ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
BB) (ок. 240—150 до н. э.), или Диоген из Седевкии,—греческий философ, ученик Хрисипца. Сочинения Диогена служили источником каноничных школьных формулировок (Diog. L. VII 55 ел.): «О звучащей речи» (грамматика и логика); «Учебник диалектики» (логика в узком смысле); «О ведущем начале души» (антропология). Как и Зенон из Тарса, Диоген сомневался в учении о «воспламенении» (fr. 27). Специально занимался аллегорией (трактат «Об Афине», fr. 33-34), мантикой (Cic. De div. I 6 cf. II 90), музыкой и риторикой («О музыке», fi. 54—90; «О риторике», fr. 91—126), теорией общества и государства («О законе», Athen. XII 526 С, и «О благородстве» (ib. IV 168 E). В этике (названия сочинений не сохранились) попытался уточнить ряд пунктов, определив конечную цель как «благоразумный выбор того, что отвечает природе» (Diog. L. VII 88; Stob. Ed. Il p. 75, 11 sq. W.). В этом можно усмотреть характерное для послехристианской Стой стремление расширить понятие блага за счет «первичного по природе». Фрагм.: SVF III 1-126. Лит. см. к ст. Стоицизм.
А. А. Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ
ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ, или Диоген из Селевкии (???????? ? ??????????, ? ?????????) (ок. 240 - ок. 150 до н. э.), стоик, ученикХрисиппа, один из самых влиятельных представителей Ранней Стой. Родом из Селевкии на Тигре (эту область собирательно называли «Вавилонией», Strab. VI 1, 1). Год рождения приблизительно 240 до н. э. (если принять 88 лет жизни, согласно Luc. Macrob. 20, и год смерти ок. 150). Учился сначала у Хрисиппа, а затем, возможно, у его преемника Зенона Тарсийского, после которого возглавил школу (ISHerc. col. 48). При Д. школа пользовалась большим влиянием, о чем говорит тот факт, что Д. вместе с академиками Карнеадом и Критолаем ездил в Рим в 155 в составе афинского «философского» посольства, просившего освободить Афины от штрафа за разграбление Оропа - Cic. Acad. II 137; Tusc. IV 5; Gell. N. Att. VI 14, 8. Выступая в Риме, Д. впервые познакомил римлян со стоическим учением и впоследствии пользовался среди них большим уважением. Цицерон называет Д. «авторитетным и влиятельным стоиком» (magnus et gravis stoicus - De off. Ill 51).     От сочинений Д. сохранились незначительные фрагменты. Известны: 1) логические: «О звучащей речи» (???? ????? - D. L. VII55), «Диалектика» (?????????? ????? - Ibid. 71), «О риторике» (Philod. De rhet. V. I p. 329 ел. Sudh.); 2) физические: «О ведущей части души» (???? ??? ??? ????? ?????????? - Galen. PHP II 8), «Об Афине» (Philod. De piet. 15; Cic. Nat. D. I 41), «Мантика» (Cic. Divin. I 6); 3) этические: «Этика» (Epict. Diss. II 19,14), «О благородном происхождении» (Athen. IV 168 e), «О законах» (Athen. XII 526 c); 4) прочие: «О музыке» (Philod. De mus. p. 5 ел. К.).     В сочинениях Д. затрагивались, вероятно, почти все основные и многие вспомогательные вопросы стоического учения. В большей степени традиционалист, чем новатор, Д. тем не менее уточнял и прояснял школьные определения, а в некоторых случаях предлагал собственные. Вероятно, именно при Д. процесс оформления раннестоической традиции окончательно завершился. Трактат «О звучащей речи» служил Диоклу Магнесийскому, а затем Диогену Лаэртию источником нормативных формулировок в области грамматики, морфологии, речевой стилистики и т. д. (D. L. VII56 ел.). Логике в узком смысле посвящена «Диалектика», где Д., насколько можно судить, следовал Хрисиппу (напр., в области классификации высказываний - Ibid. 71).     Физические воззрения Д. достаточно каноничны - хотя он, возможно, подвергал сомнению (как и Зенон из Тарса) догму о «воспламенении» (Philo. Aetern. 15). В трактате «О ведущем начале души» Д. поддержал Зенона и Хрисиппа, помещавших это начало в сердце (Galen. PHP II 5 ел.). В теологии Д. развивал аргументы основателя школы: богов почитать разумно, почитать несуществующее неразумно, - следовательно, боги существуют (Sext. Adv. math. IX 133-134). Специально занимался аллегорезой -в трактате «Об Афине» рождение богини из головы Зевса трактовалось как определенного рода физический процесс (Cic. Nat. D. I 41), - и мантикой (Cic. Divin. I 6; 84; II 90).     В основных вопросах этики Д., как правило, верен школьной догме (напр., традиционному учению о благе, зле и безразличном, добродетели и т. д. - Epict. II 19, 13; Cic. De fin. III 33; 49 ел.). Вместе с тем, он предложил и некоторые новшества. Желая, как впоследствии Антипатр и Архедем, подчеркнуть значение разумного выбора, Д., возможно впервые, ввел термин ?????, понимая под ним суждение, придающее избранному статус «ценного» и «соответствующего природе» (Stob. II 7, 7f, p. 84, 4 Wachsm.). Конечную цель Д. определял как «благоразумие в выборе того, что соответствует природе» (D. L. VII 88; Clem. Strom. II 21). Возможно, это первый признак заметного в послехрисипповой Стое желания каким-то образом расширить понятие блага за счет «первичного по природе». С этим согласуется попытка Д. допустить коррекцию выбора на основе критерия полезности, если это не изменяет природы самого выбора (Cic. De off. Ill 50 ел.).     Кроме того, Д. занимался теорией общества и государства, риторикой, музыкой. В соч. «О законах» и «О благородстве» он, по-видимому, развивает концепцию «естественного закона». В трактате «О риторике» разбирает специальные технические вопросы, но также проводит мысль о том, что мудрец является наилучшим оратором и что он должен ставить свое искусство на службу отечеству. Фрагменты трактата «О музыке» (в одноименном соч. Филодема) свидетельствуют о знакомстве Д. с теоретической и исторической сторонами этой тематики.     В числе самых известных учеников Д. (ср. Athen. V 186 а: «диогенов-цы») были Антипатр и Архедем из Тарса; весьма вероятно, что Д. слушал и Панетий. В восприятии позднейших авторов - Цицерона, Плутарха (St. rep. 2, 1033d), Эпиктета (Diss. II19, 13), Галена — имя Д. стояло в одном ряду с именами основателей стоической школы.     Фрагм.: SVF III, р. 210-243 (fr. 1-126).     Лит.: Bonh?ffer ?. Die Telosformel des Stoikers Diogenes, - Philol 67, 1908, S. 582-605; Sch?fer M. Diogenes als Mittelstoiker, - Ibid. 91, 1936, S. 174-196; LongA. A. Carneades and the Stoic Telos, - Phronesis 12, 1967, p. 59-90; Dumon?J. P. Diog?ne de Babylone et la preuve ontologique, - RPh, 1982, p. 389-395; Idem. Diog?ne de Babylone et la d?esse Raison. La M?tis des sto?ciens, -BAGB 1984, p. 260-278; ObbinkD., Van der Waerdt P A. Diogenes of Babylon: the Stoic Sage in the City of the Fools, - GRBS 32, 1991, p. 355-396; Delattre D. Speusippe, Diog?ne de Babylone et Philod?me, - CronErc 23, 1993, p. 67-86; Brunschwig J. Did Diogenes of Babylon invent the Ontological Argument? - Idem. Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 170-189.     А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь