываться "само собой". Эта теория - за реализм, но постоянно согретый глубокой поэзией, за совершенство формы художественного произв. Подчеркивание специфики искусства - в этом прежде всего достоинство эстетической теории Д.

Источник: Русская философия: словарь