ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1836 - 1861) - русский критик. Сын священника; учился в духовном училище. В 1853 г. поступил в педагогический институт в Петербурге. Еще будучи студентом, Добролюбов стал посылать свои критические статьи и заметки в передовые журналы того времени: "Современник" и "Отечественные Записки". По окончании института Добролюбов целиком отдается публицистической деятельности и становится одним из наиболее выдающихся сотрудников "Отечественных Записок". В своих статьях Добролюбов еще с большей определенностью, чем Белинский, выдвигал на первый план общественный момент в литературе и критике. С этой точки зрения Добролюбов приветствовал каждое новое произведение русской литературы, тесно связанное с общественной жизнью и написанное в реалистических тонах. Главнейшие критические статьи Добролюбова: "Когда же придет настоящий день", "Обломовщина", "Темное царство" и пр. /Т. 8/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
род. 24 янв. 1836, Н. Новгород - ум. 17 нояб. 1861, Петербург) - рус. литературный критик, просветитель, философ. С 1856 печатался в журнале "Современник". В ряде глубоких теоретических статей ("О значении авторитета в воспитании", 1857; "Органическое развитие в связи с его умственной и нравственной деятельностью", 1858; "Роберт Овен и его попытки общественных реформ", 1859) затрагивал вопросы педагогики, эстетики, философии. Философия, по Добролюбову, должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать общественные пороки, способствовать развитию в человеке благородных стремлений, законов общественной солидарности. Он считал, что в основе природы и человека лежат не противоположности, а единство, гармония; в такой же гармонии существуют душа и тело человека. Философско-историческая концепция Добролюбова была по преимуществу просветительско-антропоцентрической.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
(1836 - 1861) - рус. революц. демократ, лит. критик, философ-материал ист, атеист, соратник Чернышевского Н. Г. Работая в журнале «Современник» в 1857 - 1861, он развернул пропаганду материализма и атеизма в подцензурной печати. Критикуя соч. апологетов религии, он подводит читателя к атеистнч. выводам. Так, указывая на абсурдность утверждения, будто «можно сделать что-нибудь из ничего» (Собр. соч. В 9-тн т., т. 3, с. 282), объясняя, что вне материн никакой силы существовать не может (т. 4, с. 260), что «началом психической деятельности» является мозг, что в природе «везде одна н та же материя, только на разных ступенях развития» (т. 4, с. 263), Д. отвергает, т. о., существование бога н бессмертной души. Критикуя апологетов христ. морали, Д. отста и вает п ра во человека на «самостоятельное свободное действие» (т. 3, с. 347). Религия у Д. - историч. явление (т. 3, с. 399), причина к-рого кроется в «жизненных отношениях» (т. 6, с. 325). Ее преодоление он связывал с соц. преобразованиями, с обеспечением свободы совести.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород— 17 ноября (29 ноября) 1861, Петербург] —русский литературный критик, публицист, поэт, философ. В 1853—57 учился в Главном педагогическом институте в Петербурге. Кружок, который образовался вокруг него в институте, первоначально вырабатывал критическое отношение к религии, но вскоре основное внимание его сосредоточивается на политических вопросах. Именно в студенческие годы Добролюбов формируется как революционный демократ. В 1856 он познакомился с Н. Г. Чернышевским, стал его учеником и единомышленником, начал сотрудничать в журнале «Современник», с 1857—один из его ведущих сотрудников. Последние годы своей недолгой жизни тяжело болел. В 1860—61 лечился за границей, но продолжал писать и печататься в журнале. Публикации в «Современнике» составляют основное наследие Добролюбова. Важнейшие работы посвящены анализу различных литературных произведений. Добролюбова интересовали не столько свойственные им эстетические достоинства и недостатки, сколько поднятые в литературе общественные проблемы. Он считал, что существующие в стране общественные отношения не отвечают целям высшей справедливости и требуют коренных изменений. Соч.: Собр. соч., т. 1-9. М.-Л., 1961-1964.
Лит.: СедовМ. Г. Изучение наследия Н. А. Добролюбова в прошлом и в наше время.—«Вопросы истории», 1987, № 6, с. 24—37; Творческое наследие Добролюбова. М., 1988. Архивы: РГАЛИ, ф. 166; ПД, ф. 97.
А. Д. Сухов

Источник: Новая философская энциклопедия

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
(1836—1861)—великий русский революционер-демократ, философ-материалист, лит. критик. Д. был ближайшим другом и соратником Н. Г. Чернышевского, к-рый очень высоко ценил его как борца против самодержавия и в 1857 поручил ему заведование критико-библиогр. отделом «Современника». Атеистич. (взгляды Д. сформировались прежде всего под непосредств. влиянием А. И. Герцена, В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Он глубоко изучал и труды зарубежных мыслителей - франц. материалистов, Л. Фейербаха. Полностью разделяя филос. взгляды Чернышевского, его критику филос. идеализма и связи идеализма с религией, Д. в ряде работ высказал глубокие замечания по филос. вопросам, подверг критике религ.-мистич. взгляды философов-идеалистов и, в частности, проф. физиологии в Казанском ун-те В. Ф. Берви. Д. не мог из-за цензуры открыто критиковать русскую правосл. церковь. Как Чернышевский и Белинский, он критиковал православие под видом разоблачения католицизма, ислама, буддизма и брахманизма. При этом Д. направлял свою критику не на те стороны назв. религий, к-рые отличают их от православия, а на те, которые присущи и ему: связь религии и политики, антинар. роль духовенства, сущность «свящ. книг» и пр. Д. выступал за полное преодоление религии, доказывал, что религия - явление историческое, имеющее свое начало и конец. Не освободившийся от идеализма в понимании движущих сил развития общества, Д., как и др. предшественники с.-д-тии, пытался объяснить религ. сознание из самого же сознания человека. Вместе с тем у него были догадки о том, что и социальные силы, подобно силам природы, порождают религию.
Вместе с Н. Г. Чернышевским, А. И. Герценом и В. Г. Белинским Д. считал, что религию можно преодолеть посредством просвещения при условии уничтожения эксплуатат. строя. Д. выступал за свободу совести, отделение школы от церкви, считая это необходимыми условиями преодоления религии. Важнейшие произведения Д., в к-рых дается критика религии и церкви, вошли в сборник его работ «О религии и церкви» (М., 1960).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
1836-61) - рус. литературный критик и публицист, философ-материалист, революционный демократ. Д. внес мн. нового в разработку философии «антропологического материализма», в материалистическое обоснование теории морали и нравственного воспитания. Усматривая основы нравственного развития в обстоятельствах общественной жизни, Д. полагал, что путь к моральному прогрессу об-ва лежит через социальную революцию, через разрушение эксплуататорского строя, держащего массы в нищете и невежестве. В центре философии морали Д. ставил человека, осн. мотивы («естественные стремления») его деятельности. Антропологизм обоснования морали у Д. проявлялся в трактовке проблемы общечеловеческого, основу к-рого составляет, с его т. зр„ «внешний общечеловеческий интерес, независимый от частных, гражданских и политических соображений». Вместе с тем Д. считал необходимым при оценке поступков человека учитывать условия, в к-рых он формировался и к-рые диктуют ему способ поведения. Д. настаивал на детерминистском подходе к изучению поведения человека, возражал против «абсолютной свободы воли», против произвола, оборачивающегося рабской зависимостью от случайных обстоятельств. Как основу морали Д. рассматривал труд и интересы народных масс. Моральным, считал Д., может быть только действие во имя высоких идеалов Революционная направленность этики Д выявилась и в его суждениях о «новых людях», к-рые высокие нравственные идеалы соединяют с позитивным знанием и практической деятельностью во имя освобождения народа. Большое место в этике Д. занимает концепция «разумного эгоизма» (Эгоизма теории), обосновывающая органическое соединение высоких общественных идеалов с индивидуальными интересами людей, связывающая мораль с человеческими потребностями. Наиболее четко и полно суть этой концепции выражена в статье «Николай Владимирович Станкевич» (1857): «Кажется, не того можно назвать человеком истинно-нравственным, кто только терпит над собою веления долга, как какое-то тяжкое иго... а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение», позволяли находить «в счастье других собственное счастье». Др. работы Д. по проблемам этики: «О значении авторитета в воспитании» (1857), «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (1858), «Роберт Овен и его попытки общественных реформ» (1859).

Источник: Словарь по этике

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836—61)
рус. революционный мыслитель-демократ, критик и публицист, в философии — материалист и атеист; соратник Чернышевского. С 1856 печатался в журнале “Современник”, в 1857—61 вел в нем отдел критики и библиографии. За 5 лет журналистской деятельности Д. написал ряд глубоких теоретических статей по вопросам искусства и науки, затрагивающих проблемы педагогики, эстетики, философии: “О значении авторитета в воспитании” (1857), “Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью” (1858), “Роберт Овен и его попытки общественных реформ”, “Что такое обломовщина?”, “Темное царство” (1859), “Когда же придет настоящий день?”, “Черты для характеристики русского простонародья”, “Луч света в темном царстве” (1860), “Отец Александр Гавацци и его проповеди” (1861) и др. При обращении к философским проблемам Д. с позиций материалистического антропологизма отстаивал принцип единства природы и человека, физиологических и психических процессов в человеческом организме, отвергая идеализм, дуализм (как скрытую форму идеализма), вульгарный материализм. В вопросах гносеологии выступал против агностицизма и скептицизма. Опираясь на идеи Фейербаха, Д. критиковал осн. догматы христианской теологии (особенно идею бессмертия души), раскрывал сущность и особенности др. форм религиозной идеологии (индуизма, буддизма, мусульманства, учения иезуитов и пр.). Удовлетворение нужд, потребностей, интересов народов, развитие их самодеятельности Д. считал важнейшим критерием исторического прогресса. Показывая социальную обусловленность человеческих действий и вместе с тем определяя деятельность как наиболее сущностное, “природное” качество личности, он тем самым обнаруживал ограниченность антропологического принципа. По сравнению с Чернышевским Д. уделял меньше внимания разработке социалистической теории, но занимал здесь примерно те же позиции, мечтая об об-ве, где бы “значение человека... определялось его личными достоинствами”, а “материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда...”. В области эстетики Д. развивал традиции Белинского, указывая на социальное назначение литературы и искусства — изображать “неестественность общественных отношений” в тогдашней действительности, определять “естественные стремления” народа, искать в жизни идеал. Д. разработал концепцию “реальной критики” как способа исследования жизни. Видя свою гл. цель в пробуждении и развитии самосознания российского об-ва, он полагал вместе с тем, что только революционные действия масс в состоянии радикально преобразовать существующие порядки, сломать отличающийся “коренной дрянностью” самодержавный политический механизм, покончить с “темным царством” крепостничества. Д. бичевал мнимо-радикальный характер либерального литературного обличительства, требовал от передовых людей революционного “дела”.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Добролюбов Николай Александрович
 (1836—61)—рус. революционный мыслитель, материалист, критик и публицист, соратник Чернышевского. Род. в семье священника. Окончил духовную семинарию в Нижнем Новгороде (1853) и Главный педагогический ин-т в Петербурге (1857). С 1856 сотрудничал в «Современнике», .вел в нем (1857— 61) отдел критики и библиографии. За пять лет творческой деятельности Д. написал много статей по вопросам науки (педагогика, эстетика, философия) и искусства. Важнейшие из них: «О значении авторитета в воспитании» (1857); «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (1858); «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» (1858); «Литературные мелочи прошлого года» (1859); «Роберт Овен и его попытки общественных реформ» (1859); «Что такое обломовщина?» (1859); «Темное царство» (1859); «Когда же придет настоящий день?» (1860); «Черты для характеристики русского простонародья» (I860); «Луч света в темном царстве» (1860). Обращаясь к различным философским проблемам, Д. учитывал данные совр. ему естествознания, отстаивал принцип генетической общности природы и человека, материалистическую идею единства психических и физиологических процессов в человеческом организме, выступал против философского дуализма, боролся с агностицизмом и скептицизмом в вопросах познания и т. д. В этом плане Д. вел полемику против разрыва «души» и тела—одного из догматов христианской религии, критика к-рой составляла важнейшую задачу передовых рус. мыслителей сер. 19 в. Основоположника науки о человеке как цельном, едином существе Д. видел в Фейербахе. Обращаясь к общественным вопросам, показывая социальную обусловленность человеческих действий, Д. фактически вскрывал недостаточность и ограниченность антропологического принципа. Д. стремился к историзму, отстаивал принцип развития в природе и об-ве. Хотя по сравнению с Чернышевским Д. уделял меньше внимания разработке социалистической теории, он стоял в осн. на тех же позициях, что и его учитель, боролся за развитие России по пути социализма. Д. был крупным эстетиком. Развивая традиции Белинского, он указывал на социальное назначение литературы и искусства — изображать «неестественность общественных отношений» в тогдашней действительности, определять «естественные стремления» народа, искать в жизни идеал. Главное достоинство писателя-художника состоит в правде его изображений, писал Д. Разрабатывая положение о «реальной критике» как способе исследования жизни, видя свою гл. цель в пробуждении и развитии самосознания рус. общества, Д. полагал вместе с тем, что только революция, революционное действие самих масс в состоянии коренным образом изменить существующие порядки, сломать отличающийся «коренной дрянностью» самодержавный механизм, покончить с «темным царством» крепостничества. Д. бичевал мнимо радикальный характер либерального литературного обличитель-ства. Он мечтал о таком об-ве, где бы «значение человека... определялось его личными достоинствами», а «материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда».

Источник: Философский словарь. 1963

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
1836—61)—рус. революционер-демократ, мыслитель-материалист, литературный критик, публицист, поэт, соратник Чернышевского. С 1857 г. сотрудничал в журнале «Современник», возглавлял в нем отдел критики и библиографии (1857—61). Эстетические воззрения Д. отчетливо выражены в многочисленных литературно-критических и публицистических статьях. Лит-ра и иск-во рассматриваются в них «как выражение общества, а не как что-то отдельное и совершенно независимое». Выступая последовательным и решительным противником теории «искусства для искусства», важную роль в худож. произв. Д. отводит «пропаганде». В зависимости от того, «что и как» пропагандируется, определяется «достоинство» автора и его творения. Осн. материалом, на базе к-рого строилась эстетическая теория Д., была худож. лит-ра. Передовые идеи, создание образа нового, стремящегося к революционному преобразованию жизни героя, внимание к трудовому народу составляют ее общественную роль. Вместе с тем Д. занимает не только момент идейный, содержательный, но и проблема художественности, специфики иск-ва. Требование «жизненной правды» выступает как осн. при определении места и значения того или иного худож. произв. Однако художник, по Д.,— не «пластинка для фотографии», не простой копиист действительности. Он должен проникать в «смысл» явлений, обобщать свои наблюдения, находить между ними связь, перерабатывать «в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности», создавая собственный худож. мир. Подлинно талантливый писатель не только открывает новые способы худож. освоения действительности, но и своими творениями позволяет глубже постичь жизнь, ее закономерности, ее «общий, таинственный смысл», нередко опережая научные исследования. Для Д. примером .такого художника был У. Шекспир, а в рус. лит-ре — Пушкин, Н. В, Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев. Свойственное революционно-демократической эстетике признание особой общественной роли худож. лит-ры связывалось у Д. с требованием значительности содержания: выбор предмета изображения небезразличен для определения «степени таланта» художника. «При совершенно равном таланте будет, вероятно, некоторая разница в живости, силе и поэтичности изображения, если одному из двух поэтов дать описывать стеариновую свечку, а другому звездное небо». Актуальность проблематики выступает у Д. как качество, способствующее выполнению лит-рой и иск-вом их социального назначения. Но и самый высокий идейный замысел не оправдан, если нарушена художественная правда (Правда художественная). К дидактизму, декларативности в иск-ве (Дидактика в искусстве) Д. относился негативно. Общественно-воспитательная функция иск-ва определяется, по Д., эстетическим переживанием, в основе к-рого лежит реалистическое изображение жизни в свете идей социальной справедливости. Формулируя принципы своей «реальной» критики, Д. придает большое значение мировоззрению художника. И хотя «не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им», но если он мыслит «правильно», действительность отражается в его произв. «ярче и живее». Гл. задачей будущего развития лит-ры и иск-ва Д. считал выражение общенародных интересов, утверждение принципа народности (Народность искусства). Имея в виду прежде всего трудящиеся массы (крестьянство), он требовал создания «партии народа в литературе». Во мн. близкий по своим позициям эстетике Просвещения, Д. в то же время вместе с Белинским, Герценом, Чернышевским стал одним из основоположников рус. революционно-демократической эстетики. Важнейшие статьи, в к-рых выражены его эстетические взгляды; «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858), «Литературные мелочи прошлого года» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Темное царство» (1859), «Когда же придет настоящий день?» (1860), «Черты для характеристики русского простонародья» (1860), «Луч света в темном царстве» (1860), «Забитые люди» (1861).

Источник: Эстетика: Словарь

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
литературный критик и публицист, ближайший последователь и сотрудник Чернышевского. Закончил духовное училище, затем духовную семинарию. С 1853 г. Д.- в Петербурге, где поступил в Главный педагогический ин-т на историко-филологический ф-т. В 1856 г. Д. познакомился с Чернышевским я опубликовал первую статью в "Современнике" -  "Собеседник любителей российского слова" (№ 8, 9). По окончании ин-та, в 1857 г., он возглавил критико-библиографический отдел "Современника" и вскоре наряду с Чернышевским и Некрасовым занял ведущую роль в журнале. В центре мировоззренческой позиции Д. -   просветительство, борьба с феодально-сословным неравенством, защита суверенных прав человека, вера в торжество разума, справедливости и гуманизма. Д. резко критиковал идеалистические теории, богословие, а также чистую академическую теорию, оторванную от жизни, считая, что "весь смысл искусства и философии состоит в том, чтобы пробуждать от сна задремавшие силы народа". По его мнению, в основе природы и человека лежат монизм, гармония, в мире все развивается от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному, человек - последняя ступень эволюции материального мира. В рецензии на кн. В. Ф. Берви "Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни" Д. критиковал идеалистические идеи об отыскании нематериальных начал в природе. В рецензии на кн. Савича "О неизбежности идеализма и материализма" Д. доказывал, что априорных истин не существует. Все идеи, возникающие в сознании человека, рождаются из реальной действительности и представляют собой отображение материальных предметов, существующих независимо от человека и воздействующих на его органы чувств. Все, что произвел человеческий ум, приобретено в опыте человеческой жизни. Если мысли нематериальны и невещественны, то это вовсе не означает, по Д., что они возникают самопроизвольно, сами из себя, или внушены какой-то сверхъестественной силой. Содержание мысли берется исключительно из познания внешних предметов. Цель философского анализа, по Д., отыскание материальных причин, начал всех идей и мыслей людей, с тем чтобы преобразовать эти материальные начала сообразно требованиям человеческой природы и разума (рец. на соч. архимандрита Гавриила (Г. М. Кикодзе) "Основания опытной психологии", ст. "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью"). Люди, полагал Д., тем более способны к правильному, логическому мышлению, чем более обширными и всесторонними знаниями о предметах материального мира они обладают. Поэтому, считал Д., рус. народ должен создать в России такие общественные условия, к-рые способствовали бы распространению научных знаний. Материализм Д., так же как и Чернышевского, основывался на антропологическом принципе. Если мы хотим, считал Д., чтобы развивался ум человека, нужно обратить внимание на его физическое состояние, на его здоровье, соответственно нужно, чтобы об-во позаботилось о его материальном благополучии. Условием нормального развития человека должно быть состояние, при к-ром он, не мешая другому, беспрепятственно мог пользоваться всеми благами народа, а также справедливой долей общественных благ. Истинно нравственным является человек, добивающийся гармонии между потребностями своей природы и требованиями долга, эгоизмом и "симпатическими отношениями" к другим. Историю Д. представлял как процесс, в ходе к-рого "естественный", или "разумный", порядок вещей подвергался "искусственным искажениям" (пример - крепостные отношения). Поэтому смысл истории состоит в движении человечества к "разумным" ("естественным") началам, от к-рых оно отклонилось. Искажения эти вытекают не из природы человека, они - следствие ненормальных общественных отношений, следовательно, эти отношения подлежат исправлению, причем не "мирным прогрессом при инициативе сверху, под покровом законности", а коренным, радикальным образом. "Естественные" общественные отношения, по Д., основываются на труде, вся история - это борьба "людей трудящихся" с "дармоедами", а степень уважения к груду определяет истинную ценность той или иной цивилизации. Эстетика Д., как и всех шестидесятников, противостоит теории "искусства для искусства". Литература, считал он, это "сила служебная", значение к-рой в пропаганде, в просвещении и служении об-ву. Между истинным знанием и истинной поэзией по существу нет разницы. "Правда" художественного произв. - это "человеческая правда", призванная выражать дух народа, высшие человеческие идеалы. Д. развивал концепцию "реальной критики" (впервые употребив термин "реализм" для характеристики художественного стиля в ст. "О степени участия народности в развитии русской литературы").

Источник: Русская философия: словарь

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
24. 1(5. 2). 1836, Н. Новгород, ныне Горький, - 17(29).11.1861, Петербург], рус. лит. критик, публицист, просветитель, революц. демократ и философ-материалист. С 1857 постоянный сотрудник журн. «Современник», ближайший помощник и друг Чернышевского.
В философии Д. выступал как непримиримый противник теологии, схоластики, а также сугубо академич. теории, оторванной от жизни. Философия, по его мнению, должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать обществ. пороки, пробуждать «задремавшие силы народа», способствовать развитию в человеке благородных стремлений, уважения к началам справедливости, понимания прав и обязанностей человека, законов обществ. солидарности.
Для Д.-философа не борьба, не противоположность начал, а единство, монизм, гармония лежат в основе природы и человека, ибо материя мыслится как единственно сущее, а потому ее коренные, неотъемлемые силы отдельно существовать не могут. Тезис о материальном единстве мира дополнялся учением о развитии: в мире все развивается от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному; повсюду одна и та же материя, только на разных ступенях развития; человек - последняя ступень развития материального мира; как и все в мире, душа и тело в человеке находятся в единстве, гармонии. Выступая с антропологич. позиций против идеалистич. учений о дуализме телесного и духовного начал в человеке, Д. считал сознание продуктом телесной организации, определяя душу как силу, проникающую и одушевляющую весь телесный состав человека; одна и та же сила действует во всем теле; высокой степени сознания она достигает в «отправлениях» нервной системы и особенно мозга. Если мы хотим, считал Д., чтобы развивался ум человека, нужно обратить внимание на его физич. состояние, на его здоровье, к-рое представляет собой верховную цель развития человека; соответственно нужно, чтобы общество позаботилось о материальном благополучии человека.
В противовес концепции «врожденных идей» Д. доказывал, что источником знаний являются впечатления от внеш. мира, из к-рых в процессе психич. деятельности возникают понятия и суждения; изучение предмета, наблюдение явлений, объяснение фактов, путь от подробностей к общим выводам, основанным на опытных знаниях - осн. требование метода познания, к-рый Д. называл положительным.
Философия истории Д. отличается направленностью против спекулятивно-идеалистич. философско-историч. концепций, стремлением к социологич. теории, опирающейся на факты и вскрывающей внутр. смысл ис
торич. явлений. Однако, наряду с элементами материалистич. понимания истории, в социологич. концепции Д. нередко верх брали просветительско-идеалистич. представления. Так, указывая на важность передовых идей в развитии общества, Д. выражал мнение о том, что они являются главнейшими двигателями истории. В истории происходят вечное движение и вечная смена идей, а поэтому необходимы «проповедники» этих идей. Преклонение перед носителями идей - исключит. личностями - безрассудно, но, по Д., неверно также думать, что обществ. развитие зависит только от народа и человечества в целом: великие люди также влияют на историч. прогресс, отражая и выражая ход исторических событий, потребности обществ. развития .
Содержание истории Д. представлял как процесс, в ходе к-рого «разумный», или «естеств.», порядок вещей подвергался «искусств.» искажениям, напр. путем введения «неестеств.» крепостных отношений. Смысл истории состоит в движении человечества к «разумным» («естеств.») началам, от к-рых оно отклонилось. Искажения вытекают не из природы человека, они - следствие ненормальных отношений, в к-рые человек поставлен, поэтому исправлению подлежат прежде всего неразумные обществ. отношения. Как революц. демократ, Д. проводил идею необходимости борьбы с «внутр. врагами», к-рых нельзя победить «обыкновенным оружием», но только путем коренных преобразований всей обществ. жизни. Он отвергал надежду на «мирный прогресс при инициативе сверху, под покровом законности».
«Естеств.» обществ. отношения, по Д., предполагают труд; степенью уважения к труду определяется истинная ценность данной ступени цивилизации; вся история - это не борьба между аристократами и демократами, боярами и смердами, браминами и париями, а борьба «людей трудящихся» с «дармоедами». Дармоедами являются не только феодалы, но и «роскошествующие капиталисты», угнетающие «рабочий народ». Основу разумных («естеств.») обществ. отношений составляют отношения семейные, поскольку именно в семье происходит самое полное и естеств. слияние эгоизма «Я» с эгоизмом другого и берут начало братство и солидарность, на к-рых должно базироваться «правильно организов. общество». Условием нормального развития человека, личности, по Д., должно быть состояние, при к-ром человек, не мешая другому, беспрепятственно пользуется всеми благами природы, а также долей обществ. благ, на к-рые субъект получает право.
В целом философско-историч. концепция Д. не выходит за рамки идеалистич., по преимуществу просветительско-антропоцентрич. философии истории.
Этика Д. направлена против абстрактных этич. концепций; истинно нравственным, с его т. зр., является человек, добивающийся гармонии между потребностями человеч. природы и требованиями долга, эгоизмом и «симпатическими отношениями» к другим.
Эстетика Д. противостоит теории «иск-ва для иск-ва». По Д., литpa в массе своей представляет «силу служебную», значение к-рой состоит в пропаганде, служении делу просвещения. Вместе с тем гениальные художники слова возвышаются над этой ролью и становятся историч. деятелями, помогающими человечеству осознать свои силы и наклонности. Между истинным знанием и истинной поэзией нет разницы по существу, но мыслители и художники в разных формах и разными способами выражают отношения к действительности (у художника - примат чувства, большая степень живости восприятия, мышление конкретными образами и т. д.). Эстетич. идеал Д. состоит в полном слиянии науки и поэзии, науки и иск-ва. Литpa и иск-во должны стать проводниками благородных идей, ибо настоящее произведение иск-ва не просто дает точное изображение действительности. «Правда» художеств. произведения - это «человеч. правда», служащая просветлению человеч. сознания, позтому прочный успех обеспечен тем произведениям, к-рые выражают интересы народа, его дух, высшие, общечеловеч. интересы и идеалы.
В противовес теоретикам «иск-ва для иск-ва», искавшим в художеств. произведениях некие априорные и вечные законы иск-ва, Д. развивал концепцию «реальной критики», к-рая в первую очередь определяет степень «правды» в художеств. произведении и его «достоинство», т. с. ценность. Критерием достоинства выступает способность художника слова выражать «естеств.», «правильные» стремления народа и обличать пороки, возбуждая ненависть к явлениям, к-рые задерживают и искажают прогрессивное развитие личности и общества.
К. Маркс ставил Д. как писателя «наравне с Лессингом и Дидро» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 33, с. 266), а Ф. Энгельс считал его, наряду с Чернышевским, одним из «...двух социалистических Лессингов...» (там же, т. 18, с. 522), т. е. просветителем, взгляды к-рого приняли социалистич. форму. Обществ. идеал Д. - идеал эпохи, когда, по словам В. И. Ленина, демократизм сливался еще с социализмом, не разошелся с ним (см. ПСС, т. 1, с. 280, 299).

Источник: Советский философский словарь

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

[24 янв. (5 февр.) 1836 – 17(29) ноября 1861] – рус. лит. критик и публицист, философ- материалист, революц. демократ, сподвижник Чернышевского. Родился в семье нижегородского священника. В 1853 окончил в Нижнем Новгороде духовную семинарию. Под влиянием передовой рус. литературы созревает глубокое отвращение Д. к религии и освящаемым ею порядкам. Во время обучения в Петербургском гл. педагогич. ин-те (1853–57) оформились анти-крепостнич., материалистич. и атеистич. убеждения Д. В ин-те вокруг Д. сложился кружок прогрессивно настроенной молодежи, издававший рукописный журн. "Слухи". Решающую роль в дальнейшей судьбе Д. сыграло его знакомство с Чернышевским, к-рый привлек талантливого студента к работе в "Современнике". С 1857 Д. стал вести лит.-критич. отдел журнала, а затем и сатирич. приложение "Свисток". При принципиальном совпадении политич. и теоретич.убеждений между Чернышевским и Д. существовало своеобразное разделение труда. Чернышевский писал гл. обр. по крест. вопросу, на экономич., политич. и филос. темы. На долю Д. выпал лит.-критич. обзор художеств. лит-ры, а также работ по естествознанию, истории, педагогике, философии. Д. обладал редким публицистич. дарованием и обширными науч. познаниями. Его уничтожающий сарказм, смелость в постановке вопросов, блестящее владение "эзоповским" стилем производили неизгладимое впечатление на современников. За неск. лет творч. деятельности Д. написал громадное количество статей. Важнейшие из них – "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью" (1858), "Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым" (1858), "Литературные мелочи прошлого года" (1859), "Роберт Овен и его попытки общественных реформ" (1859), "От Москвы до Лейпцига" (1859), "Что такое обломовщина?" (1859), "Темное царство" (1859), "Когда же придет настоящий день?" (1860), "Луч света в темном царстве" (1860), статьи итальянского цикла. Революционный демократизм и утопический социализм Добролю-б о в а. Д. сознательно посвятил себя делу освобождения народа. Он писал: "Говорят, что мой путь смелой правды приведет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть не даром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной мое всегдашнее, неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы..." (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 55). В условиях кризиса крепостного строя и назревания в России революц. ситуации, накануне крест. реформы 1861 и вскоре после нее Д., как и Чернышевский, проводил в своих работах линию "мужицкого" демократизма, показывал негодность самодержавно-крепостнического строя, подводя читателя к выводу о необходимости крест. революции как единств. выхода из "темного царства". Россию Д. считал страной, где "неправосудие" и "рабство" достигли последней черты, за к-рой стоит революц. переворот. В ст. "Когда же придет настоящий день?" (1860) Д. писал, что "везде и во всем заметно самосознание, везде понятна несостоятельность старого порядка вещей, везде ждут [реформ] и исправлений, и никто уже не убаюкивает своих детей песнью о том, какое непостижимое совершенство представляет современный порядок дел в каждом уголке России" (там же, т. 2, 1948, с. 296). Считая революцию в России близкой, Д. уверенно восклицал: "Придет же он, наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!..." (там же). Однако Д. хорошо понимал, что революции сами собой не приходят. Их необходимым условием является революц. просвещение, поднимающее общество до сознания разумных требований, к-рые вытекают из нар. потребностей. В письме к С. т. Славутинскому Д. так определил характер деятельности революц. демократии и направление своих собств. статей. Мы должны, писал Д., "... группировать факты русской жизни, требующие поправок и улучшений, надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху, – до того, чтобы противно стало читателю все это богатство грязи, чтобы он, задетый наконец за живое, вскочил с азартом и вымолвил: „да что же, дескать, это наконец за каторга! Лучше уж пропадай моя душонка, а жить в этом омуте не хочу больше“" (там же, с. 561). В своих многочисл. статьях Д. обнажал все стороны "темного царства", с огромной разоблачит. силой показывал угнетенное и бесправное положение народа. Гл. причину нар. бедствий он видел не в произволе отд. помещиков, не в судебных злоупотреблениях, не во взятках чиновников, на что напирала вся либеральная "обличительная" лит-ра, а в существе самой самодержавно-крепостнич. системы. Обращаясь к истории общества, Д. искал в ней подтверждения своей убежденности в том, что классовая борьба, борьба дармоедов и тружеников составляет пружину всех социальных изменений. "Призовите на помощь историю, – писал Д., – [где и когда существенные улучшения народного быта делались просто вследствие убеждения умных людей, не вынужденные практическими требованиями народа?]" (там же, с. 186). Д. отдал много сил борьбе с рус. либерализмом, к-рую подчас ввиду цензурного гнета вынужден был облекать в форму критики Кавура, Монталамбера и др. идеологов западноевропейского "просвещенного капитала". Из русских либералов под огонь критики Д. попали Бабст, Кавелин. Д. критиковал также либеральные иллюзии И. Тургенева. Д. писал о либерализме как об идеологии боящейся народа буржуазии. Несмотря на видимый разлад, между буржуазией и феодалами установился "...тайный невыговоренный союз, вследствие которого они и делают друг другу разные деликатные и трогательные уступки, и щадят друг друга, и прощают мелкие оскорбления, имея в виду одно: общими силами противостоять рабочим классам, чтобы те не вздумали потребовать своих прав..." (там же, с. 192). Поэтому у буржуазии существует своеобразное отношение к прогрессу. Бурж. либералы насаждают в народе веру в паллиативные меры, в реформы, сеют боязнь перед решительными действиями. Теории либералов подчинены корыстным интересам буржуазии. Рус. либералам, к-рые стремились лишь к тому, чтобы замазать трещины, обнаруживающиеся в самодержавно-крепостнич. режиме, Д. противопоставил требование социалистич. переустройства России. Социализм представлялся ему как общество, в к-ром исчезнет частная собственность и связанная с ней эксплуатация людей. Материальными благами будут пользоваться только те, кто их создает. "...Нужно, чтобы значение человека в обществе определялось его личными достоинствами и чтобы материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда: тогда всякий будет учиться уже и затем, чтобы делать как можно лучше свое дело, и невозможны будут тунеядцы..." (Полн. собр. соч., т. 2, 1935, с. 187). Как и Чернышевский, Д. рассчитывал, что крест. революция в России будет носить социалистич. характер; так же, как и Чернышевский, он полагал, что должна быть сохранена сельская община как форма, к-рая, по их мнению, способна дать начало социалистич. развитию. В ст. "Литературные мелочи прошлого года" (1859) Д. выражал свое согласие с позицией Чернышевского по поводу некапиталистич. пути России к социализму. Однако он более определенно, чем Чернышевский, высказался и о др. возможности. Он допускал, что Россия может пойти тем же путем, что и зап.-европ. страны, т.е. через стадию капитализма, но в этом случае, опираясь на опыт др. народов, ее "... гражданское развитие может несколько скорее перейти те фазисы, которые так медленно переходило оно в Западной Европе" (Избр. филос. произв., т. 2, с. 197). Философские взгляды. В нек-рых выступлениях Д. специально обращался к собственно филос. вопросам, по к-рым в эпоху 60-х гг. шла острая полемика. Приняв активное участие в этой полемике, Д. в ряде статей – против идеалиста-мистика проф. В. Ф. Берви ("Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни"), против архимандрита Гавриила (Кикодзе) ("Основания опытной психологии"), против агностика Кусакова ("Об истинности понятий или достоверности человеческих знаний"), против вульгаризатора науки Волкова ("Френология") и др. – критиковал идеалистич., агностич., дуалистич. и вульгарно-материалистич. учения, представляющие, по его мнению, большую обществ. опасность, являющиеся питательной средой для самых нелепых предрассудков. Отстаивая материалистич. и диалектич. позиции революционной демократии, Д., как и Чернышевский, большое внимание уделял вопросу о материальном единстве мира и человека. При доказательстве этого единства Д. опирался на достижения современного ему естествознания. Домыслам идеалистов о наличии в мире отдельных от материи сил и субъективно-идеалистич. пониманию законов бытия Д. противопоставил положения передовой науки, утверждающие вечный и объективный характер природы. Все в природе – лишь различные формы материи. Их многообразие объясняется постоянной изменчивостью мира, к-рый подчинен закону развития. "В природе все идет постепенно от простого к более сложному, от несовершенного к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных степенях развития" (там же, с. 495). В ходе развития природы возникли как простейшие, так и самые совершенные формы материи. Мозг – это наиболее высокая форма развития материи, обладающая самыми развитыми функциями. Совершенство функций прямо пропорционально степени совершенства материи. По словам Д., материя живет и развивается на основе своих законов, к-рые независимы от человека и не могут изменяться согласно его желаниям. Эти законы и должны отыскиваться наукой, к-рая исследует изменения и действия материи. Поиски Берви и Гавриилом (Кикодзе) чего-то сверхъестест-венного, надприродного, духа, архея, эфира, жизненной силы Д. называл "балаганным фиглярством". Все силы, действующие в природе, материальны в том смысле, что представляют собой проявления материи и без материи не существуют. "...Все усилия наши представить себе отвлеченного духа без всяких материальных свойств, или положительно определить, что он такое в своей сущности, всегда были и всегда останутся совершенно бесплодными" (там же, с. 236). Идеалисты недовольны современным состоянием науки, к-рая характеризуется "положительным методом", опирающимся на факты, на опытные знания, а не на мечтат. теории. Такое направление науки для идеалиста типа Берви "пуще ножа вострого". "Как не сердиться ему на наше время, – писал Д., – когда успехи естественных наук совершенно уничтожают его средневековые теории и делают его смешным не только в глазах специалиста, следящего за успехами положительных знаний, но даже и в глазах всякого образованного человека, родившегося немножко позже Лавуазье и Фихте" (там же, с. 195). Не меньшее место в филос. взглядах Д. занимают вопросы, относящиеся к раскрытию сущности человека и его сознания. Как и у Чернышевского, в статьях Д., посвященных философии, проблема человека является, по существу, центральной. Проводя при рассмотрении этой проблемы материалистич. взгляд, он имел дело с противниками двоякого рода: слева – грубый вульгарный материализм, справа – идеализм в виде теории психофизического параллелизма, дуализма и учения о сверхчувственности, априорности человеч. знаний. "Нам кажутся смешны и жалки, – писал Д., – невежественные претензии грубого материализма, который унижает высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи. Нелепость подобных умствований так давно и так неопровержимо доказана, они так прямо противоречат результатам самих естественных наук, что в настоящее время только разве человек самый отсталый и невежественный может еще не презирать подобных материалистических умствований" (там же, с. 230–31). Образчиком подобного огрубления материалистич. т. зр. Д. считал "теорию" френолога Волкова, к-рый сложные психич. процессы объяснял формой и объемом мозга, а также пронумерованными мозговыми буграми. Д. резко осуждал реакц. смысл френологии, с помощью к-рой "доказывалось", что все пролетарии оттого бедны и несчастны, что у них сильно развиты бугры "противоборности", "разрушительности", "приобретательности" и "питательности", но совершенно не развиты части мозга, от к-рых зависят "работность", "благоволительность", "почтительность", "совестливость". Др. крайность Д. видел в идеалистич. раздвоении человека на две сущности: душу и тело, к-рые будто бы не только не зависят друг от друга, но находятся в состоянии антагонизма. Проблема единства физиологич. и психич. процессов в человеке особенно занимала Д. (см. ст. "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью", 1858). Д. указывал, что дуалистич. взгляд не может удовлетворительно объяснить возникновение сознания и вынужден прибегать к допущению сверхчувственности знания. Кроме того, согласно этому взгляду, человек вырывается из общего строя природы и объявляется исключит. существом, к-рое могло быть создано только богом. Но человека нельзя противопоставлять природе вообще и животному миру, в частности, так как наукой доказана их генетич. общность. Обращаясь к выяснению причин появления идеалистически-дуалистич. учений, Д. показывал, что учение об антагонизме духовной и телесной природы человека уходит своими корнями в глубокую древность. Оно появляется еще в ранних религ. верованиях, в мифах о Вишне и Шиве, об Ормузде и Аримане, о Белобоге и Чернобоге. Понятие о теле, как темнице души, существовало, по Д., еще у "дохристианских народов" (см. тамже, с. 234). Позднее такой взгляд облекся в филос. форму и сохранился в идеалистич. системах поныне. Идеализм всеми силами стремится разорвать материальное и духовное, тогда как действит. задача состоит в познании природы, материи и человека в единстве всех их составных частей и проявлений. "В наше время, – писал Д., – успехи естественных наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность составить более здравый и простой взгляд и на отношение между духовной и телесной деятельностью человека" (там же, с. 235). Д. при этом имел в виду прежде всего антропологию как такую область знания, к-рая вобрала в себя естественно-науч. и филос. представления о человеке. Творцом этой теории он считал Фейербаха, называя его одним из наиболее смелых и практич. учеников Гегеля. Антропологич. подход, по мнению Д., исключает существование отвлеченного духа, отрешенного от материи, и устанавливает, что сознание не содержит в себе ничего сверхчувственного, а является продуктом телесной организации человека. Науч. взгляд, писал Д., утверждает ту истину, что "... душа не внешней связью соединяется с телом, не случайно в него положена, не уголок какой-нибудь занимает в нем, – а сливается с ним необходимо, прочно и неразрывно, проникает его все и повсюду так, что без нее, без этой силы одушевляющей, невозможно вообразить себе живой человеческий организм (и наоборот)" (там же, с. 237). Органом мышления является мозг. Степень его развития определяет совершенство сознания. Материалом сознания является внешний мир, к-рый отображается в голове человека благодаря деятельности органов чувств. Д. доказывал, что мысли чистой, беспредметной, в к-рой бы не отразилось содержание внешнего мира, не существует. Признать возможность такой мысли – значит допустить, что она возникает сама из себя, подобно тому, как допустить, что нечто возникает из ничего. В действительности человек всегда мыслит о том, с чем он имеет дело в своем опыте, "...человек не из себя развивает понятия, а получает их из внешнего мира, это несомненно доказывается множеством наблюдений над людьми, находившимися в каких-нибудь особенных положениях" (там же, с. 251). Так, напр., слепорожденный не имеет понятия о свете и цвете, глухие от рождения – о музыке. Обращаясь к вопросам научного метода, Д. критиковал понимание диалектики как абстрактного умствования, как искусной логистики, оторванной от жизни. Правильный научный метод состоит, по Д., в следовании за самой жизнью, в раскрытии ее противоречивых тенденций (см. тамже, с. 394). Д. критиковал метафизич. рассмотрение фактов изолированно друг от друга и в отрыве от окружающей действительности: "Вырвать факт из живой действительности и поставить его на полочку рядом с пыльными фолиантами, или классифицировать несколько отрывочных, случайных фактов на основании школьных логических делений – это значит уничтожать ту жизненность, которая заключается в самом факте, поставленном в связи с окружающей его деятельностью" (Полн. собр. соч., т. 1, 1934, с. 432). Критикуя метафизиков, Д. подчеркивал, что прежде всего необходимо понять характер явления, его место в ряду других, его смысл и значение в общем ходе жизни и что этот путь вернее ведет "... к правильному суждению о деле", чем простое оперирование "... всевозможными силлогизмами" (там же, т. 2, 1935, с. 320–21). "Не факты нужно приноравливать к заранее придуманному закону, а самый закон выводить из фактов, не насилуя их произвольно..." (Избр. филос. произв., т. 1, с. 491). Социологические взгляды. Разви-вая идеи революционной демократии, Д. стремился опереться на социологич. науку, в к-рую он внес немало оригинальных идей. Д. близко подошел к правильному пониманию важнейших проблем историч. науки: обществ. закономерности, классов, классовой борьбы и революции, роли нар. масс и личностей в истории. Перед историч. наукой Д. выдвигал требование изучать человеч. общество как совокупный, внутренне связанный процесс, подчиненный объективной закономерности. Сущность историч. прогресса он видел в движении общества к полному освобождению от социального гнета, к созданию такого строя, в к-ром не будет ни рабов, ни господ, ни париев, ни браминов, ни капиталистов, ни пролетариев, а будет лишь трудящийся народ. Д. нередко связывал политич. и идейную борьбу социальных групп с их материальными интересами. Он писал, что "...материальная сторона во всех житейских отношениях господствует над отвлеченною, и ...люди, лишенные материального обеспечения, мало ценят отвлеченные права и даже теряют ясное сознание о них" (там же, т. 2, с. 471). Эту сторону жизни Д. рассматривал в качестве одного из важных факторов, к-рый необходимо учитывать при объяснении любого историч. события. История общества, по Д., – это история жизни народа и его борьбы за освобождение. В общем ходе истории самое большое участие приходится на долю народа и только весьма малая доля остается для отд. личностей. В ст. "Жизнь Магомета" Д. критиковал тех историков, к-рые не учитывают развитие народа, "живую связь событий". Пытаясь все объяснить влиянием личностей, они вместо подлинной истории создают какую-то плохо составленную "всеобщую биографию великих людей". Д. соглашался, что отдельная, выделяющаяся по своим способностям личность оказывает влияние на ход событий, но это происходит только потому, что замыслы личности соответствуют потребности тех, кто ее поддерживает. Историки "не хотят понять, что ведь историческая личность, даже и великая, составляет не более как искру, которая может взорвать порох, но не воспламенит камней, и сама тотчас потухнет, если не встретит материала скоро загорающегося. Не хотят понять, что этот материал всегда подготовляется обстоятельствами исторического развития народа, и что, вследствие исторических-то обстоятельств, и являются личности, выражающие в себе потребности общества и времени" (там же, т. 1, с. 186). Однако Д. все же оставался идеалистом в трактовке обществ. развития, так как на первый план выдвигал в конечном счете идейные мотивы деятельности людей, считая умств. прогресс и накопление знаний гл. источником развития общества. При этом стремление к знаниям нередко выводилось им из антропологически истолкованных потребностей человеч. организма. А. Галактионов, П. Никандров. Ленинград. Этические воззрения. В связи с пробудившимся под влиянием обострившихся социальных противоречий в рус. обществе интересом к проблемам воспитания молодого поколения Д. неоднократно обращался в своих статьях к разработке вопросов нравственности. Этич. взгляды Д. были неразрывно связаны с его революц. демократизмом. Подобно всем домарксистским демократам, Д. ссылался в своей этич. теории на "естественное право" и "природу человека". Но если для Фейербаха, напр., меркой "природы человека" был абстрактный индивидуум с его абстрактной "всеобщей любовью", то в системе взглядов Д. "естественным" являлось право трудящихся путем нар. революции освободиться от всякого угнетения. Борьба Д. за человеч. достоинство, его гуманизм носили революц. характер. Этика Д. пронизана ненавистью к тем "фальшивым" нормам жизни, к-рые навязываются "неестественными" условиями эксплуататорского общества, к тунеядству, барству, произволу, к пресмыкательству, перед господами "темного царства". Д. понимал, что в основе нравственности лежит труд, что от отношения различных групп общества к труду зависят их нравств. черты. Исходя из этого, Д. формулировал требования к облику "новых людей" – представителей молодого поколения, к-рому предстоит осуществить революц.-демократич. идеалы. Новые люди, по Д., в своих убеждениях исходят из требований жизни, "на первом плане всегда стоит у них человек и его существенное благо; эта точка зрения отражается во всех поступках и суждениях" (там же, с. 397). Нравств. принципы "новых людей", в частности – их революц. оптимизм, жажда деятельности на благо народа, целиком вытекают из реалистич. понимания обществ. развития: "Признавая неизменные законы исторического развития, люди нынешнего поколения, – писал Д., – не возлагают на себя несбыточных надежд, не думают, что они могут по произволу переделать историю, не считают себя избавленными от влияния обстоятельств... Но в то же время они вовсе не впадают в апатию и бесчувственность, потому что сознают и свое значение. Они смотрят на себя, как на одно из колес машины, как на одно из обстоятельств, управляющих ходом мировых событий" (там же, с. 398–99). Подлинно высокая нравственность, по Д., есть результат формирования цельной человеч. личности: "... только та доброта и благородство чувствований совершенно надежны и могут быть истинно полезны, которые основаны на твердом убеждении, на хорошо выработанной мысли" (там же, с. 257). Высшее счастье, для к-рого создан человек, – труд на общее благо. В этом – осн. смысл разрабатывавшейся Д. вместе с Чернышевским т.н. теории "разумного эгоизма": "...низшие предметы природы живут только в себе, наслаждаются собою, – человек может жить в других, наслаждаться чужой радостью, чужим счастьем. Если кто не чувствует в себе этой способности, значит, он еще мало развил в себе истинно-человеческие элементы, значит, животные потребности слишком сильно преобладают в нем" (там же, с. 218–19). Эстетические и литературно-критические взгляды. Вслед за Белинским и Чернышевским Д. считал, что подлинное искусство есть воспроизведение, отражение жизни в конкретно-чувств. форме художеств. образа. Лит-ра, по Д., должна чутко прислушиваться к запросам жизни и верно их выражать; прямым следствием этот тезис имел последоват. отстаивание реализма как необходимого и важнейшего условия художеств. полноценности произведений лит-ры и искусства: "...главное достоинство писателя-художника состоит в п р а в д е его изображений" (там же, т. 2, с. 48). Д. признавал реализм внутр. законом лит-ры и иск-ва, вытекающим из самого их существа. Это особенно четко было выражено им в оценке поэзии А. С. Пушкина: "До Пушкина отвращение от всякого естественного чувства и верного изображения обыкновенных предметов простиралось до того, что самую природу старались искажать, согласно извращенному вкусу образованной публики. Пушкин долго возбуждал негодование своей смелостью находить поэзию не в воображаемом идеале предмета, а в самом предмете, как он есть. Но сила его таланта, умение чуять, ловить и воссоздавать естественную красоту предметов – победили дикое упорство фантазеров, и в этом-то приближении к реализму в природе состоит величайшая литературная заслуга Пушкина" (там же, с. 316). Д. призывал смелее переходить к правдивому художеств. отражению обществ. жизни, к-рое должно помочь пробуждению самосознания народа и развитию в нем революц. инициативы. Начало такого отражения Д. усматривал в произведениях гоголевской школы. Правда, Д. в известной мере абсолютизировал требования, предъявлявшиеся им к реализму своей эпохи ("гоголевского периода"), и исторически неправомерно переносил их на предшествовавшие периоды рус. лит-ры. Но главное в этом вопросе заключалось в подчеркивании Д. ущербности иск-ва нереалистического, искаженного в угоду интересам господствующих в обществе слоев. Художеств. ценность произведений, по Д., можно установить лишь сверяя их с жизнью. Вместе с тем, отвергая плоское копирование действительности, Д. характеризовал художеств. процесс как глубоко творческий: "Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и перерабатывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности" (Полн. собр. соч., т. 2, с. 373). Ставя на первый план в обосновании реализма познават. роль иск-ва, признавая, что великие писатели "как бы по инстинкту" приближаются "...к естественным понятиям и стремлениям, которых еще только искали современные им философы с помощью строгой науки" (Избр. филос. произв., т. 2, с. 458), Д. был, однако, далек от вульгарного отождествления познават. роли иск-ва и науки. Он не только различал иск-во и науку по их форме, но и выделял первостепенную воспитат. задачу иск-ва: "...в ряду других отправлений о б щ е с т в е н н о й ж и з н и: образы, созданные художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между людьми правильных понятий о вещах" (там же, с. 23). "Предупредить жизни литература не может, но предупредить формальное, официальное проявление интересов, выработавшихся в жизни, она должна" (там же, т. 1, с. 182). Д. отчетливо выразил мысль о противоречиях между реакц. обществ. взглядами нек-рых крупных художников и их реалистич. художеств. методом, берущим истоки в самой природе иск-ва. В таких случаях, говорил Д., побеждает обычно реализм, верность жизни, потому что "... у сильных талантов самый акт творчества так проникается всею глубиной жизненной правды, что иногда из простой постановки фактов и отношений, сделанной художником, решение их вытекает само собой" (Полн. собр. соч., т. 2, с. 380). Глубокое жизненное содержание иск-ва и лит-ры Д. отстаивал в полемике как против реакц. эстетики "чистого искусства", так и против либерального "обличительства", подменявшего постановку важнейших обществ. проблем сенсац. воплями по поводу отдельных, случайных фактов. Д. показал, что произведения, созданные по рецептам "искусства для искусства", дают лишь подделку под прекрасное; равным образом "обличительные" произведения только имитируют жизненность. Подлинно прекрасное содержание художник должен брать из жизни народа. Истинный поэт должен быть по-настоящему народен, а для этого "... надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ..." (Избр. филос. произв., т. 1, с. 169). На первый план Д. выдвигал наряду с критикой существующего строя борьбу за "партию народа" в лит-ре. Рисуя в своей критике идеал нар. писателя и поэта, Д. прослеживал восходящую линию развития народности в совр. ему рус. лит-ре от Пушкина и Гоголя к Кольцову, Шевченко и Некрасову. Оценки, данные Д. творчеству Тургенева, Гончарова, Островского, сохраняют свое значение и поныне. В полемике с эстетствующими дворянскими критиками "Отечественных записок" и "Библиотеки для чтения" Д. четко сформулировал задачи "реальной", т.е. материалистической, лит. критики. Критика, по Д., не имеет права "задавать автору программу", требовать от него, чтобы он творил по заданной схеме. Она должна стремиться к объективной оценке произведения с т. зр. верности его правде жизни, соответствия законам иск-ва. Такая критика должна исходить из верного понимания законов действительности. Это дает ей основание для разъяснения читателям смысла произведения, позволяет пропагандировать "правильные общие понятия". Реальная критика, образцом к-рой Д. считал статьи Белинского, "... относится к произведению художника точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты..." (там же, т. 2, с. 20). При этом судить писателя надо на основе того, что реально вышло из его творения, а не того, что он субъективно намеревался сказать. Д. сознавал, что значение лит-ры, иск-ва, а также и критики ограничивалось в царской России условиями историч. отсталости страны, деспотизмом правящей реакц. клики, "малостью круга", в к-ром лит-ра действует (см. тамже, т. 1, с. 129). В будущем социалистическом обществе, мечтал Д., лит-ра и иск-во обретут свое настоящее великое значение; прекрасная жизнь отразится в достойных ее художеств. творениях. Лит-ра и иск-во станут подлинно народными, а поэтич. чувства, присущие в той или иной степени всем людям, получат свободное развитие. Это предвидение Д. находит свое подтверждение в развитии лит-ры социалистич. реализма. В. Марков. Москва. Борьба вокруг идейного наследия Д. Л и т е р а т у р а о Д. После смерти Д. началось осмысление его роли в развитии русской общественной мысли и культуры. В некрологе о Д., выступая против попыток противников революц. демократии исказить образ выдающегося рус. критика, Чернышевский писал о своем соратнике как о человеке, стоявшем в последние 4 года жизни "... во главе русской литературы [,– нет, не только русской литературы, – во главе всего развития русской мысли"] (Полн. собр. соч., т. 7, 1950, с. 852). С целью пропаганды наследия Д. было предпринято первое издание сочинений критика под ред. Чернышевского (т. 1–4, 1862), опубликованы воспоминания Чернышевского о Д. и подготовленные Чернышевским "Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 годах" (т. 1, 1890). Линия Чернышевского в оценке Д. была поддержана выступлениями М. Михайлова (его стих. "Памяти Добролюбова" было напечатано в "Колоколе" Герцена), Н. Некрасова, А. Пятковского, П. Бибикова ("О литературной деятельности Н. А. Добролюбова", 1862), несколько позже – М. Антоновича и Н. Шелгунова. Их произв. подчеркивали революционный и материалистич. характер идейного творчества Д., выступали против фальсификации мировоззрения Д. в статьях литераторов либерального направления. После смерти Д. царское правительство запрещало печатание статей о нем, его произведения изымались из обращения в библиотеках. Однако идеи Д. находили доступ к умам передовой молодежи. Революц. народники видели в Д. одного из своих идейных вождей. С его именем были связаны студенч. демонстрации 1871 и 1886 в Петербурге, выпуск неск. прокламаций. Идеи Д. обсуждались революционерами и на страницах легальной печати (см., напр., ст. "Неразрешенные вопросы" в народовольч. журн. "Дело", 1881, No 1). При всех своих достоинствах демократич. и революц.-народнич. выступления не содержали всесторонней науч. оценки теоретич. наследия Д. К тому же в лагере демократич. критики не было полного единства в оценке наследия Д. [см. статьи В. Зайцева ("Белинский и Добролюбов", "Рус. слово", 1864, No 1) и Д. Писарева ("Мотивы русской драмы", там же, No 3)]. Лишь марксистская методология дала подлинно науч. критерий для определения действит. значения идей Д. Основу этому положили высказывания о Д. основоположников теории науч. социализма. К. Маркс ставил Д. как писателя "наравне с Лессингом и Дидро" ("Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями", 1951, с. 77). Ф. Энгельс писал о России как о стране, выдвинувшей "двух социалистических Лессингов..." – Добролюбова и Чернышевского (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 522). Он отмечал, что в России была "... и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 380). Произведения Д. изучались в революционных кружках, из к-рых сложилась рус. социал-демократия. Первые рус. марксисты видели в Д. настоящего демократа, воспитателя революц. поколений [см., напр., летучий листок "К народу", "Красный архив", 1936, No 2(75); ?. ?. Федосеев, Статьи и письма, 1958, с. 120, 166–67]. В. И. Ленин писал в 1901, что Д. дорог "всей образованной и мыслящей России" как "писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против "внутренних турок" – против самодержавного правительства" (Соч., т. 5, с. 296). Впоследствии Ленин неоднократно обращался к оценке роли Д. (см. Соч., т. 16, с. 107; т. 18, с. 4, 12; т. 19, с. 55; т. 23, с. 176; т. 27, с. 244), указывая на его последоват. "мужицкий" демократизм, протестуя против извращения его идей либералами. Напечатанная в ленинской "Искре" (1901, No 13) статья В. Засулич, посвященная памяти Д., противопоставляла либеральному юбилейному празднословию и реакц. поношению добролюбовского "утилитаризма" "революционные, недоступные легальной прессе мысли Добролюбова" ("Статьи о русской литературе", 1960, с. 261); вместе с тем Засулич отмечала идеализацию Д. рус. крестьянства (см. тамже, с. 266). А. Коллонтай в ст. "Основы воспитания по взглядам Добролюбова" ("Образование", СПБ, 1898, No 9–11) охарактеризовала этические и педагогические принципы Д., "его последовательные, сознательные взгляды на идеал человека" (там же, No 9, с. 1). В конце 19 – нач. 20 вв. литераторы марксистского направления вели борьбу против характерного для бурж. и либерально-народнич. литературоведения истолкования идей Д. в духе "постепеновщины". Примером такого истолкования являлись работы А. Скабичевского ("Н. А. Добролюбов", 1894), В. Богучарского ["Столкновение двух течений общественной мысли. (Памяти Н. А. Добролюбова)", "Мир Божий", 1901, No 11], H. Котляревского ("Из истории общественного настроения шестидесятых годов. Н. А. Добролюбов. Его программа", "Вестн. Европы", 1911, дек.), Д. Овсянико-Куликовского ("К психологии Добролюбова", там же, 1912, No 1). Либеральное затушевывание демократизма Д. дополнялось в бурж. лит-ре декадентским отрицанием его (работы А. Волынского и др.). Марксисты выступали против клеветы идеологов "веховской" контрреволюции на рус. демократич. наследие, в частности, против их попыток включать в свою родословную Д. (см. В. Воровский, "„Мятущиеся“ и „мечущиеся“", 1906, в кн.: "Литературно-критические статьи", 1956, с. 140; см. также воспоминания в кн.: В. Полянский, "Н. А. Добролюбов", 1935, с. 33). В ст. "Добролюбов и Островский" (1911) Г. В. Плеханов дал анализ филос. взглядов Д., правильно определив его как материалиста, не сумевшего однако, последовательно приложить материализм к объяснению обществ. жизни (см. Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 681). Указывая на идеализм Д. в понимании общества, Плеханов просмотрел за антропологизмом Д. его социализм, борьбу с либеральным реформизмом. Направленная против "веховщины" содержат. статья Ю. Стеклова "Социально-политические взгляды Добролюбова" ("Современник", 1911, ноябрь) излишне сближала политич. позицию Д. с пролетарской. Защите Д. от веховской клеветы на него посвятил одну из своих статей В. Воровский ("Н. А. Добролюбов", "Просвещение", 1912, No 2, псевд. Орловский П.). Исходя из ленинской концепции рус. историч. процесса, он проанализировал мировоззрение и творчество Д., определил его место в освободит. движении, показал близость Д. марксизму "по духу своего учения, по методу мышления, по глубине анализа" (см. "Литературно-критические статьи", 1956, с. 351). В духе ленинской борьбы против ревизии идейного наследия Д. была написана и ст. "Зачем понадобился туман?" ("Просвещение", 1912, No 3–4; подпись – Кiй), автором к-рой, вероятно, также был В. Воровский (см. "Вопросы литературы", 1960, No 5, с. 97–107). В Сов. России уже в 20-х гг. была предпринята попытка спец. исследования филос. и социологич. идей Д. (П. Панкевич, "Ист

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.