ДионаДионис, Бахус, Вакх

ДИОНИС

Найдено 6 определений термина ДИОНИС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДИОНИС

в др.-греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. Культ Д. носил оргиастич. характер: празднества (дионисии) сопровождались необузданным весельем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ДИОНИС (Бахус, Вакх)

греческий бог плодоносящий сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Культ Диониса носил экстатический и оргиастический характер. Из религиозных обрядов, совершаемых в честь Диониса, возникла древнегреческая трагедия.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

ДИОНИС

Греч.) Демиург, который, подобно Озирису, был убит

Титанами и расчленен на четырнадцать частей. Он был

олицетворением Солнца или, как говорит автор "Great Dionysiak

Myth": "Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп

Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила

прорастания, все пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы. ..."

Дионис родился в Нисе или Нисси - так евреи называли Гору Синай

("Исход", XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно

идентифицирует их обоих с "Иеговой Нисси". (См. "Раз. Изида", II,

193, 605.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ДИОНИСИЙ

ок. 1440 - после 1502) — рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изыскан. колорит.. Однако в них можно заметить нек-рое единообразие приемов; им присуши также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность образов («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах»). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Третьяковской галерее.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Дионис

греч.)  – бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Однажды Зевс поклялся Семеле водами реки Стикс, что исполнит любое ее желание. Узнав об этом, ревнивая Гера подучила Семелу попросить Зевса показаться ей в своем истинном облике. Огонь молний истинного облика царя богов испепелил Семелу, но Зевс успел извлечь сына из чрева матери и зашил его себе в бедро. Когда Д. был доношен, Зевс распорол швы на бедре и извлек его на свет. По приказу Зевса Гермес передал Д. на воспитание нисейским нимфам (вариант: Д. воспитывался у сестры Семелы Ино), а когда мальчик подрос, его поручили силену. Гера вселила в Д. безумие, и он скитался по Египту и Сирии, пока не пришел во Фригию, где его исцелила богиня Рея-Кибела. Во время плавания с о-ва Икария на о-в Наксос тирренские морские разбойники взяли Д. в плен и заковали в цепи, чтобы продать в рабство, но оковы вдруг сами упали с его рук, вокруг мачты корабля вырос плюш, а на парусах – виноградные лозы. Перепуганные пираты бросились в море и были превращены в дельфинов. По пути в Грецию Д. встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на ней. Всюду он учреждал свой культ, учил людей виноделию и совершал чудеса: являлся в образе козла, быка, льва, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока, меда ит.п. В шествиях Д. участвовали сатиры и вакханки (менады, бассариды), одетые в шкуры диких животных и опоясанные змеями, в венках из плюща, с тирсами (палки, увитые плющом и увенчанные еловыми шишками) в руках. Участники шествия, охваченные священным безумием, сокрушали все на своем пути. Своих врагов Д. карает безумием: в мифе о Пенфее, пытавшемся запретить вакхические неистовства, Д. наслал безумие на вакханок во главе с его матерью, и они разорвали Пенфея на части, приняв его за льва. В мифе о Ликурге Д. наслал безумие на Ликурга, после чего тот был затоптан собственными лошадьми. Д. был преимущественно народным богом (аристократия чтила в этом качестве Аполлона) и славился как освободитель, снимающий с людей ярмо мирских забот и развеивающий скуку ежедневных обязанностей. В Риме Д. почитали под именем Вакха (отсюда возникло название его праздников – «вакханалии» и его участниц – «вакханки») или Бахуса. Многочисленные изображения Д. представляют его в виде юноши с венком на голове и с тирсом или чашей в руке. Священным животным Д. был козел, растением – виноградная лоза.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

ДИОНИС

Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийскофригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Распространение и утверждение культа Д. в Греции связано с ростом городовгосударств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону – как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

По разным архаическим мифам Д. называется и сыном Зевса Критского и Персефоны, и сыном Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Д. – сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Д. нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела – Рея исцелила его и приобщила к своим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойникитирренцы. Они пришли в ужас при виде удивительных превращений Д. и заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д., оплетя виноградными лозами и плющом мачту и паруса корабля. Д. превращался в медведицу и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. Также бытовали представления о Д. – быке и Д. – козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д. – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д. – Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. На Ликурга – сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.

В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады – вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса. Из религиознокультовых обрядов, посвященных Д. (греч. tragodia, букв, «песнь о козле» или «песнь козлов», т е. козлоногих сатиров – спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь греческой мифологии

Найдено схем по теме ДИОНИС — 0

Найдено научныех статей по теме ДИОНИС — 0

Найдено книг по теме ДИОНИС — 0

Найдено презентаций по теме ДИОНИС — 0

Найдено рефератов по теме ДИОНИС — 0