ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ
в широком смысле существенные элементы христианского вероучения, абсолютно авторитетные для всех верующих; в узком смысле — особые вероопределения по конкретным вопросам, принятые церковными соборами (напр., христологический догмат—ем. Христология, догмат об иконопочитании). Согласно церковному учению, догматы суть богооткровенные истины веры (и потому называются догматами Божиими), которые формулируются богословами и утверждаются на церковных соборах (и потому они—церковные догматы). Догматы касаются теоретических установок, определяющих учение о Боге и человеке и религиозное мировоззрение в целом. Они играют роль основополагающих метафизических и богословских утверждений, на которых в свою очередь строится нравственное учение, а также различные христианские концепции—социальные, политические, эстетические и т. д., являющиеся по существу производными от догматического учения. В комплексе богословских дисциплин «догматика» — синоним «систематического богословия». Догмат как общеобязательную истину веры, от которой зависит адекватное понимание пути спасения, отличают от частного богословского мнения по тем или иным вопросам (теологумена), не имеющим определенного ответа в Священном Писании и Предании. Вместе с тем сама догматическая формулировка (даже соборно утвержденная), необходимая для того, чтобы отсечь ложные пути богословской мысли, не является адекватным вербальным выражением той духовной реальности, которую она описывает. С богословской точки зрения для человеческого разума Бог остается, в строгом смысле слова, непознаваемым. Рациональное богопознание ограничивается утверждениями, которые делаются на основе Откровения (Священного Писания), а также исследования природного мира, несущего на себе печать Творца. Таким путем идет позитивное (катафатическое) богословие, ключевыми моментами которого являются христианские догматы. Его необходимо дополняет негативное (апофатическое) богословие, идущее путем последовательного отрицания всех утверждений о Боге, поскольку в конечном счете любое словесное обозначение Бога есть не что иное, как создание его идола. Подлинное богопознание с христианской точки зрения возможно только в опыте непосредственного общения человека и Бога. Поэтому догмат — не дефиниция божественной реальности, но скорее ее «логическая икона» (Г. Флоровский), задающая направление и пределы для богословского созерцания. Вместе с тем, будучи сформулирован и принят церковью, догмат становится «правилом веры». Православная церковь считает достаточными древние христианские догматы, Римско-католическая практикует принятие новых (напр., в 1950 догмат о взятии в небесную славу Девы Марии). Многие современные богословы, особенно протестантские, не отрицая значения древних догматических формулировок, настаивают на необходимости выражения и истолкования догматов на новом богословском языке, с учетом эволюции теологической и научно-философской мысли. Целью такой реинтерпретации является достижение адекватного понимания христианства в контексте современной постхристианской культуры.
А. И. Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия

ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ
осн. положения христ. вероучения, официально провозглашенные церковью в качестве обязательных для всех ее последователей. В христ. богословии Д. х. определяются как «истины вероучения, абсолютные по своей верности, несомненно происходящие из откровения свыше, непогрешимые и неизменные». Отрицание любого Д. х. расценивается церковью как ересь и влечет за собой предание анафеме. Первые Д. х. были приняты на I и II вселенских соборах (325 и 381) и получили название символа веры, к-рый включает догматич. положения о троице, «грехопадении» человека, земном воплощении Христа как сына божия, как посредника между богом и людьми, его искупит, жертве во имя «спасения» человечества, смерти и последующем воскресении Христа, его втором пришествии, грядущем страшном суде и др. Установление системы Д. х. было обусловлено превращением христианства в гос. религию Римской империи и стремлением клира оградить вероучение от критики. Вопреки церк. учению об абс. характере Д. х., они с самого начала претерпевали изменения («уточнения» и «дополнения»). Так, на III вселенском соборе (431) был в борьбе с несторианством установлен догмат о Христе как богочеловеке; ожест. борьба вокруг иконоборчества привела церковь к догматизированию на VII вселенском соборе в 786—787 иконопочитания и т. д. В догматах были закреплены наиболее нелепые и фантастич. положения христ. вероучения. Глубокий мистицизм, откровенная враждебность науке и здравому смыслу - таковы черты Д. х., определяющие их крайне реакц. характер.
Разделение христианства (в результате особенностей истор. развития зап. и вост. частей Римской империи) на православие и католицизм (1054) повлекло дальнейшее изменение системы «неизменяемых» Д. х. В отличие от православия, католицизм пошел по пути умножения догматов. Были приняты католич. догматы о филиокве, чистилище, праве церкви вменять добрые дела «праведников» «грешникам», непорочном зачатии не только Христа (общехрист. догмат), но и богородицы (1854), о непогрешимости римских пал (1870), телесном вознесении девы Марии (1950). Протестантизм, ревизуя в интересах молодой буржуазии все учение католицизма, наоборот, отверг многие догматы как «не содержащиеся в Библии». Он, однако, не создал единой системы догматов: разл. протестантские церкви и течения решают этот вопрос различно. Осн. догматич. особенностью большинства направлений протестантизма является учение о «спасении верой» («оправдании верой») в противовес католич. и правосл. учениям о «спасении» через посредничество церкви и духовенства и «добрые дела». Протестантизм признает источником вероучения лишь «свящ. писание» (Библию), в то время как правосл. и католич. церкви считают таким источником, наряду с Библией, и «свящ. предание». Среди протестантских течений существует разл. отношение к кальвинистскому догмату о предопределении и иным догматич. установлениям.
Ни правосл., ни католич., ни протестантская догматика не имеют ничего общего с наукой. В основе основ Д. х., как и догматов др. религий, лежит прямой запрет научного подхода к вопросам вероучения, что ярко выражено в угрозе анафемы за одно лишь сомнение в том или ином догмате.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
423.60 кб

Догматические споры в христианской церкви 60-70-х гг. Iv века

Оганнисян Оганнес Ваагович
В статье рассматриваются особенности тринитарных споров 60-70-х гг. IV века.
Читать PDF
253.82 кб

Диалектическая взаимозависимость христианских религиозных догматов и стереотипов

Шмелев Валерий Юрьевич, Саженова Светлана Афанасьевна
Данная работа посвящена сравнительному анализу религиозных догматов и социальных стереотипов, их общему, особенному и взаимозависимости.
Читать PDF
282.50 кб

Утверждение догматических основ христианской государственности. Особенности возникновения христианск

Ахмедов Руслан Маратович
В настоящее время международное сообщество сталкивается с большим числом региональных и глобальных проблем, конфликтов на национальной и религиозной почве.
Читать PDF
581.50 кб

"Сошествие во ад" vs "легенда о великом госте": христианский догмат в этнорелигиозной системе осетин

Кцоева Султана Гильмидиновна
Статья посвящена анализу христианских интерференций в самобытной этнорелигиозной системе осетин. В «Осетинских этюдах» Миллер со ссылкой на работу Б. Гатиева привел легенду о Барастыре.
Читать PDF
463.72 кб

Сопоставление трудовых мотиваций в христианской догматике, теоретической мысли и советском законодат

Марцева Лидия Михайловна
Автор рассматривает причины глубинных противоречий современного общества, прибегая к трудам русских мыслителей П. Сорокина, Л. Тихомирова, Н. Фёдорова.
Читать PDF
273.93 кб

Концепт богочеловечества в философии В. С. Соловьева как рецепция христианской догматической доктрин

Бабич Владимир Владимирович
Анализируется рецепция концепта богочеловечества из христианского догматического богословия в русскую религиозную философию в работах В.С. Соловьева.