Добродетель, Добродетели

Найдено 1 определение
Добродетель, Добродетели
(Virtue, Virtues). Идея нравственного совершенства пронизывает Св. Писание, как и всю вселенную, поскольку она коренится в бытии Божьем. Человек как творение Божье был изначально праведен и добр, Творец намеренно создал Его по своему образу(Быт 1:27). После грехопадения нравственное совершенство было утрачено, что и определило драматизм истории. Т.о., мучительная проблема человека состоит в том, что образ Божий в нем ищет совершенства и стремится к нему, а падшая природа ему противится (Рим 7). Лишь спасительное дело Божье, совершившееся в Христе, разрешает это противоречие. Благодаря свершившемуся подвигу Богочеловека Божья праведность становится человеческой. Августин, изнемогший под бременем греха, раскрыл Библию и прочел: "…облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим 13:14). Освящающая благодать обновляет верующего по образу Божьему, и тот приобщается к нравственному совершенству Господа, призвавшего нас из тьмы в свет (1 Пет 2:9; Кол 3:10; Еф4:17). Бог даровал нам "все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию", т.е. нравственным совершенством (2 Пет 1:3). Античное, языческое представление о добродетели (arete) и о том, как ее достичь, коренным образом отличается от библейского. Платон выделял четыре добродетели мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Аристотель увеличил их число и учил, что их можно усвоить. Стоицизм, распространенный в н. з. время, совпадал с платонизмом. Все эти направления не говорили о любви к ближнему краеугольном камне христианской морали. Когда классическая мысль проникла в Церковь, Амвросий Медиоланский перенес платонические представления о добродетели на христианскую почву. В Средние века к четырем "естественным" добродетелям добавили "теологические добродетели" (вера, надежда и любовь) т.о., получилось семь главных добродетелей. Христианская теология утверждает, что добродетель дается свыше и ее нельзя считать плодом человеческих усилий. Тем не менее в обычной практике смягченное учение о благодати вело к тому, что теория добрых дел затемнила доктрины об оправдании и освящении, и добродетель стали рассматривать как результат человеческих усилий. НЗ, напротив, возвещает, что нравственное совершенство не врожденное свойство человека, что наша главная цель отнюдь не счастье, и оно не может быть поводом к самооправданию. Скорее, христианский характер плод действия Св. Духа в жизни верующего, когда тот опирается на Слово Божье и ему подается благодать. Всегда существовала опасность христианского антропоцентризма, ведущего к тому, что наслаждение и личное удовлетворение начинали ставить выше нравственного совершенства, приносимого Богу.
Библейское использование слова arete вбирает в себя широкий спектр значений. Это слово переводится как "добродетель" (Флп 4:8; 2 Пет 1:5), "превосходство" (Флп 4:8), "благость" (2Пет 1:3). ВЬХХйге

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
158.14 кб

А теперь — добродетель!

Фишман Л.Г.
По заключению Л.Г.
Читать PDF
224.71 кб

О добродетелях и пороках

Евгений Владимирович Карчагин, Дмитрий Ромуальдович Яворский
Читать PDF
191.45 кб

Рыцарские идеалы и добродетели

Мансков Олег Владимирович
Настоящая статья посвящена анализу генезиса рыцарских добродетелей в Средние века. Центральное место уделяется комплексу представлений о том, каким должен быть истинный рыцарь.
Читать PDF
158.60 кб

Добродетель и кризис гуманизма

Сигида Николай Александрович
В статье раскрываются социально-философские основы различения понятий «добродетель» и «гуманизм» и доказывается, что кризис гуманизма является устойчивой формой здорового бытия западного общества.
Читать PDF
171.90 кб

Макинтайр А. После добродетели

Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М., 2000. 383 с. Автор реферата К.В.Душенко
Читать PDF
144.15 кб

Концепция добродетели у Эпикура

Бровкин Владимир Викторович
В статье рассматривается проблема соотношения добродетели и наслаждения в этике Эпикура. В «Письме к Менекею» Эпикур высказывает, на первый взгляд, противоречивые тезисы.
Читать PDF
1.56 мб

Христианская добродетель смирение

А. А. Бронзов
Читать PDF
1.45 мб

Христианская добродетель смирение

А. А. Бронзов
Читать PDF
12.73 мб

ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ ЭКСТЕРНАЛИЗМА

Касавин Илья Теодорович
Статья представляет собой ответ на критические соображения моих коллег по поводу моей статьи «Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи» в этом же номере журнала.
Читать PDF
186.89 кб

К ВОПРОСУ О ДОБРОДЕТЕЛЬНОМ ОБМАНЕ

Дубровский Давид
Читать PDF
185.98 кб

Добродетель как этическая категория

Макеева Е. А.
Статья посвящена анализу сущности добродетели как центральной категории этики. Особое внимание в статье уделено пониманию добродетели древнегреческими философами.
Читать PDF
189.35 кб

Силлогизм о добродетельных мудрецах

Слинин Ярослав Анатольевич
В статье рассматривается аристотелевская теория индукции и изучается ее влияние на развитие теории индукции Аль-Фараби.
Читать PDF
264.77 кб

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ТРУД КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

Мамедов Азер Агабала Оглы, Ефремова Дина Владимировна
В статье анализируется роль и значение земледельческого труда в истории человеческой культуры.
Читать PDF
216.20 кб

Этика бизнеса как этика добродетелей

Разин А.В.
В статье показывается, что подход, связанный с этикой добродетелей, предполагает рассмотрение качеств совершающего деятельность субъекта, говорит о совершенстве личности с позиций ее телеологической структуры, т.е.
Читать PDF
378.09 кб

Толерантность - нужда или добродетель?

Мелихов Александр
«Дружба народов», М., 2007 г., № 3, с. 172-181.

Похожие термины:

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ

    (букв. – деятельное добро, делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, д
  • Главные добродетели

    (Cardinal Virtues, Seven). Семь главных добродетелей, провозглашенных средневековой Церковью, вера, надежда, любовь, справедливость, благоразумие, умеренность и мужество. Это * главные " добродетели; остальны
  • ДОБРОДЕТЕЛИ и ПОРОКИ

    и то, и другое концентрируются вокруг своего критерия, обусловленного Природой, свойствами личности или общества. Эти критерии, как правило, внешние. Как то, так и другое может частично характеризо
  • Основные Добродетели

    Четыре традиционно выделяемые добродетели, служащие основой и опорой (иногда их также называют кардинальными добродетелями: от латинского cardo, что значит дверной петельный крюк) всем прочим: благ
  • БОГОСЛОВСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    - благодатные добродетели, формируемые в душе верующего человека Словом и Духом: вера, надежда и любовь (caritas), где любовь - высшая. Иногда к этим трем добавляют еще благочестие и христианскую мудрос
  • КАРДИНАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    осн. добродетели, из которых, по Платону, вытекают все остальные: мудрость, мужество (волевая энергия), благоразумие (чувство меры, самообладание) и справедливость; христ. философия добавила еще три:
  • Христианские Добродетели

    Три главные добродетели христианской традиции, связанные не столько с нравственностью, сколько с религией, – вера, надежда, любовь (милосердие). Их называют также теологическими добродетелями, по
  • ДЕСЯТЬ ПИФАГОРЕЙСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

    Добродетели Посвящения и т.д., обязательные перед принятием. (См. "Пифагор".) Они тождественны добродетелям, предписанным Ману, и буддийским Парамитам Совершенства.
  • Ложность Человеческих Добродетелей

    Так называется книга Жака Эспри (1611–1678), сопоставимая с «Максимами» Ларошфуко, хотя и не такая талантливая. Все наши добродетели суть лишь скрытые пороки, хитрости, в которые прячется корысть, и ло
  • ИССЛЕДОВАНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛИ ИЛИ ЗАСЛУГЕ

    («An Inquiry Concerning Virtue, or Merit») — первая работа англ. философа Энтони Эшли Кулера, лорда Шефтсбери, впервые опубликованная в 1699 Дж.Толандом без разрешения автора и впоследствии вошедшая во второй том тре
  • ДОБРОДЕТЕЛЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    связывается, с одной стороны, с комплексом представлений, унаследованных от античности и выраженных прежде всего перипатетизмом и неоплатонизмом, а с другой — с развитьми в религиозно-правовой и
  • Добродетельный человек добродетельного города

    Жесткая нормативность "социальной" модели добродетельного человека в мусульманской культуре зиждется на представлениях о полной зависимости всего сущего от Абсолюта. Предопределенность судьбы
  • ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА

    араб. Китаб ара ахл ал-мадина ал-фадила) — одно из основных сочинений ал-Фараби, завершенное в 948 (рус. пер. в изд.: Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Первый вариант текста 942 известен как о
  • ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАШИХ ИДЕЙ КРАСОТЫ И ДОБРОДЕТЕЛИ

    («An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue») — первое произведение шотл. философа Френсиса Хатчесона, опубл. в 1725. Рус. издание (в пер. Е.СЛагутина) - 1973. Книга состоит из двух близких по структуре и методу т