ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ
Dietrich von Freiberg) (род. ок. 1250, Фрейберг, Саксония - ум. после 1310) - нем. естествоиспытатель и натурфилософ. Исследовал физическую природу радуги. В своих философских взглядах, испытавших сильное влияние неоплатонизма, был приверженцем метафизики света и предшественником мистиков (особенно Мейстера Экхарта), напр. в своем учении об "отрешенности богоподобного духа" - места "блаженного созерцания" Бога.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ
или Теодорик Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus) (p. ок. 1250 – ум. после 1310), – cp.-век. нем. философ. Магистр теологии. Несмотря на свою принадлежность к доминиканскому ордену, Д. Ф. разошелся в ряде пунктов с офиц. доктриной ордена – томизмом. В его философии (из 35 написанных им трактатов 12 посвящены общефилософским и 6 логич. проблемам) сильны элементы неоплатонизма, к-рые он воспринял как непосредственно от античных авторов (Прокл), так и через посредство христианских и араб. мыслителей. Неоплатонич. учение об эманации Д. Ф. попытался (довольно внешне) согласовать с учением о творении мира богом. Учение о познании роднит Д. Ф. как с августино-платоновским направлением, так и с араб. неоплатонизмом и аристотелизмом: совокупность вечных априорных истин, или "свет первой истины", характеризуется как достояние сверхиндивидуального "действующего разума" (intellectus agens), с к-рым человек приходит в соприкосновение в процессе индивидуального познания. Д. Ф. характеризовал также этот "действующий разум" по-августиновски, как "сокровенную часть ума" (abditum mentis). Учение о познании Д. Ф. и, в частности, представление об abditum mentis оказало влияние на нем. мистику – Экхарта и Таулера. Д. Ф. принадлежит ряд соч. естеств.-науч. характера. Наиболее важным из них является трактат "О радуге" ("De iride"). В нем дано объяснение первой и второй радуги, развитое вновь в 17 в. М. А. де Доминисом и Декартом. В познании природы Д. Ф. придавал большое значение наблюдению и опыту, подобно своим старшим современникам Р. Бэкону и Витело. Соч. см. всерии: Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 12, H. 5–6, M?nster, 1914; Bd 20, H. 5, M?nster, 1922. Лит.: Krebs E., Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft, M?nster, 1906 (Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 5, H. 5–6); Crombie A. C., Robert Grosseteste and the origins of experimental science. 1100–1700, Oxf., 1953 (гл. 9, Experimental method and Theodoric of Freiberg´s explanation of the rainbow, p. 233–259); Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Wallace W. ?., The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy, Fribourg, Switzerland, 1959. В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus de Vriberg) (ок. 1250, возможно, Фрейберг, Саксония— после 1310),— немецкий богослов, философ и ученый-оптик, монах-доминиканец, провинциал ордена в Германии (с 1293). Магистр теологии и преподаватель Парижского университета (с 1296/97). Главный философский труд—трилогия «О трех затруднительных вопросах» (De tribus difficilibus quaestionibus): «О блаженном узрении» (De visione beatifica), «Об одушевленности неба» (De animatione caeli), «Об акциденциях» (De accidentibus).
Стараясь согласовать неоплатоническое учение об эманации с христианским креационизмом с помощью идеи вечного творения мира Богом, Дитрих Фрейбергский, ссылаясь на Псевдо-Дионисия Ареопагита, выстраивает иерархическую цепочку уровней бытия, истекающую от Бога при посредстве Единого-Слова. Его учение о познании («Об интеллекте и интеллигибельном») родственно августиновскому и арабскому иллюминационизму. В отличие от потенциального интеллекта, пассивно восприемлющего интеллигибельные формы (Дитрих отождествляет его и «сокровенное ума» — abditum mentis — Августина), деятельный интеллект сам порождает и актуально постигает интеллигибельное, в т. ч. и собственную сущность, просвещаясь светом вечных божественных истин. А т. к. сущность его есть образ и подобие (exemplar et similitude) бытия всего познаваемого, то деятельный интеллект знает все другие вещи так же, как он знает себя самого, и в таком же простом акте. Таково же и знание о мире Бога, который также в себе есть все бытие. Это учение оказало влияние на немецкую мистику (Экхарт, Таулер). Естественно-научные сочинения Дитриха являют собой классическое сочетание метафизики света, оптики и математического стиля мышления. Придавая большое значение опыту, он исследует свойства линз, изучает образование цветов («О цветах»), природу и поведение света («О свете и его происхождении», эксперименты по дисперсии в кристаллах). По-видимому, именно Дитрих первым дал верное объяснение устройства и причин возникновения радуги, заявив, что преломление света происходит в каждой отдельной капле («О радуге и воздействиях лучей»), Соч.: Theodorici opera omnia, ed. K. Rasch (Coipus Philosophorum Teutomcorom Med. Aevi, II). Hamb., t. 1-4, 1977-85.
Лит.: Krebs E. Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft.- Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. V, Hefte 5-6. Munster, 1906; Mirschmidt f. Dietrich von Freiberg. Uber den Regenbogen und die durch Strahlen erzeugten Eindrucke.— Ibid., Bd. XII, Hefte 5—6. Munster, 1917; Mojsisch B. Die Theorie des Intellekts bei Dietrich von Freiberg. Hamb., 1977; Witiace W. A. The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy («Studia Friburgensia», n.f., 26). Fribourg-Switzerland, 1959.
A. М. Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия