ДИСПАРАТНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ДИСПАРАТНЫЙ
от лат. dispar неравный) - взаимно несовместимый. Диспаратными называются понятия, не имеющие общих признаков или даже обладающие признаками, соответственно противоречащими один другому; также предметы, не имеющие общих свойств или даже обладающие свойствами, соответственно противоречащими одно другому.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Диспаратный
 (лат. disparatus — разделенный, обособленный) — несравнимый. В логике 19—20 вв. термин Д. употребляется сравнительно редко и прилагается лишь к понятиям. Понятия, предметы к-рых лишены общих свойств, в силу чего невозможно их дальнейшее обобщение, наз. несравнимыми (напр., металл и блеск, квадрат и идеология). Иногда Д. называются различительные суждения (напр., у Лейбница: «теплота не то же самое, что цвет», «человек и животное не одно и то же, хотя всякий человек — животное»). Некоторые психологи (напр., Гербарт) Д. называют ощущения различных органов чувств: напр., зеленое и громкое, сладкое и теплое.

Источник: Философский словарь. 1963

ДИСПАРАТНЫЙ
от лат. disparo – разделяю, обособляю) – несравнимый. Д . п о н я т и я (лат. notionеs disparatae) – в традиционной логике понятия, к-рые не охватываются ближайшим родом, напр. "эллипс" и "квадрат", "книга" и "корабль"; иначе наз. несравнимыми. Д. понятия противопоставляются сравнимым понятиям. Несравнимость понятий не является абсолютной в том смысле, что Д. понятия обычно охватываются общим родовым понятием, хотя оно зачастую и может быть чрезвычайно широким (таким, напр., как "организм", "вещь", "материальный предмет" и т.п.). Д. суждения – различительные суждения, т.е. такие, в к-рых раскрывается различие между предметами. Напр.: "водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает". Д . о щ у щ е н и я – ощущения различных органов чувств, напр. зеленое и громкое, сладкое и теплое. Термин "Д." встречается уже у Цицерона, к-рый называет этим термином "...то, что отделяется от чего-либо путем противопоставления с помощью отрицания, напр., поняли – не поняли" ("De inventione", I, 28, 42). Боэций говорит о Д. понятиях, к-рые он определяет как "такие понятия, которые отличны друг от друга, при полном отсутствии отношения контрарности между ними, напр., земля, одежда, огонь" ("De syllogismо hipothetico", p. 608). По Лейбницу, различительные предложения "...это – предложения, утверждающие, что предмет какой-нибудь идеи не есть предмет иной идеи, например, что теплота не то же самое, что цвет; или же, что человек и животное не одно и то же, хотя всякий человек животное" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.–Л., 1936, с. 319). В работах по традиц. формальной логике в 19–20 вв. термин "Д." прилагается обычно лишь к понятиям. Гербарт ("Lehrbuch zur Psychologie", 3 Aufl., S. 21 f.) говорил о Д. понятиях и ощущениях. В математич. логике Д. понятия не рассматриваются. Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946, с. 23, 24; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 38; Виноградов С. H. и Кузьмин А. Ф., Логика, 8 изд., М., 1954, с. 23, 24; Thomas Aquinas, Summa theologica, pars 1, Roma, 1894, p. 96, 3 ob. 1, 2; Hamilton W., Lectures on metaphysics and logic, v. 1, 2 ed., Edin.–L., 1866, p. 207–24; ?eberweg F., System der Logik, 3 Aufl., Bonn, 1868, § 53; ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, 4, В., 1957. К. Морозов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.