ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович
1784-1841) - рус. врач и философ-материалист. Признавал единым началом мира вечную материю. Отрицал религ.-идеалистич. представления о «жизнен, силе», считал мозг средоточием жизнен. функций организма.

Источник: Атеистический словарь

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович

[1(12) июня 1784 – 22 июля (3 авг.) 1841] – рус. медик, представитель естественнонауч. материализма. Д-р медицины (с 1816). Окончил моек. Медико-хирургич. академию (1812), работал в этой академии (с 1814, с 1824 – профессор) и Моск. ун-те (проф. в 1831–35). В трактате "Рассуждение об образе действия, лекарств на человеческое тело..." ("Dissertatio inauguralis medica de modo, quo agunt medicamenta in corpus humanuni...", 1816; см. вкн.: "Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой половины XIX века", 1959, с. 248–76) Д. выступил против идеалистич. натурфилософии и витализма. Считая, что в основе явлений природы лежит движение материи – "безусловной причины" явлений (там же, с. 262), Д. стремился освободить учение о материи как от ньютонианских механистич. представлений, так и от спекуляций "динамистов" шеллингианского толка. "Нет также никакой нужды, – писал он, – в согласии с Дарвином (Эразмом. – Ред.) одушевлять материю каким-то жизненным духом, или, следуя трансцендентным философам, оживотворять ее идеей всеобщей жизни, или разделять ее на субъективную и объективную части. Сама материя как материя, по нашему мнению, жива; сама материя содержит в себе начало или основание всех своих действий..." (там же, с. 262–63). Согласно Д., органич. мир произошел из неорганического путем естеств. превращения при определенных условиях. Задолго до признания в науке учения о развитии органич. мира Д. придерживался идеи о превращаемости видов под влиянием пищи, климата и образа жизни. Определяя жизнь как непрерывный физико-химич. процесс взаимодействия органич. и неорганич. материи, Д. выступал против виталистич. отрицания приложимости законов физики и химии к физиологич. явлениям. Доказывая, что "опыт есть единственный источник наших познаний..." (Соч., 1954, с. 131), Д. боролся за превращение физиологии в экспериментальную науку, основывающуюся на физич., химич. и иных доступных в то время методах исследования. Вместе с тем Д. подчеркивал качеств, различия между живыми и неорганич. телами. Он высказывал идею о ведущей роли нервной системы в жизнедеятельности организма. Уже в 30-е гг. нек-рые его ученики предприняли попытки эксперимент, изучения физиологии нервной деятельности. Идеи школы Д. повлияли на формирование взглядов Сеченова и С. П. Боткина. Вслед за Дидро Д. отстаивал взгляд, что в основе восприятия лежит свойство материи отвечать в той или иной форме на воздействие внешнего мира; это свойство – коренное качество материи; на основе его возникла способность ощущения, а затем и мышления. Идеи Д. нашли широкий отклик среди передовой рус. интеллигенции (Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич, Чаадаев, Максимович). При жизни Д. только часть его трудов увидела свет. В 1846–47 были изданы в 2 тт. его лекции по частной терапии. Св. 10 соч. Д. остались в рукописи (хранятся в Отделе рукописей Гос. б-ки им. В. И. Ленина). Соч.: Сочинения, М., 1954. Лит.: Микулинский С. Р., И. Е. Дядьковский (1784–1841). Мировоззрение и общебиологичесние взгляды, М., 1951 (имеется библиогр.); Шилинис Ю. ?., Врач-философ И. Е. Дядьковский, Л., 1951; Лушников А. Г., И. Е.. Дядьковский и клиника внутренних болезней первой половины XIX века, М., 1953; Соболь С. Л., И. Е. Дядьковский – русский материалист-биолог начала XIX века, в кн.: Тр Ин-та истории естествозн. АН СССР, т. 5, М., 1953; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955. с. 345–48; История естествознания в России, т. 1, ч. 2, М., 1957. С. Микулинский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.