ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
совокупность релит, верований и культов народностей бассейна рек Хуанхэ и Янцзы 2-1 тыс. до н. э. Для Д.-к. р. были характерны анимистич. культ духов природы и предков культ. Духи природы представлялись др. китайцам в облике людей (см. Антропоморфизм). Они населяли всю природу и управляли небес
ными светилами, природными явлениями, животным и растительным миром и пр. С возникновением клас. общества формируются представления об иерархии духов во главе с духом неба Шанди, к-рый становится отцом людей, заботящимся об их благополучии, награждающим одних и наказывающим других. Поклонялись др. китайцы также «земным духам», из к-рых почитались прежде всего духи гор и рек. Хозяином всей страны признавался наиболее могущественный земной дух Хоуту. Одухотворенная природа тесно связана с культом предков, к-рый строился на признании влияния духа умершего предка на жизнь и судьбу его потомков. В Д.-к. р. не было жрецов, а также особых храмов. Релит, церемонии совершались под открытым небом. Предкам и духам природы приносились жертвы, сопровождавшиеся молитвами. В Д.-к. р. выделяют 3 группы объектов почитания: 1) души умерших родственников, к-рые почитались в кругу семьи; 2) души мифич. героев древности -»первого человека» Пашу-гу, «укротителя рек» Юй и др., а также души умерших императоров, знаменитых чиновников, мудрецов, почитавшиеся по всей стране; 3) духи природы, к-рые имели значение для всей страны, но отдельные из них особо почитались лишь в нек-рых областях. В Др. Китае были широко распространены также различные виды магии, колдовства, были прорицатели и заклинатели. Даосизмом, конфуцианством, буддизмом, получившими распространение в Китае, были усвоены представления Д.-к. р. о духах природы и о духах предков.

Источник: Атеистический словарь

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
верования и культы народностей бассейна р. Хуанхэ и Янцзы в период образования и развития рабовладельч. общества (примерно II—1 тысячелетия до н. э.). Для Д.-к. р. типичны были анимистич. культы - »духов» природы и предков. Древние китайцы считали, что «духи», представлявшиеся им в облике людей (см. Антропоморфизм), населяют всю природу и управляют небесными светилами, дождем, ветром, животными и пр. Среди «небесных духов» Д.-к. р. выделяла Шан-ди, подчиняя ему, в частности, звезды, к-рым приписывалась сила воздействия на всякое явление природы и все области человеч. жизни. Из «земных духов» почитались прежде всего духи гор и рек. Наиболее могуществ. земным духом признавался Хоу-ту - «земной владыка». Он считался хозяином земли всей страны, имевшим под своей властью множество менее значит. духов - хозяев земель в отдельных княжествах. Иерархия духов по главе с Шан-ди складывалась в Д.-к. р. в соответствии с развитием иерархии рабовладельч. родовой аристократии. По существу в Д.-к. р. духи были покровителями знати. Культ предков, возникновение к-рого относится ко времени смены матриарх. строя патриархатом, строился на признании способности умерших (а вернее - их духов) влиять на жизнь и судьбу потомков. В этот культ входило также почитание легенд, героев древности, таких, как «первый человек» Пань-гу, «укротитель рек» Юй и др. Легенды изображали их великими благодетелями человечества. Почитание предков было также приспособлено для укрепления положения и авторитета знати.
В культ духов природы и предков входили жертвоприношения. Приносились, в частности, жертвы солнцу, луне, «свящ.» горам (их насчитывали пять, особым вниманием пользовалась г. Тайшань), озерам, лесам, ключам и колодцам. Устраивались жертвоприношения и духам-покровителям посевов, домашнего очага, дорог и т. п. «Сношения» между людьми и духами строго регламентировались. Высшим посредником между ними являлся государь; он, как считалось, состоял под особым покровительством неба (позже императоры Китая объявляли себя сыновьями неба и требовали божеств, почестей). Только государь мог приносить жертвы духам неба и земли. Правители областей и уездов обладали правом устраивать жертвоприношения местным духам гор и рек, а на долю незнатных людей оставались жертвоприношения предкам. Для Д.-к. р. было характерно отсутствие профессионального жречества, а также спец. храмов. Религ. церемонии совершались под открытым небом. Храмы неба, земли и др. были выстроены в более поздний период. Жертвоприношения предкам сопровождались песнопениями и молитвами; у предков испрашивали совета, уведомляли их о важных событиях в жизни. Право приносить жертву предоставлялось только старшему сыну. Аристократия строила храмы в честь своих предков, народ же обычно устанавливал таблицы с именами предков в своих жилищах.
В Др. Китае были широко распространены также разл. виды магии и колдовства, были прорицатели и заклинатели. Представления о духах природы и особенно о духах предков, приспособленные для укрепления положения господств. классов и всячески культивируемые ими, из Д.-к. р. были усвоены др. религ. системами - даосизмом, конфуцианством, буддизмом, - получившими распространение в Китае впоследствии, и у отсталых слоев населения страны сохраняются до наст. времени.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.