ДИОНИС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИОНИС
в др.-греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. Культ Д. носил оргиастич. характер: празднества (дионисии) сопровождались необузданным весельем.

Источник: Атеистический словарь

ДИОНИС (Бахус, Вакх)
греческий бог плодоносящий сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Культ Диониса носил экстатический и оргиастический характер. Из религиозных обрядов, совершаемых в честь Диониса, возникла древнегреческая трагедия.  

Источник: Религиоведческий словарь

ДИОНИСИЙ
ок. 1440 - после 1502) — рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изыскан. колорит.. Однако в них можно заметить нек-рое единообразие приемов; им присуши также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность образов («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах»). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Третьяковской галерее.

Источник: Атеистический словарь

ДИОНИС
Греч.) Демиург, который, подобно Озирису, был убит
Титанами и расчленен на четырнадцать частей. Он был
олицетворением Солнца или, как говорит автор "Great Dionysiak
Myth": "Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп
Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила
прорастания, все пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы. ..."
Дионис родился в Нисе или Нисси - так евреи называли Гору Синай
("Исход", XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно
идентифицирует их обоих с "Иеговой Нисси". (См. "Раз. Изида", II,
193, 605.)

Источник: Теософский словарь

ДИОНИС
(Dionysos) - др.-греч. бог виноградарства, виноделия и веселого опьянения. Культ Д. развился в период борьбы нар. масс против родовой аристократии. Д., по представлениям древних греков, шествовал по всем странам с веселой процессией менад, сатиров и силенов, принося довольство и радость. Культ Д. носил оргиастич. характер: празднества {дионисии) сопровождались нообузд. весельем, бурными плясками, бегом по горным местностям; доведенные до исступления участники, в основном женщины, разрывали руками живое жертв, животное и поедали его мясо сырым. Офиц. культ был более умеренным и сливался с культом Деметры. Д. здесь рассматривался как умирающий и воскресающий бог, сходный с малоазийским Аттисом.
В мистериях в честь Д. в эллинистич. период представлялись смерть Д., оплакивание его, похороны его изображения и воскресение на третий день (ночью в храме жрец возвещал молящимся: «бог воскрес и мы спасемся!»). Эти элементы культа Д. вошли в христ. религию. В мистериях Д. называли Якхом, отсюда римское Вакх, Бахус.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Дионис
греч.)  – бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Однажды Зевс поклялся Семеле водами реки Стикс, что исполнит любое ее желание. Узнав об этом, ревнивая Гера подучила Семелу попросить Зевса показаться ей в своем истинном облике. Огонь молний истинного облика царя богов испепелил Семелу, но Зевс успел извлечь сына из чрева матери и зашил его себе в бедро. Когда Д. был доношен, Зевс распорол швы на бедре и извлек его на свет. По приказу Зевса Гермес передал Д. на воспитание нисейским нимфам (вариант: Д. воспитывался у сестры Семелы Ино), а когда мальчик подрос, его поручили силену. Гера вселила в Д. безумие, и он скитался по Египту и Сирии, пока не пришел во Фригию, где его исцелила богиня Рея-Кибела. Во время плавания с о-ва Икария на о-в Наксос тирренские морские разбойники взяли Д. в плен и заковали в цепи, чтобы продать в рабство, но оковы вдруг сами упали с его рук, вокруг мачты корабля вырос плюш, а на парусах – виноградные лозы. Перепуганные пираты бросились в море и были превращены в дельфинов. По пути в Грецию Д. встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на ней. Всюду он учреждал свой культ, учил людей виноделию и совершал чудеса: являлся в образе козла, быка, льва, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока, меда ит.п. В шествиях Д. участвовали сатиры и вакханки (менады, бассариды), одетые в шкуры диких животных и опоясанные змеями, в венках из плюща, с тирсами (палки, увитые плющом и увенчанные еловыми шишками) в руках. Участники шествия, охваченные священным безумием, сокрушали все на своем пути. Своих врагов Д. карает безумием: в мифе о Пенфее, пытавшемся запретить вакхические неистовства, Д. наслал безумие на вакханок во главе с его матерью, и они разорвали Пенфея на части, приняв его за льва. В мифе о Ликурге Д. наслал безумие на Ликурга, после чего тот был затоптан собственными лошадьми. Д. был преимущественно народным богом (аристократия чтила в этом качестве Аполлона) и славился как освободитель, снимающий с людей ярмо мирских забот и развеивающий скуку ежедневных обязанностей. В Риме Д. почитали под именем Вакха (отсюда возникло название его праздников – «вакханалии» и его участниц – «вакханки») или Бахуса. Многочисленные изображения Д. представляют его в виде юноши с венком на голове и с тирсом или чашей в руке. Священным животным Д. был козел, растением – виноградная лоза.

Источник: Мифологический словарь

ДИОНИС

Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийскофригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Распространение и утверждение культа Д. в Греции связано с ростом городовгосударств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону – как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
По разным архаическим мифам Д. называется и сыном Зевса Критского и Персефоны, и сыном Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Д. – сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Д. нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела – Рея исцелила его и приобщила к своим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойникитирренцы. Они пришли в ужас при виде удивительных превращений Д. и заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д., оплетя виноградными лозами и плющом мачту и паруса корабля. Д. превращался в медведицу и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. Также бытовали представления о Д. – быке и Д. – козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д. – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д. – Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. На Ликурга – сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.
В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады – вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса. Из религиознокультовых обрядов, посвященных Д. (греч. tragodia, букв, «песнь о козле» или «песнь козлов», т е. козлоногих сатиров – спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия.

Источник: Словарь греческой мифологии

Дионис
В древнегреческой мифологии Дионис DionusoV, DiwnusoV, BakcoV, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Hom. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (carma brotoisin) и прогоняющий заботы и страдания (LuaioV, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (swthr) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (MelpomenoV); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он – iatromantiV, т. е. врачует болезни предсказаниями.
В некоторых местах Дионис имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле.
Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (FloioV от глагола floiw, floreo, AnqeuV, AnqioV, DendrithVm UhV, т. е. оплодотворяющий посредством влаги) и, таким образом, принял участие в деятельности Деметры, с которою он сходится и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (QesmoforoV).
Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Дионисе и Деметре; они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиасти-ческое служение этому богу (Il. 6, 130 слл.). Начало свое этот культ взял, вероятно, от мифических фракийцев в Беотии; Беотия потому и считается родиною Д. Мать его Семела, дочь Кадма, жила в Фивах.
По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии, и когда Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее дом, и она, умирая, преждевременно родила младенца, которого Зевс зашил в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание Иноне (Inw), супруге Атаманта Орхоменского. Когда же Гера привела Атаманта в бешенство, а Инона бежала (см. Athamas), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда DionusoV), скрыт ими в пещере и вскормлен сладкою пищею. По первоначальному сказанию, Ниса, если только это не воображенная местность, находилась в Беотии; впоследствии ее помещали во Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Диониса проник в Аттику, в окрестности Парнасса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д.
На острове Наксосе его супругою является Ариадна (см. Theseus), от которой он имел сыновей Ойнопионта (винопия), Еванфа (цветущего) и Стафила (виноградаря).
Культ Диониса распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийский богов, и т. к. он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии к степенному и строгому характеру культа олимпийских богов и в особенности весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало противодействие. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликурге, сыне Дранта, царя фракийских эдонян. Он прогнал с нисейский полей кормилиц пьяного Диониса, так что они уронили на землю священную утварь, а сам Дионис бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга; Зевс поразил его слепотою и сократил его жизнь (Гомер); по позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собою бесплодие страны, а сам он впал в бешенство, под влиянием которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но т. к. страна оставалась по-прежнему бесплодною, эдоняне отвели Ликурга на гору Пангей (Paggaion), где по приказанию Д. он был растерзан конями на части (Apollod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл.).
В Аргосе Дионис привел в бешенство женщин, избегавших его культа, так что они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Диониса с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом. Куда только не являлся Дионис, везде он утверждал свой культ. Сопровождаемый толпою своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, которые вооружены были жезлами-тирсами (qursoV), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Элладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакханском походе в Индию развилось в своих подробностях только после времен Александра Великого, представляя собою как бы мифический первообраз похода македонского героя. Когда наконец Дионис заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (Quwnh, неистовая, он сам – QuwneuV) наслаждалась бессмертием.
Культ Диониса с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Диониса издревле справлялся процессией, довольно просто, но довольно весело; впереди – кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Впоследствии времени эта умеренность более и более исчезала; стали предаваться невоздержанному раздражению чувств, бродить под звуки флейт, бубен и литавр, с громкими возгласами «Эвоэ» («euoi») в пьяном, распущенном неистовстве, раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. Отсюда Дионис получил прозвание BakcoV – шумный (после времен Геродота), BakceioV, BromioV, EuioV. В этих оргиях, происходивших часто ночью (nuktelia), большую роль играли исступленные женщины, представлявшие спутниц Диониса под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (названы по длинной, пестрой одежде, bassara; Дионис сам назывался BassareuV). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Диониса с Кибелой и Атисом и к отождествлению его с Сабазием, азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Дионис-Сабазий (SabazioV) был представителем цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся.
Та же самая мысль лежит в основании культа Диониса-Загрея (ZagreuV, растерзанный), культ которого орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Дионис-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, но что Зевс, проглотив содрогающееся сердце его, снова родил Диониса. В мистериях Деметры Дионис носит имя IakcoV и является в образе отрока (KoroV), как брат или жених Персефоны (Kora).
В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Диониса, с величественною осанкою, густыми волосами и окладистою бородою, светлыми, цветущими чертами лица, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, так называемый Сарданапал, находится в Ватиканском музее), от позднейших изображений, представляющих Диониса в отроческом возрасте (efhboV), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной, приятной тоски; повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают мягкие длинные кудри его, козья шкура, обыкновенно, слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева. Искусство любило изображать его в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется qiasoV); сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны, Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствует римский бог вина Bacchus или Liber, с которыми в культе соединялось и женское божество Libera. Оба имени, вероятно, не более как перевод греческих названий KoroV и Kora; но римляне обыкновенно производили эти имена от слова liber, свободный, будто бы ими выражались свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в честь его праздновались Liberalia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с театральными представлениями в городе; в деревнях его праздник, как и в Аттике, справлялся разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Verg. G. 2, 385 слл. Праздник Либералий совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которою вообще он и Либера, как сельские божества обилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до Р. X. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим вкрался и тайный культ Вакха, Bacchanalia (Orgia), которые справлялись в ночную пору с величайшим бесстыдством, так что сенат в 186 г. до Р. X. должен был выступить против них со всею строгостью.(Liv. 39, 8 слл) . Но они втайне продолжали существовать до времен Империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругою Либера-Бакхуса и, таким образом, отождествляема была с Ариадною.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
216.07 кб

Металогический концепт "Дионис" в контексте новой мифологии Фр. Гёльдерлина: теория переводы лирика

Вольский Алексей Львович
В статье рассматривается проблема повой мифологии, разработанная в немецком романтизме. Миф понимался романтиками как философский концепт, и предлагались пути создания новой мифологии. Одним из создателей новой мифологии был Фр.
Читать PDF
75.71 кб

Образ Диониса в философии Ницше: трагедия мыслителя

Лифинцева Татьяна Петровна
Читать PDF
260.47 кб

Категория времени в поэме Нонна "деяния Диониса"

Путилина Татьяна Геннадьевна
В статье разбирается, как в системе образов и событий поэмы Нонна Панополитанского «Деяния Диониса» отражаются античные представления о времени.
Читать PDF
2.64 мб

Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русс

Душин О. Э.
Читать PDF
223.51 кб

Дионисий Ареопагит в концепции Ю. П. Черноморца

Шкуро Сергей Викторович
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения.
Читать PDF
1.30 мб

Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник (Гл. 7 из кн. «Боговидение», пер. К.В. Агеевой)

В. Н. Лосский
Читать PDF
186.88 кб

ВСЕЕДИНСТВО КАК ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМИРЕНИЯ аполлоно-дионисийской ПАРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Т. Б. Кудряшова
Читать PDF
29.82 мб

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Бирюков Дмитрий
Выделяются две стратегии иерархии у Григория.
Читать PDF
612.27 кб

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
219.69 кб

Социальное конструирование аполлонического и дионисийского начал в древнегреческой мифологии

Зенько Андрей Анатольевич
Автор сопоставляет аполлоническое и дионисийское начала в древнегреческой культуре с точки зрения их влияния на формирование социальных отношений и образование типов социальности.
Читать PDF
498.94 кб

Диалектический и исторический материализм как формальная аксиология дионисийского типа (алгебра форм

Лобовиков В.О.
Читать PDF
165.46 кб

Гештальт рабочего как дионисийство

Рыкова Светлана Александровна
В статье рассматривается проблема сосуществования в культуре двух начал: аполлонического и дионисийского. Осмысливается сущность гештальта, его причастность к дионисийству.
Читать PDF
130.75 кб

О судьбе одного фрагмента корпуса Дионисия Ареопагита в древнерусской рукописной традиции

Иткин Владимир Владимирович
Cтатья посвящена судьбе одного фрагмента Дионисийского корпуса («Видения Карпа о двух грешниках») в древнерусской рукописной традиции. См. также другие статьи Вл. Иткина
Читать PDF
63.08 кб

Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита

Моисеев Петр Алексеевич
П. А.
Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».

Похожие термины:

  • Дионис, Бахус, Вакх

    в греческой мифологии бог растительности, виноградарства, земледелия и виноделия. В Грецию этот миф проник из фракийской области. Приживался с трудом, распространился поздно. В VII- VIII вв. до н. э. его
  • ДИОНИСИИ

    народные празднества в Др. Греции в честь Диониса. В Аттике было в год 4 таких праздника; они были связаны со сбором винограда, брожением, сливом и пробой вина (декабрь - март). Во время Д. статуи бога и
  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

    ????????? ???????????) (1 в. н.э.) – первый афинский епископ. Ему приписывалось (отвергнутое еще в период Возрождения) авторство ряда трактатов – т.н. Ареопагитик. Лит. см. при ст. Ареопагитики.
  • ДИОНИСИЙ Гераклейский

    2-я пол. 3 в. до н.э.)— стоик, ученик Зенона из Кития; прозван «Перебежчиком» за то, что примкнул к киренской школе и объявил конечной целью наслаждение. Профессионально занимался только этикой (9 изве
  • ДИОНИСИЙ КАРТЕЗИАНЕЦ

    род. 1402/03, Рийкель, близ Льежа, Бельгия - ум. 1471, Рермонд, Голландия) - голл. теолог, doktor ecstaticus; был дружен с Николаем Кузанским, обработал, не привнося ничего нового, все схоластические и мистические уч
  • ДИОНИСИЙ Киренский

    сер. 2 в. до н. э.) — греческий философ, стоик, ученик Панэтия, последний заметный логик стоической школы. Возможно, учился также у Антипатра из Тарса. Сочинения Дионисия (не сохранились) написаны в св
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит

    см. Дионисий Ареопагит.
  • ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ

    (Dionysius Parvus, первая пол. VI в.) - настоятель монастыря ок. Рима, инициатор летосчисления «от рождества христова». Взяв за основу сообщения евангелий о дне «воскресения» Иисуса Христа (полнолуние, трети
  • ДИОНИСИЙ КАРТОЙЗЕР

    (Dionysius der Kartäuser) — теолог, названный doctor ecstaticus; p. 1402—1403 (Рийкель, близ Льежа, Бельгия) — ум. 1471 (Рермонд, Голландия); был дружен с Николаем Кузанским; обработал, не проявив собственных творческих спосо
  • АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ

    понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. "В человеке... мы на
  • ДИОНИСИЙСКИЙ

    см. Аполлоновско-дионисийский.
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки”. Истоком этих категорий являются два божества искусств в Др. Греции — Аполлон и Дионис. Про
  • АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    филос.-эстетич. понятия, введенные Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки» -«Die Geburt der Trag?die aus dem Geiste der Musik», 1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно - двух начал бытия, олицетв
  • Аполлоновское и дионисийское начало

    философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполло
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛА В КУЛЬТУРЕ

    понятие истории и философии культуры, выражающее одну из распространенных концепций развития и кризиса западноевропейской цивилизации и связанное с проблемами теории искусства и творчества в ф
  • АПОЛЛОНИЧЕСКИЙ-ДИОНИСИЧЕСКИЙ

    (apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Аполлона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих п
  • Аполлоническое и дионисическое начала в античной культуре

    два противоположных начала в античной культуре, которые, согласно Фридриху Нищие, «прорываются из самой природы», действуют в человеке — художнике как «художественные инстинкты природы». Эти два
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ

    - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое,