ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

дополнительности (принцип)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЦИП) — один из важнейших методологических принципов науки, который касается описания сложных и несоразмерных обычному человеческому опыту явлений и реальности.         Этот принцип был предложен Н. Бором (1927—1928) с целью разрешения проблемы дуализма пространственной структуры вещества и излучения. Применение данного принципа привело к созданию концепции Д., значение которой выходит за пределы собственно физики и затрагивает биологию, психологию, осмысление многообразия культур, гуманитарное знание в целом.         Впервые понятие «Д.» использовал У. Джеймс для обозначения отношения взаимоисключения. Его психологические труды, а также интерпретация X. Геффдингом философии С. Кьеркегора послужили идейным источником концепции Д. Бора. В физике Бор выделял Д. пространственно-временного и причинного способов описания, корпускулярно-волновой дуализм и Д. матричной и волновой формулировок квантовой механики, которые позже были включены в понятие «круговой» Д. При этом соотношение неопределенности В. Гейзенберга явилось лишь подтверждением идей в духе Д., к которым Бор пришел ранее, а также стимулом к поиску последовательных формулировок соответствующего принципа. Бор рассматривал Д. как естественное обобщение классического способа описания, которое для полного описания новой области предполагает совместное употребление двух взаимоисключающих картин — энергетически-импульсной (динамической) и пространственно-временнбй (кинематической).         Поскольку субъект познания имеет дело с макроскопической реальностью, он может использовать только понятия (и вообще язык), которые соответствуют его макроскопическому опыту, — классические понятия и язык классической физики. Однако микроскопическая реальность, несоразмерная нашему опыту, предполагает уже неклассическую физику, интерпретация соотношений которой возможна в духе Д. (имеются и иные интерпретации, напр. в духе идеи скрытых параметров). Идея Д. в этом смысле предполагает неклассическое употреблении классических понятий.         Акт наблюдения включает микрообъект и измерительный прибор, что составляет целостный процесс, не допускающий абсолютного разделения на независимые элементы. Он представляет собой то, что Бор назвал явлением, имеющим онтологический статус. «Описание нашей мыслительной деятельности требует противопоставления объективно заданного содержания и мыслящего субъекта, а с другой... нельзя строго разграничить объект и субъект, поскольку последнее понятие также принадлежит содержанию» (Бор Н. Избр. науч. труды. М., 1971. С. 58). Результаты наблюдения должны быть изложены в классических понятиях, что ведет к нарушению целостности процесса измерения: нас интересует объект как бы в «чистом» виде, вне контекста деятельности по его познанию. Речь здесь идет о необходимости «вычеканивания субъективности» (К. фон Вайцзеккер). Какое-то свойство объекта оказывается наблюдаемым лишь тогда, когда объект утрачивает это свойство.         Осознание этой ситуации и развитие идеи Д. привело к выделению наряду с «круговой» (в смысле Бора) и так называемой «параллельной» Д. (в смысле Паули).         Своего рода циркулярный характер квантово-механического описания выражается в том, что классическая физика при исследовании микромира должна быть заменена квантовой, но квантовая теория обосновывается экспериментом, который предполагает классические понятия. Рассмотрение в качестве дополнительных отдельных понятий (времени и энергии, координаты и импульса) получило название «параллельной» Д. Бор, однако, настаивал только на Д. явлений.         Ситуация Д. имеет место и в том достаточно обычном случае познания, когда взаимоисключаются рефлексия над его содержанием и над его условиями, в которые естественным образом входит познающий субъект (напр., рефлексивные конструкции типа «я думаю о том, что я думаю о том, что и т.д.»).         В гуманитарном знании Д. проявляется в осознании того, что отдельно взятый образец деятельности не задает четкого множества его реализаций; фиксация каких-то традиций, в которых осуществляется деятельность, исключает описание ее содержания (М.А. Розов).         В.А. Бажанов         Лит.: Хютт В.П. Концепция дополнительности и проблема объективности физического знания. Таллин, 1977; Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М., 1978; Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981; Розов М.А. Явление дополнительности в гуманитарных науках // Теория познания. Т. 4. М., 1985. С. 208—227; Pais A. Niels Bohr´s Times, in Physics, Philosophy, and Polity. Oxford, 1991; Held С The Meaning of Complementarity // Studies in History and Philosophy o f Science. 1994. Vol. 25. P. 871—893.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
понятие, введенное Деррида для преодоления традиционных принципов метафизики, в частности принципа начала, источника, первопричины. Д. объясняет одновременную возможность и невозможность начала: конституирование начала зависит от изначального замещения другого начала - начало всегда производно, вторично. Д. - это операция различения, которая в одно и то же время разрывает и задерживает присутствие, подвергая его разделению и отсрочке. Д. скорее выполняет функцию замещающего дополнения, которое обусловлено изначальной самонедостаточностью, самонеполнотой терминов, понятий или явлений. Д. предполагает структурную необходимость дополнения некоторого различения к "самодостаточным" понятиям, которые, т. о., восполняют собственный недостаток, изъян. В отличие от differance, следа, Д. указывает не на отсылку к "другому", а необходимость дополнения "другого". "Изначальное differance есть дополнительность как структура" (Деррида).
"Логику дополнттельности" Деррида развивал в работе "О грамматологии". Аналогичная "логика" также развивалась при анализе фармакона и парергона (украшения). При анализе текстов Руссо, Деррида обнаруживает две взаимопротиворечащие возможности. С одной стороны, Руссо определяет дополнение как внешнее, аннулируя его, т. о., в силу его незначительности, в то время как все внимание сосредоточено на описании начала, источника, природы как неискаженного. "То, что дополняется, есть ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию". Однако при описании самого начала, источника, Руссо ничего не остается, как делать это в терминах угрозы и соблазна со стороны дополнения. С другой стороны, "...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершенадополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в свой истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет" (Деррида).
Деррида различает два значения Д.: во-первых, Д. - это нечто, которое дополняется в смысле прибавки, добавления, складывания двух самодостаточных терминов или понятий; одно понятие как целое прибавляется к другому понятию как целому. В этом смысле, "дополнение кумулирует и аккумулирует присутствие". Второе значение заключается в том, что дополнение до-полняет, доводит до полноты, замещает место, возмещает отсутствие или недостаток. "...Дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену Оно вторгается или проникает в чье-то место: если оно что-то и до-полняет, то это происходит как бы в пустоте... Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой" (Деррида). Эти два значения или смысла одного означающего взаимосвязаны. Их общая функция заключается в том, что дополнение есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы, которая для того, чтобы быть замещенным дополнением, должна быть отличным, чем-то иным по сравнению с дополнением.
Т. о., к традиционному значению дополнения, которое якобы извне как некоторая полнота дополняется к другой полноте, следует добавить нетрадиционное значение - дополнение также дополняет, замещает, занимает пустоту, отсутствующее место, т. е. место дополнения уже отмечено в структуре начала. В этом нетрадиционном смысле, дополнение не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала. Отсюда следует, что начала всегда уже являются дополнениями, возмещающими более первоначальное отсутствие полноты. Т. е. начало изначально почато, заражено, артикулировано, различено. В этом смысле нельзя говорить о простом начале, источнике, первопричине, поскольку, как говорит Деррида, "мы должны признать, что некоторое дополнение существует в самом начале". Д. как неразрешимость призвана объяснить различие между началом и дополнением. Деррида в то же время отмечает, что дополнение как дополнение начала само неполно, т. е. дополнение не соразмерно поставленной задаче, оно теряет нечто в результате возмещения отсутствия, занятия места. С одной стороны, дополнение есть некоторый избыток, поскольку возмещает недостаток, изъян начала, но, с другой стороны, оно само нуждается в возмещении. Отсюда следует, что с т. зр. "логики доплнительности" бессмысленно говорить о какой-то тождественности начала и дополнения. Только как некоторое дополнение другого начала, данное начало нуждается в некотором дополнении, которое, в свою очередь, нуждается в другом дополнении, и так до бесконечности. Возникает бесконечная игра дополнений-замещений, и "порождает это ощущение той самой вещи, чье появление она все время задерживает... Все начинается с посредника" (Деррида).
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ("О грамматологии") и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. Деконструкция) преодоление метафизических терминов "начало", "первопричина", "присутствие" - концепция Д. полагает конституирование начала как такового (читай: "присутствия" - А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного замещения его иным началом. Д. есть "пространство повторения-замещения отсутствия" (Деррида). Разрывая и задерживая присутствие, подвергая его отсрочке и разделению, Д., таким образом, выступает как операция различения (см. Differance), призванная в статусе "неразрешимости" раскрыть характер различия между началом и его "дополнением". - По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида исполняет понятие "дополнение". В то же время обязательной установкой языковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понятий и явлений. Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществления самого-по-себе-дополняющего составного репертуара определенного различения, адресованного "самодостаточному" понятию "дополнение", восполняющему тем самым собственную неполноту. Д. являет собой в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д. "как структура" и есть "изначальное". То же, "что дополняется", по мысли Деррида, есть "ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию". Являясь новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепция Д. сопряжена с идеями "Differance" и следа (см. След); в то же время - в отличие от последних - Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обязательность его дополнения. По Деррида, "...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет". В философии Деррида традиционно усматривают два взаимосвязанных смысла понятия и принципа Д. как одного означающего, существование которых обусловливается различными ракурсами сопряженных истолкований природы мира. Д. трактуется: 1) как "нечто", что дополняется посредством "прибавки", "дополнения", "сложения" пары принципов или понятий как самодостаточных целых: "Д. кумулирует и аккумулирует присутствие" (Деррида); 2) как то, что "до-полняет", "доводит до полноты", "восполняет недостаток", "замещает место": "... дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену. Оно вторгается и проникает в чье-то место: если оно что-то и дополняет, то это происходит как бы в пустоте. Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой". Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополнения, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система же, - для того чтобы быть замещенным дополнением, - должна быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним. Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто бы "извне" некая полнота прибавляется к другой полноте; б) когда осуществляется дополнение, замещение, занятие пустоты - место дополнения атрибутивно отмечается в структуре самого начала. С точки зрения Деррида, настоятельно необходимо "признать, что некоторое дополнение существует в самом начале": начала - это всегда суть дополнения, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. "Начало" у Деррида неизбывно различено, инфицировано, артикулировано и "почато". При этом собственно дополнение в качестве "дополнения начала", согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто теряет в процессе занятия места и возмещения отсутствия. Природа дополнения, по мысли Деррида, амбивалентна: оно "избыточно" постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъян начала; оно при этом и само нуждается в определенном "возмещении". По логике Деррида в рамках его понимания Д. как своеобразного /очень условно - А.Г./ "посредника" бессмысленно рассуждать о некой тождественности начала и дополнения: данному началу требуется некоторое дополнение только в целях некоторого дополнения иного начала и т.д. Порождение ощущения "именно той вещи, чье появление она все время задерживает" (Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено схем по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
388.05 кб

Онтологическая дополнительность концепций личности Конфуция и М. Хайдеггера

Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна
В статье обосновывается, что персонализм М.
Читать PDF
247.23 кб

Ян-Инь и дополнительность

Арманд Алексей Давидович
Статья посвящена принципу дополнительности.
Читать PDF
328.40 кб

Дополнительность понимания и мышления в контексте деятельностного подхода к проблемам теоретического

Федулов Игорь Николаевич
В статье с позиций деятельностного подхода анализируется аспект взаимосвязи понимания и мышления, играющий ведущую роль в теоретическом познании.
Читать PDF
487.60 кб

Дополнительность и человеческая размерность

Константинов Д. В.
Notion «human dimension» is regarded as key concept in philosophical anthropology.
Читать PDF
74.38 кб

Дополнительность как онтологический закон производства новых смыслов

Константинов Дмитрий Владимирович
В данном исследовании дополнительность рассмотрена в контексте онтологии сознания человека.
Читать PDF
472.55 кб

Субъект, объект и дополнительность

Константинов Д. В.
С позиции неклассической гносеологии рассматривается концепция дополнительности, предложенная Н. Бором. Показывается, что последующие интерпретаторы зачастую помещают дополнительность в объект исследования.
Читать PDF
124.34 кб

К вопросу о возможности применения принципа дополнительности в социогуманитарном познании

Сорокина В. И.
Возможность применения принципа дополнительности в социогуманитарном познании обусловлена вариативностью, вероятностью, логической парадоксальностью, противоречивостью объекта исследования.
Читать PDF
197.75 кб

Место и функция принципа дополнительности Н. Бора в положениях теории репрезентации

Мушич-громыко В. Г.
Цель статьи заключается в выделении из принципа дополнительности как общенаучного и философского метода тех его сторон, благодаря которым возможно осуществление анализа и гуманитарных объектов.
Читать PDF
431.68 кб

Осмысление пропозиций текстов, а также мышления в свете представлений о принципе дополнительности

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Неоднозначность (чаще двузначность) предложений и текстов заставляет предполагать, что мышление людей пропозиционально (сходно с «квантовым расщеплением» представлений об объектах микромира); являет себя в реализациях лингвистичес
Читать PDF
1.85 мб

О дополнительности социологического и эпистемологического подходов к научному знанию

Мамчур Е. А.
Читать PDF
287.56 кб

Принцип дополнительности Н. Бора и философия ценностей

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Цель статьи заключается в том, чтобы показать значимость методологической силы принципа дополнительности Н. Бора в его применении в философии ценностей.
Читать PDF
251.21 кб

Дифференциация гуманитарным восприятием принципа дополнительности Н. Бора: проблема поверхностного п

Мушич-громыко В. Г.
Ставится вопрос о поверхностном восприятии принципа дополнительности гуманитариями и философами, а также о его поверхностном трактовании.
Читать PDF
0.00 байт

XXI век: проблема методологической дополнительности в аспекте фундаментальных гносеологических устан

Стерледев Роман Константинович
В статье анализируется конфликт в гносеологии ХХ в. между естествознанием и эзотеризмом.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция дополнительности и гуманитаристика

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Цель статьи заключается в том, чтобы показать новые возможности анализа гуманитарных текстов с помощью принципа дополнительности Н. Бора для более адекватной их интерпретации и понимания.
Читать PDF
0.00 байт

О соотношении генезиса общения и концепции дополнительности

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Статья направлена на разъяснение возможных транскрипций понятия «принцип дополнительности» в применении этого принципа на ином материале, чем материале, связанном с квантовыми событиями.

Похожие термины:

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ,
  • Принцип дополнительности Бора

    одно из фундаментальных положений квантовой теории, состоящее в том, что в акте измерения могут быть установлены, с точностью, допускаемой принципом (соотношением неопределенностей Гейзенберга),
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

    сформулированное Н. Бором положение, сыгравшее важную роль в становлении квантовой механики, согласно которому получение экспериментальных данных об одних физических величинах, описывающих мик