ДРИОПАДРИШТАНТА

ДРИШ Ханс

Найдено 4 определения термина ДРИШ Ханс

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДРИШ Ханс

28.10.1867, Кройцнах, - 16.4.1941, Лейпциг), нем. биолог и философ-идеалист. Стремился построить систему витализма («Философия органического» - «Philosophie des Organischen», 1909), опираясь на открытые им эмбриональные регуляции (развитие целого организма из части его зародыша). Сформулировал закон, согласно к-рому ход развития каждой части зародыша определяется ее положением в целом организме, а также фактором энтелехии. Последний, согласно Д., присущ только живой природе и представляет собой интенсивное (пространственное) разнообразие, производящее отбор из числа всех потенциальных путей развития. Закон Д. разрабатывается в совр. эмбриологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ДРИШ (Driesch) Ханс

род. 28 okt. 1867, Банд-Крейцнах - ум. 17 июня 1941, Лейпциг) - нем. философ, первоначально биолог; в 1921-1933 - профессор в Лейпциге. Исходя из учения Геккеля, создал систему критического, антиматериалистического витализма ("Philosophie des Organischen", 2 Bde., 1909), которая в философском плане частично восходит к Аристотелю и его понятию энтелехии (см. также Эквипотенциальность). В философии Дриш отличает "учение о порядке" ("Ordnungslehre", 1912), или логику, от "учения о действительности" ("Wirklichkeitslehre", 1917), или метафизики. Логика есть учение о значениях, натурфилософия - учение о значениях, овеществленных в пространстве, времени и материи; история, иначе философия культуры, есть учение о реальностях природы, обладающих духовно-этическим значением. Дриш активно выступил в защиту парапсихологии. В 1947 в Регенсбурге было основано Общество по философии и парапсихологии имени Ганса Дриша. Соч., кроме вышеупомянутых: "Geschichte des Vitalismus", 1905; "Leib und Seele", 1916; "Grundprobleme der Psychologie", 1925; "Parapsychologie", 1932; "Die Ьberwindung des Materialismus", 1935; "Selbstbesinnung und Selbsterkenntnis", 1940; "Lebenserinnerungen" издала его дочь Teтац-Дриш в 1947.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДРИШ Ханс

28 октября 1867, Крейцнах17 апреля 1941, Лейпцига—немецкий биолог и философ, один из основоположников витализма. В 1911—34—профессор в Гейдельберге, Кельне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него. Немеханистический подход, согласно Дришу, означает отказ от применения к живой природе понятий физикохимической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Его опыты с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Дришу, несводимы к простым машинообразным рефлексам, тем более необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода он называл «эквипотенциальными» и «гармоническими», а регуляции, ведущие разными путями к одной цели,—«эквифинальными». Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Вслед за Аристотелем он назвал его «энтелехией». Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия осуществляет «каузальность целостности». «Целостность» и «индивидуальность» усматриваются интуитивно. Энтелехия может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым он исследовал в рамках т. н. «учения о порядке», в которое входили методология науки, этика и эстетика. Я—пассивно, не-деятельно, оно «имеет» нечто, причем усматривает в нем «порядок». Осознавать знание и значит, согласно Дришу, философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается «полаганием», т. е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая «теперь» и «прежде», можно прийти к понятию «становление» как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в т. ч. и «каузальность целостности», где основанием становления является энтелехия. «Учение о порядке» Дриша не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении «учения о действительности». За эмпирически данным необходимо увидеть «недействительное», «абсолютное». Познание «действительного» индуктивно, и заключение о нем гипотетично. Витализм Дриша был популярен в первое десятилетие 20 в., а его логические и онтологические идеи—в 20-е годы.

Соч.: Витализм. Его история и система, 1915; Philosophie des rganischen, Bd 1—2. Lpz., 1909; WuMichkeitslehre. Lpz„ 1917; Parapsychologie. Lpz., 1932; Das Problem der Freiheit. B., 1917; Wissen und Denken. Lpz., 1919; Das Ganze and die Summe. Lpz., 1921. Лит.: Festschrift zum 60. Geburtstag, 2 Bd. Lpz., 1927.

А. А. Филиппов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДРИШ (Driesch) Ханс

1867-1941) - нем. биолог и философ, один из основоположников современного витализма, ученик Э. Геккеля. В 1911-34 - проф. в Гейдельберге, Кельне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Д. начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него, убедившись в необходимости обосновать самостоятельность биологии. Немеханистический подход, согласно Д., означает отказ от применения к живой природе понятий физико-химической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Знаменитые опыты Д. с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Д., не сводимы к простым машинообразным рефлексам, тем более необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода Д. называл "эквипотенциальными" и "гармоническими", а регуляции, ведущие разными путями к одной цели, - "эквифинальными". Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Вслед за Аристотелем Д. назвал его "энтелехией", но это понятие имело у него не только натурфилософский, но и операциональный, научный смысл. Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия, по Д., осуществляет "каузальность целостности". "Целостность" и "Индивидуальность", по Д., усматриваются интуитивно. Эта установка обусловила интуитивно-феноменологический характер его философской концепции. Энтелехия, по Д., может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым Д. исследовал в рамках так называемого "учения о порядке", в которое входили методология науки, этика и эстетика.

Философия Д. строится на строго солипсической основе, но, как и у Гуссерля, не в догматическом, а в "методическом" смысле. Я - пассивно, не-деятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок", т.е. некую "окончательность-в-себе" этого имеемого нечто. Осознавать знание и значит, согласно Д., философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", т.е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно, по мысли Д., прийти к понятию "становления" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в том числе и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия. "Учение о порядке" Д. не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении "учения о действительности". Согласно Д., можно усмотреть больше порядка, положив за эмпирически данным "действительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно и заключение о нем гипотетично. Витализм Д. был популярен в первое десятилетие XX века, а его логические и онтологические идеи - в 20-е годы. Существенное влияние его концепция оказала на философскую антропологию Гелена и Плеснера.

A.A. Филиппов

Витализм. Его история и система М., 1915; Philosophie des Organischen. Bde. 1-2. Leipzig, 1909; Wirklichkeitslehre. Leipzig, 1917; Parapsychologie. Leipzig, 1932.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено схем по теме ДРИШ Ханс — 0

Найдено научныех статей по теме ДРИШ Ханс — 0

Найдено книг по теме ДРИШ Ханс — 0

Найдено презентаций по теме ДРИШ Ханс — 0

Найдено рефератов по теме ДРИШ Ханс — 0