Догматы

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Догмат
(от греч. dogma – мнение, учение) – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Догматы
положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неоспоримую и неизменную при любых обстоятельствах. Формулируемые догматы конкретизируют официальную доктрину церкви.

Источник: Религиозные термины

ДОГМАТ
исходное основоположение, которое утверждается в религиозных системах и богословии высшими церковными инстанциями и объявляется неоспоримой, непреложной, вечной истиной для верующих.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Догмат
(греч. dogma – учение, постановление) – суждение, положение вероучения, считающееся истиной, не нуждающейся в доказательстве, не подлежащей рациональной проверке и формально‑логической критике.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Догмат
(греч. dogma мнение, учение, постановление) – правила, рамки, законы. В религиозных учениях – это положение веры, принятое за истину Откровения. Подобно аксиоме в математике и постулату в физике догмат не может быть доказан и принимается как основа в вероучении конкретной религии. Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто приводит к религиозным конфликтам.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Догматы
Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о догматах выясняется с большой подробностью. У них догматы есть: 1) непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими, божественными, господними и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личного мнения; 2) догматы есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем они отличаются от правил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, догматы есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви или догматами церковными и 4) догматы есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.

Источник: Православный церковный словарь.

Догмат
(Dogma).
В НЗ словомdogma определяется заповедь, предписание, решение, повеление (Лк 2:1; Деян 16:4; 17:7; Еф2:15; Кол 2:14; Евр 11:23). Впоздней греческой философии название "догмат" закрепилось за доктринальным положением, выражавшим официальную точку зрения того или иного учителя или философской школы.
Со временем слово dogma получило аналогичное значение в христианской теологии. Василий Великий в сер. IV в. отличал христианскую керигму от христианского догмата как вероучительного положения. Впервые "догматические" определения получили официальный церковный статус в 325 г. на Никейском соборе, вероисповедный символ крого содержал положение о единосущности Сына и Отца.
В Средние века Католическая церковь развивала концепциюdepositum fidei ("сокровищницы веры"). Церковь рассматривалась как хранительница определенной суммы истин, крые ей доверялось формулировать и развивать. Со временем, согласно решениям Тридентского (154563) и Первого Ватиканского(1870)соборов, церковные догматические положения стали считаться безошибочными. Так, еще до эпохи Реформации католики видели в догмате истину, объективное содержание крой открывает ся Богом и формулируется Церковью церковным собором, папой или через общую разработку в церковном учении.
С самого начала Реформации протестанты отказались от отождествления догмата с безошибочными церковными положениями. В протестантской мысли любой догмат должен быть проверен на соответствие божественному откровению, запечатленному в Св. Писании. Как отметил К. Барт, "Слово Божье выше догмата, как небеса выше земли" ("Церковная догматика", 1/1, 306). К-ром е того, для реформаторов вера есть личные доверительные взаимоотношения с Богом через Христа; не всегда еледует верить в то, чему учит Церковь. Догмат есть выражение вероучительной истины, края имеет церковный статус, но не притязает на безошибочность.
Эпохальным трудом, в к-ром рассматривались вопросы традиции, преемственности, развития христианских вероучительных положений, стала книга Дж.Г. Ньюмена "О развитии христианского вероучения" (1845). Критическому анализу подвергли историю развития христианской догматики немецкие ученые ?. X. Баур и А. Гарнак. Находясь на различных позициях, те же вопросы изучали трое шотландских ученых У. Каннингем, Р. Рейни и Дж. Орр.
К. Барт пересмотрел прежнее католическое понимание догмата, определив догмат как "согласие церковного провозвестия с откровением, засвидетельствованным в Св. Писании" ("Церковная догматика", 1/1, 304). Догматическое положение принимает форму догмата. В конечном итоге догмат становится "эсхатологическойконцепцией", поскольку, по Барту, никакая человечеекая формулировка не может полностью соответствовать Слову Божьему, пока не наступит Царство Божье. Тем не менее догматическое исследование должно быть свободным в своем анализе отдельных догматов и положительно оценивать их как попытки сформулировать истину откровения.
D.K. МсК1м(пер. Ю.Т.)
Библиография: Н. Berkhof,Christian Faith; В. Lohse,A Short History of Christian Doctrine; J. Orr,The Progress of Dogma; J. Pelican,Historical Theology; W.E. Reiser,What Are They Saying about Dogma? R. Seeberg, Textbookofthe History ofDoctrines; P. Toon,The Development of Doctrine in the Church; O. Weber, Foundations of Dogmatics, I.
См. также: Догматика, Догматическая теология; Систематическая теология.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ДОГМАТЫ
р е л и г и о з н ы е – официально признанные осн. положения религ. вероучения, исповедание к-рых считается непременным условием постижения божества и "спасения". Термин "Д." произошел от слова догма и означает положение религ. вероучения, принимаемое слепо, на веру. Система Д. имеется во всякой оформившейся религии: христианстве, иудаизме, исламе, индуизме и др. В христианстве первая офиц. формулировка Д. была дана в 325 на Никейском соборе и составила т.н. никейский символ веры. В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых Д. и составил вместе с этими дополнениями т.н. никеоцареградский символ, включающий 12 осн. Д. К ним относятся Д. единства и троичности божества, грехопадения и искупления, воскресения Христова, Страшного суда и т.д. Константинопольский Вселенский собор принял специальное постановление о том, что сформулированные им Д. должны "во-веки" оставаться неприкосновенными и неизменными. Тем не менее ход внутрицерк. идеологич. и политич. борьбы вынуждал господств. в церкви группировки формулировать новые Д. В связи с борьбой против монофизитов был принят на 4-м Вселенском соборе Д. о двух естествах Христа – человеческом и божественном, – причем собор обратился к имп. Маркиану с разъяснением о том, что этот новый Д. не дополняет, а только "раскрывает" символ веры. Борьба против монофелитов привела к формулировке 6-м Вселенским собором (681) Д. о двух волях Христа. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял имеющее силу Д. вероопределение об иконопочитании. Православная церковь формально остановилась на Д., принятых Вселенскими соборами, включая седьмой. Католич. церковь (см. Католицизм) неоднократно пополняла число Д., причем основанием для установления нового Д. служило не только решение церк. собора, но и единоличное определение рим. папы, поскольку последний считается непогрешимым главой церкви. Сама эта непогрешимость папы тоже является Д. католицизма. Помимо этого Д., католицизм признает не принимаемые др. христ. вероисповеданиями Д. о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына и нек-рые др. В протестантизме нет твердо установленной системы Д., как нет и центр. церк. учреждения, одной из функций к-рого было бы утверждение этих Д. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что она базировалась только на Библии и не принимала во внимание "священное предание". Однако, поскольку Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую лит-ру, задачей к-рой явилось введение некоего единообразия в истолкование "истин веры". Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как Д. осн. положения катехизиса Лютера. Вся христ. церковь считает Д. "богооткровенными" (см. Боговдохновенность) истинами, полностью содержащимися в Библии и не подлежащими никаким изменениям. Признание того или иного Д. или отказ от такого признания считается монополией церкви, а непогрешимость последней, в частности, по вопросам установления и толкования Д., в свою очередь, является Д. В иудаизме Маймонидом было установлено 13 Д. веры, напр. о вечности и всеведущности бога, о том, что придет мессия, и т.д. В дальнейшем число Д. в иудаизме сократилось до трех. И. Крывелев. Москва. В и с л а м е религ. догматика оформилась в схоластич. богословии – каламе. Осн. Д. ислама – единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден, и нет никого равного ему" (сура 112). Второй Д. – пророч. миссия Мухаммеда, к-рый якобы по внушению свыше сообщил роду человеческому божеств. откровение, записанное в Коране. Помимо того, религ. вероучению ислама свойствен Д. о предопределении, согласно к-рому все дела, слова и мысли любого человека еще до сотворения мира были предопределены аллахом. Человек, по мнению мусульм. богословов, не обладает свободной волей, но имеет способность "приобретать" праведные и греховные действия. В и н д у и з м е осн. Д. являются: признание святости Вед, неравенства людей, переселения душ и др. Е. Беляев. Москва. Богословие в содружестве с наиболее реакц. школами идеалистич. философии ставит своей целью создать нечто вроде "рационального" обоснования Д. Это является, в частности, специальной задачей т.н. догматич. богословия. Решение такой задачи принципиально невозможно, ибо Д. любой религии при попытке их анализа в свете разума обнаруживают свою полную антинаучность, иррациональность, несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. мышление, пытавшееся подчинить себе сознание масс, полностью разрушается развитием научных и атеистических знаний, опровергающих всяческие Д. И. Крывелев. Москва. Лит.: Гарнак ?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; ?ранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Sееberg R., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Lpz., 1908; Dorner ?., Grundriss der Dogmengeschichte, В., 1899; L?demann H., Christliche Dogmatik, Bd 1, Bern, 1924.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДОГМАТ
(греч. dogmatos – полагать, верить) – мысль, ставшая решением воли человека, его твердым убеждением. В смысле бесспорно истинного, основополагающего правила это понятие существует в работах Платона , Фукидида, Ксенофонта, Цицерона, Сенеки, Полибия. В мировых религиях Д., развернутые в систему, обозначают положения вероучения, утвержденные высшей церковной инстанцией в качестве вечных для членов данной конфессии.
Христианская церковь считает, что первоначально Д. были даны Богом «однажды и навсегда» в Священном Писании и Предании, переданы людям через Сына Божия и возвещены апостолами. Поэтому Отцы церкви называют христианские Д. также Божьими, Иисуса Христа, евангельскими, апостольскими.
Догматика стала развиваться, когда началась борьба церкви с ересями и внешнему миру надо было объяснить смысл христианства : большинство ересей (гностицизм , арианство, монофизитство) возникали не из сомнений веры, но из расхождения между актом веры и ее философским обоснованием. Стремление оградить полноту христианства от различных его искажений приводит к воцерковлению эллинизма, к приспособлению греческой философии к восприятию христианства. Соединение этих двух разнородных величин создает раннее христианское богословие, Д. которого вырабатываются на протяжении IV–VIII вв. (в эпоху Вселенских соборов). В частности, единый для всех христиан Символ Веры был определен на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских соборах.
Тогда же был определен тринитарный Д., то есть Д. о Святой Троице. Логической основой обсуждения Божественного Триединства явились «равносильные, равновеликие» и умопостигаемые категории античной философии: бытия, различия, тождества, покоя, движения. По словам А. Ф. Лосева , Д. о Святой Троице есть «неоплатоническая диалектика минус эманация, или минус иерархийная субординация». Однако в этом, как и в других Д., зависимость религиозной мысли от греческой философии – формально-понятийная, но не содержательная. После того как церковь определила тайну Святой Троицы, возник вопрос о другой тайне – как сочетаются во Христе две природы – божественная и человеческая. Третий собор (431 г.) в защиту богочеловечества Христа привел к Д. Четвертого Халкидонского собора (451 г.), утверждавшему в Спасителе полноту Бога и человека «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Последующие Вселенские соборы дополнили Символ Веры Д. о наличии у Христа двух воль и двух действий, Д. об иконопочитании.
Предельно высокий уровень обобщений в Д. и символизм полноты христианской жизни подразумевают неисчерпаемые содержательно-смысловые глубины христианской догматики, позволяют утверждать, что церковная догматика – не набор истин, данных во всем объеме и лишь транслируемых во времени. Церковная догматика, как считают историки церкви, это «ограда», «определения», «указания», куда и как безопасно должна идти христианская мысль, индивидуальная и соборная, в ее поисках ответов на теоретико-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы. Существенными признаками Д. являются умозрительность, богооткровенность, церковность, общеобязательность.
Систематическое изложение Д., их обоснование составляет содержание догматического богословия. В истории его развития выделяются три периода. Первый – от учеников апостолов до появления систематического богословия Иоанна Дамаскина . В этот период в трудах Аристида, Татиана, Тертуллиана, Оригена, Григория Нисского, Августина Блаженного вырабатывается метод, выкристаллизовывается содержание догматического богословия.
Второй период открывается произведением Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», являющимся догматической системой, соответствующей духу вселенской церкви.
Третий период начался с падением Византии. В русской церкви под влиянием Запада интерпретация церковной догматики вначале носит схоластический характер. Только со второй половины XVIII в. появляются оригинальные догматические исследования, не утратившие значения и в наше время.
После разделения христианской церкви в 1054 г. каждая конфессия (православие и католицизм) определяют свою догматику. Католическая церковь приняла догматику Первого, Второго и Четвертого соборов, воплощенную в Символе Веры (триединство Бога, Его богочеловечество и единосущность Богу-Отцу, о спасительной миссии церкви, воскресении из мертвых и Страшном Суде).
В отличие от православия, католичество признает качественное и количественное изменение догматов. Формальные догматические отличия католичества: добавление к Восьмому члену Символа Веры, провозглашающему исхождение Святого Духа от Отца, словно «и от Сына», Д. о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности, Д. о непорочном зачатии Божией Матери и Ее телесном вознесении на небо, чистилище.
В настоящее время все конфессии в той или иной мере отказываются от традиционного буквализма в понимании Д. В новых интерпретациях церковной догматики просматривается сильное влияние политических, экологических и других светских доктрин о путях и целях социального развития, влияние современной философской антропологии.
Интерпретация церковных Д. коренным образом отличается от такого явления, как догматизм светской мысли, то есть абсолютизация, антиисторический подход к историчному, ограниченному человеческому знанию. Изучение религиозной догматики в рамках религиозной философии – это попытка сохранить вечное, богооткровенное в меняющемся, подверженном «порче» «тварном» мире.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
399.12 кб

Размышления об одной теологической дистинкции, сообразно которой говорится, что некоторые догматы ве

Бойль Роберт , Апполонов Алексей
Это перевод на русский язык одной из работ Роберта Бойля, посвященной проблеме веры и разума. Согласно Бойлю, некоторые истины христианской религии превышают познавательные возможности человеческого разума.
Читать PDF
4.45 мб

Идея соборности и догмат Троицы: богословские предпосылки философского принципа

Анисин Андрей Леонидович
Христианство предложило уникальную идею относительного Божественного Сверхбытия догмат Троицы.
Читать PDF
141.85 кб

«Диалог» Г. Галилея и догмат о божественном всемогуществе (несколько замечаний о философско-методоло

Дмитриев Игорь Сергеевич
В статье рассмотрены те философские разногласия между Галилеем и теологами Римской курии относительно природы научного познания, которые сыграли важную роль в инквизиционном процессе над итальянским ученым (1633).
Читать PDF
65.92 кб

В. П. Визгин "догмат веры" физика-теоретика: "предустановленная гармония между чистой математикой и

Гудимова С. А.
Визгин В.П. "Догмат веры" физика-теоретика: "Предустановленная гармония между чистой математикой и физикой" // Проблема знания в истории науки и культуры. СПб., 2001. С.121-141.
Читать PDF
468.39 кб

Августин и Пелагий: Догматическое содержание и исторические параллели великой полемики V века

Василий Смагин
Читать PDF
216.61 кб

Историческое осмысление "Востока" и "Запада" в догматической, критической и символической парадигмах

Ерыгин Александр Николаевич
Читать PDF
372.05 кб

Догмат о Троице как потенциальный краеугольный камень современной монотеистической апологетики

Гнусин Павел Игоревич
В работе представлена связь между философским взглядом на природу Бога и христианским догматом о Святой Троице. Показана потенциальная роль догмата о Троице в качестве основы одной из линий христианской апологетики.
Читать PDF
330.39 кб

Догмат «единосущия» в сочинениях Святых Отцов Православной Церкви и в богословии священника Павла Фл

Николай Николаевич Павлюченков
Статья содержит краткий обзор свидетельств трактовки догмата «единосущия» и различения понятий «сущность» и «ипостась» в трудах св. Афанасия Александрийского и каппадокийских Отцов Церкви IV века.
Читать PDF
5.87 мб

Проблема соотношения религиозного догмата и религиозного

Павлюченков Николай Николаевич
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с историей отечественного и зарубежного религиоведения. Исследуются малоизученные аспекты в религиозно-философском и богословском наследии П. А.
Читать PDF
1.20 мб

Скептицизм и догматизм как методологические установки

Николаев Евгений Александрович
В статье обосновывается возможность рассмотрения догматизма и скептицизма как методологических установок, не сводимых к совокупности приемов исследовательской деятельности или последовательности действий, необходимых для получения
Читать PDF
209.78 кб

Дискуссии о догматическом развитии на Религиозно-философских собраниях 1903 года

Евлампиев Игорь Иванович
Читать PDF
493.99 кб

Творение и искупление (Выяснение значения этих догматов для решения вопроса жизни)

Н. М. Боголюбов
Читать PDF
4.05 мб

Мировоззрение и методология на пороге XXI века: противоположность догматизма и потенциализма

Прохоров Михаил Михайлович
The article discusses the interconnection of world outlook and methodology and looks at the dogmatic nature of substantialism. It also analyses the essence of potentialism forms, etc.
Читать PDF
14.18 мб

ФИЛОСОФСКИЙ РЕАЛИЗМ ПРОТИВ ДОГМАТИЗМА ШКОЛ. ОТВЕТ ДМИТРИЮ КРАЛЕЧКИНУ

Глухов Алексей
В статье дается ответ на рецензию моей книги «Перехлест волны. Политическая логика Платона и преодоление платонизма в постницшеанской волне» (Москва, 2014), написанную Дмитрием Кралечкиным.
Читать PDF
231.20 кб

Церковная догматика (i, 2, §17). Откровение Божие как «Снятие» религии

Барт Карл
Во впервые переведенных на русский язык фрагментах «Церковной догматики» Карл Барт излагает свои идеи по поводу отношения религии (естественной человеческой религиозности) и христианского откровения.

Похожие термины:

  • ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ

    осн. положения христ. вероучения, официально провозглашенные церковью в качестве обязательных для всех ее последователей. В христ. богословии Д. х. определяются как «истины вероучения, абсолютные
  • ДОГМАТЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ

    осн. формулы вероучения, истинность к-рых считается неоспорнмой, не подлежащей пересмотру или изменению. Все они объявляются богоустановленнымн, воспринятыми «отцами и учителями церкви» через бо
  • ДОГМА или ДОГМАТ

    греч. "мнение" или "общее убеждение") - первоначально это учения философских школ. В христианстве "догматы" - вероучительные истины, обсужденные и принятые на Вселенских Соборах. Они даны в ответ на е
  • ХАЛКИДОНСКИЙ ДОГМАТ

    - центральный для христологии и христианской антропологии догмат о Богочеловечестве Христа - о двуединстве совершенного Бога и совершенного человека во Христе. Принят на IV Вселенском Соборе в 451 г
  • ДОГМАТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    греч. - учение, мнение) - основные формулы вероучения, истинность которых считается неоспоримой. Все они объявляются богоустановленными, воспринятыми "отцами и учителями церкви" через божественное
  • ДОГМАТИЗМ

    некритическое следование некоторым положениям, отрицание роста научного знания.
  • Догматизм и релятивизм

    Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными пр
  • Догматика

    часть богословия, в которой излагаются основные истины христианского вероучения.
  • ДОГМАТИК

    от греч. dogma - мнение, постановление, решение) - мыслители, которые принимают некоторые положения или принципы на веру за непререкаемую истину, несмотря на то, что эти положения могут иметь абстрактн
  • Догматика, Догматическая теология

    (Dogmatics). Раздел теологии, в к-ром делается попытка выразить вероучение и догматы христианства, возвестить "весь совет Божий" (Деян 20:27) в систематической форме. Поскольку никто из представителей догм
  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    противоположность творческого диалектического мышления. Д. М. рассматривает знание как нечто застывшее, неизменное (как догмы). Для Д.м. характерны авторитарность, антиисторичность, схематичность
  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    - Модернизм подверг критике рационалистическое понимание соотношения разума и догмата: догмат безошибочен, а разум должен согласиться с ним без всяких вопросов; подобное согласие - еще не вера, он
  • Догматическое богословие

    одна из важнейших составных частей системы христ. теологии, обосновывающая истинность основных положений вероучения. Все церкви считают религиозные догмы неизменными, абсолютными и вечными прав