Дитрих БонхофферДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ, или Теодорик Тевтонский

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

Найдено 2 определения термина ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

Dietrich von Freiberg) (род. ок. 1250, Фрейберг, Саксония - ум. после 1310) - нем. естествоиспытатель и натурфилософ. Исследовал физическую природу радуги. В своих философских взглядах, испытавших сильное влияние неоплатонизма, был приверженцем метафизики света и предшественником мистиков (особенно Мейстера Экхарта), напр. в своем учении об "отрешенности богоподобного духа" - места "блаженного созерцания" Бога.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

или Теодорик Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus) (p. ок. 1250 – ум. после 1310), – cp.-век. нем. философ. Магистр теологии. Несмотря на свою принадлежность к доминиканскому ордену, Д. Ф. разошелся в ряде пунктов с офиц. доктриной ордена – томизмом. В его философии (из 35 написанных им трактатов 12 посвящены общефилософским и 6 логич. проблемам) сильны элементы неоплатонизма, к-рые он воспринял как непосредственно от античных авторов (Прокл), так и через посредство христианских и араб. мыслителей. Неоплатонич. учение об эманации Д. Ф. попытался (довольно внешне) согласовать с учением о творении мира богом. Учение о познании роднит Д. Ф. как с августино-платоновским направлением, так и с араб. неоплатонизмом и аристотелизмом: совокупность вечных априорных истин, или "свет первой истины", характеризуется как достояние сверхиндивидуального "действующего разума" (intellectus agens), с к-рым человек приходит в соприкосновение в процессе индивидуального познания. Д. Ф. характеризовал также этот "действующий разум" по-августиновски, как "сокровенную часть ума" (abditum mentis). Учение о познании Д. Ф. и, в частности, представление об abditum mentis оказало влияние на нем. мистику – Экхарта и Таулера. Д. Ф. принадлежит ряд соч. естеств.-науч. характера. Наиболее важным из них является трактат "О радуге" ("De iride"). В нем дано объяснение первой и второй радуги, развитое вновь в 17 в. М. А. де Доминисом и Декартом. В познании природы Д. Ф. придавал большое значение наблюдению и опыту, подобно своим старшим современникам Р. Бэкону и Витело. Соч. см. всерии: Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 12, H. 5–6, M?nster, 1914; Bd 20, H. 5, M?nster, 1922. Лит.: Krebs E., Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft, M?nster, 1906 (Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 5, H. 5–6); Crombie A. C., Robert Grosseteste and the origins of experimental science. 1100–1700, Oxf., 1953 (гл. 9, Experimental method and Theodoric of Freiberg´s explanation of the rainbow, p. 233–259); Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Wallace W. ?., The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy, Fribourg, Switzerland, 1959. В. Зубов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ — 0

Найдено книг по теме ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ — 0