Долган религиозные верования

Найдено 1 определение
Долган религиозные верования
Долганы живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, на северо-западе Республики Саха (Якутия). Численность в России (1989) 6584 чел. Религ. воззрения представляют синтез самодийских, тунгусских, якутских традиций. С нач. 18 в. среди долган распространяется православие. До наст. вр. сохраняются также пережитки древних верований анимизм, культы природы, огня, животных, промысловые культы, шаманизм с определенными вариациями у разных территориальных групп. Божества и духи делились на три категории: иччи бестелесные невидимые существа, к-рые, поселяясь в любой объект, делают его живым; айыы духи, доброжелательные к людям (зоои антропоморфного облика); абаасы духи, недоброжелательные к людям, приносящие болезни и несчастья, обитающие в подземном мире. Долганы оживотворяли все явления природы, верили в духов хозяев тайги, воды, местности, др., к-рым и сегодня оставляют небольшие жертвы, особенно перед началом промысла. Промысловые обряды схожи с эвенкийскими, проводились как с участием шамана, гак и без него. Распространены различные амулеты, изображения духов покровителей синкенов, помогающих в охоте. Были развиты культы медведя, оленя, орла, лебедя, к-рые частично сохраняются. Долганы знали приемы промысловой, вредоносной, лечебной магии. Верили в материальность слова и даже мысли: ими можно было отвести дурное значение сна или нанести человеку вред. В связи с такими представлениями была велика роль сказителей, певцов (ырыахыт). До наст. вр. сохраняется культ огня как семейно-родового покровителя, посредника между людьми и духами. Семейно-родовым покровителем было божество Няджи. Верили в множественность душ, связь телесной души человека (кут) с его небесной душой. Погребальные обряды основаны на вере в загробную жизнь и реинкарнацию души. Хоронили умерших в земле, устанавливали на могиле деревянные ящики или срубы, а также православные кресты. Долганские шаманы считались одними из самых сильных в таймырской тундре, в прошлом их насчитывалось не менее 7 категорий. Они рождались от родового дерева жизни вместилища душ сородичей. Функции их были разнообразны и не сводились к посредничеству между людьми, духами и божествами. Шаман (ойун) имел костюм, колотушку, бубен тунгусского типа. В шаманском костюме сосуществовали две традиции: эвенкийская и якутская. Шаманы камлали в случае болезней, трудных родов, вселяли дух иччи в предметы, к-рые затем становились семейными и охотничьими покровителями сайтаанами (шайтанами). Ими мог стать камень необыкновенной формы, уродливые рога дикого оленя и др. Раз в год долганы проводили праздник Большого дня — встречи солнца. В наст. вр. пережитки традиционных религ. верований сохраняются, особенно среди групп населения, ведущих традиционный образ жизни.

Источник: Религии народов современной России