ДОМОСТРОЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДОМОСТРОИ
истории. и литерат. памятник 16 в., возникший в среде новгородск. боярства и купечества; свод правил поведения горожанина в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. Является ценным источником для изучения социально-экономич., политич. положения, культуры и быта России 16 н. В «Д.» даются наставления по ведению хоз-ва, поведению в быту, воспитанию детей, исполнению обрядов, заключению торг, сделок, уплате налогов и даже по лечению больных. В целом с Д. отражал идеалы госп. классов феод. об-ва, защищал патриарх, быт и деспотия. власть главы семьи. Большинство соВрем. исследователей считают, что окончат, редакция «Д.» принадлежит приближенному Ивана Грозного протопопу Сильвестру; нек-рые же придерживаются мнения, что «Д.» целиком написан Сильвестром в Москве после 1547.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

«ДОМОСТРОЙ»
памятник русской публицистической и социально-этической мысли 16 в. Впервые опубликован Д. П. Голохвастовым в 1849 («Временник Общества истории и древностей российских», кн. 1). Содержит детальную регламентацию различных сторон жизни христианина, начиная с изложения Символа веры, обрядов и установлений Русской Церкви, обязанностей верующего по отношению к ней, к царю, к власти вообще, к своим ближним, вплоть до наставлений по ведению домашнего хозяйства. Известно несколько списков «Домостроя». В окончательной редакции, принадлежащей видному общественному деятелю сер. 16 в. священнику Сильвестру Медведеву, домостроительство понимается в широком смысле не как строительство жилища, а как «строительство мира» — «земного дома» человека. Главной обязанностью в этом делании для православного христианина является следование божественным заветам: вера в Святую Троицу, в воплощение Иисуса Христа—Сына Божьего, в воскресение мертвых и т. д. Одной из главнейших сторон жизни человека является также «строительство» собственного дома, своей семьи. Подобно тому как в обществе в целом необходимо беспрекословно подчиняться царю и властям (т. к. цари и князья есть посланники Божьи для борьбы со злом мира и, кто им противится, противится самому Богу), так в семье—ее главе, «господину». Хозяйственность, рачительность, бережливость рассматриваются как христианские добродетели. «Домострое—своеобразный «кодекс морали и поведения» православного жителя Московского царства времен Ивана IV Грозного. Оказал огромное влияние на общественную мораль и русский быт в последующие века.
Изд.; Орлов А. С. Домострой по Кетлинскому списку и подобным. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1908, кн. 2; Домострой.—В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Сер. 16 в. М., 1985; Домострой. СПб., 1992.
Лит.: Некрасов И. С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1872, кн. 3; Буланин Д. М., Колесо« В. В. Сильвестр.—В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 2, ч. 2. Л., 1989.
Бутузкина

Источник: Новая философская энциклопедия

ДОМОСТРОЙ
памятник рус. публицистической и социально-этической мысли XVI в., своеобразный "кодекс морали и поведения" православного жителя Московского царства времен Ивана IV Грозного. Содержит детальную регламентацию различных сторон жизни христианина, начиная с изложения основ Символа веры, обрядов и установлений рус. церкви, обязанностей верующего по отношению к ней, к царю, к власти вообще, к своим ближним, вплоть до наставлений по ведению домашнего хозяйства. Известно несколько списков "Д.", самый ранний из них относится нек-рыми исследователями к кон. XV в. и приписывается перу неизвестною зажиточного новгородца. Окончательная же редакция "Д." принадлежит, по мнению большинства ученых, видному общественному деятелю сер. XVI в., священнику придворного Благовещенского собора Кремля Сильвестру Медведеву. "Д." впервые опубликован (1849) Д. П. Голохвастовым. Он состоит из 64 гл., при этом последняя гл. представляет из себя послание и наказ Сильвестра его сыну Анфиму, повторяющие осн. содержание "Д.". Подобно большинству произв. древне-рус, литературы, "Д." основан на Священном писании, творениях отцов церкви, отдельных положениях, заимствованных из соч. Иоанна Златоуста, сб. "Измарагд", "Златая цепь" и т. д. "Д." рассматривается исследователями в ряду др. как отечественных ("Поучение" Владимира Мономаха), так и западноевропейских поучений и нравоучительных семейно-бытовых соч. Домостроительство понимается в нем в широком смысле, не просто как строительство жилища, а как "строительство мира" - "земного дома" человека. Главной стороной этого процесса для православного является верное следование божественным заветам: вера в святую, неразделимую Троицу, в воплощение Иисуса Христа - Сына Божьего, в родившую его Богородицу, в воскресение мертвых и т. д. В обязанность подлинного христианина вменяется строгое соблюдение всех предписанных церковью обрядов, почитание священнического и монашеского чина, помощь больным, убогим, страждущим и т. д. Еще одна важная христианская добродетель, по мысли автора "Д", - беспрекословное подчинение властям, т. к. цари и князья есть посланники Божий для борьбы со злом мира, и кто им противится, противится самому Богу. Одной из главнейших сторон жизни человека считает автор "Д.", является также "строительство" собственного дома, своей семьи. В этой области осн. обязанность христианина воспитание детей в "страхе Божием", в почитании родителей, обучение их ремеслу и т.д. Родители в ответе за прегрешения своих детей. Подобно тому, как в об-ве в целом необходимо беспрекословно подчиняться царю и властям, так в семье - ее главе, "господину". Глава семьи в свою очередь должен управлять домом по справедливости, всячески заботясь о его благосостоянии и процветании. Хозяйственность, рачительность, бережливость для автора "Д" - христианские добродетели. Такое заинтересованное отношение к материальной и обрядовой стороне жизни свидетельствует о приверженности традиции, идущей от Иосифа Волоцкого и др. стяжателей.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
27.95 кб

Российская семья между крайностями «Домостроя» и ювенальной юстиции

Рыбалка Елена Александровна
В статье высказывается предположение, что всеобъемлющая свобода для носителей юношеского максимализма может привести к обратному результату – к утрате свободы.