ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
род. ок. 412 ум. 323 до Р. X., Коринф) - древнегреч. философ. Сократовскую идею самосозерцания Диоген развил до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и, считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму; он требовал общности жен и детей и не признавал господствующей морали. Диоген стал символом кинического бесстыдства (отсюда слово "цинизм") и распущенности. О Диогене существует ряд анекдотов; о нем рассказывают как о философе, который жил в бочке и который в ответ на обещание Александра Великого исполнить любую его просьбу попросил его отойти и не заслонять солнце; о Диогене говорят также, что он среди дня с фонарем искал на рыночной площади Афин Человека.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
ум. ок. 330-320 до н. э.), др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этич. учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д. С. был прозван собакой, а его последователи-киниками (от греч. ???? - собака). До нас не дошли соч. Д. С. (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письм. форме.
Д. С. отвергал всякое знание, лишенное этич. направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, Пестрые рассказы X, 11). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внеш. влияний была, по утверждению Д. С., доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Xpиcocтом VIII 27-35;VI l, 7,31,35). Д. С. жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиц. формами жизни, он не признавал отечества, единств. законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24-29, 32, 38, 63; Лукиан, Распродажа жизней 8; Арриан, Беседы с Эпиктетом III 22, 24, 27, 60). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Д. С., помочь человеку вернуться к природе.

Источник: Советский философский словарь

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
ум. ок. 330—320 до н. э.)—древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи— киниками (от греч. — «собака»). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.
Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, «Пестрые рассказы», X, 11). Он стремился к самодостаточности «царственного мудреца», жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27-35; VI 1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан, «Распродажа жизней» 8; Арриан, «Беседы с Эпиктетом» III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе. Соч.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114-144.
Лит.: Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М., 1982; Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Niehiies-Proebsting H. Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Munch., 1979.
А. И. Зайцев

Источник: Новая философская энциклопедия

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
???????? ????????) (ок. 404–323 до н. э.) – др.-греч. философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Образ Д. С. дошел до нас в извращенном виде, гл. обр. под влиянием Диогена Лаэртского [из соч. к-рого (Diog. L., VI 2) по преимуществу черпаются сведения о биографии и учении Д. С.]. Диоген Лаэртский утверждал, что Д. С. не выдвинул сколько-нибудь развитого учения; однако он противоречил сам себе, поскольку сам же сообщал длинный список соч. Д. С., куда входили и его трагедии (там же, VI 2, 80, 81, сл. Диоген Лаэртский приводит также список произведений Д. С., составленный Сотионом). К этой версии примыкал и Гегель, утверждавший, что "о Диогене можно рассказать лишь анекдоты" (Соч., т. 10, М., 1932, с. 121). Вопреки этому можно утверждать, что Д. С. принадлежит довольно разветвленное филос. учение. Он решительно отвергал все блага цивилизации и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние или даже вел жизнь животного. Всю культуру он объявлял насилием над человеч. существом, отвергал гос-во, объявляя себя гражданином мира, проповедовал общность жен и детей. Свое безразличие к моральной и обществ. жизни Д. С. доводил до цинич. бесстыдства и полного равнодушия к любым неудобствам жизни. Согласно историч. анекдоту, Д.С. жил в бочке (Diog. L., VI 23. 43. 105; Senec epistul. 90, 14), подчеркивая этим ненужность удобного жилища, а на вопрос Александра Македонского, чего бы хотел Д. С. от него, ответил: отойди, не загораживай мне солнца (Diog. L., VI 38; ср. вообще о встречах Д. С. с Александром Македонским – Cic. Tusc. V 32, 92; Senec. De benef., v. 4, 3–4; Plut. Alex. 14), подчеркивая этим свое пренебрежение к материальным благам. Д. С. не только критиковал учение об общих идеях Платона с т. зр. крайнего сенсуализма, признавая только единичное (Diog. L., VI 53), но и проповедовал вместе с софистами противоположность природной данности и человеч. установлений. Он признавал необходимость философии, уподобляя ее деятельности рулевого или врача (там же, VI 24, 30), отвергал многобожие и религ. культы, как произвольные человеч. установления и признавал только основанную на подражании природе аскетич. добродетель, находя в ней единств. самоцель человека. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 149–50 и др. по указат.; то же, т. 1, М., 1957, с. 111; И. К. [Корсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей, X., 1887, с. 199–225; Бирюков П. И., Греческий мудрец Диоген, 3 изд., М., 1910; Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов..., СПБ, 1912, с. 108–23; его же, Греческие мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 103–28; Fritz К., Quellen-Untersuchungen zu Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope, Lpz., 1926; Sayre F., Diogenes of Sinope, Balt., 1938. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 404 - ок. 323 до н.э.)
древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. в духе ки-низма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг-другу описаний и доксографий, фигура Д. С. предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду; так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду. Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Д.С. Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя Д.С. зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел - в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф. Сейер). На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о Д.С., который днем с фонарем искал честного человека. (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.). Основной источник сведений о Д.С. - это "Жизнеописания и мнения" Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения Д.С., Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Д.С., среди которых как философские работы ("О добродетели", "О добре" и т.д.), так и несколько трагедий. Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов Д.С. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена "Собака" и "сумасшедший Сократ". Не вызывает сомнений, что Д.С. и в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т.д. Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий). Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции. Поэтому, вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского день смерти Д.С. совпадает с днем смерти Александра Македонского. Благодаря своей оригинальности Д.С. является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. (См. также: Сократические школы).
А.В. Вашкевич

Источник: Новейший философский словарь

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (???????? ? ????????) (ок. 408 - ок. 323 до н. э.), родоначальник греческого кинизма (наряду с Антисфеном), один из наиболее известных и своеобразных моралистов-сократиков. Имя Д. в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим асоциальным образом жизни и хлесткими афоризмами на грани дозволенного в духе киниче-ской «свободы высказывания» (парресии).     Жизнь. Родился в г. Синоп, милетской колонии на южном берегу Черного моря. Недоступная проверке поздняя биографическая традиция представляет молодого Д. участником драматического приключения, инициированного преступлением своего отца за изготовление фальшивых монет, заключением в тюрьму, изгнанием и т. п. Кульминацией заметно противоречивых версий сюжета является полученный Д. оракул «переоценить ценности» (или «перечеканить монету», ??????? ?????????????), намекающий одновременно на известный в сократической литературе мотив побуждения Аполлоном к занятиям философией и на события семейной истории с фальшивомонетничеством. Радикальная переоценка, а фактически отказ от ценностей культуры в рамках еще значимой для сократических школ софистической оппозиции природа - закон (????? - ?????) привела Д. к поискам асоциального идеала естественного существования.     Оказавшись в Афинах ок. 362, Д. стал учеником сократика Антисфена; после его смерти в 360, как традиционно считается, возглавил киническое движение. Современные исследователи расценивают эпизод ученичества Д. фикцией античных биографов (см. GIANNANTONI, SSRIV, p. 223—233), хотя не отрицают влияния на Д. сочинений Антисфена. Следуя правилу «высказываться свободно», Д. нашел нелестные слова для определения своего отношения к афинской культуре и ее интеллектуальной элите: Платон отличается не красноречием, а пусторечием, у Евклида не ученики, а желчевики, и даже Антисфен — труба, не слышащая собственного звука, и т. п.     Возможно, Д. не постоянно пребывал в Афинах. Имеются по крайней мере два текста, которые повествуют о пленении Д. морскими пиратами и продаже его в рабство (у Мениппа и Евбула, ср. также «Беседы» Эпиктета III 24; IV 1). Достоверность этой поздно оформленной (впервые, вероятно, Мениппом) истории невелика. Античные источники представляют две версии: 1) Д. живет в Коринфе и учит сыновей своего хозяина «всем наукам», от метания дротиков до чтения историков и поэтов, являя им образец добродетели и мудрости; 2) Д. живет в Афинах в крайней нищете и эпатирует граждан смесью словесного морализаторства и непристойности поведения. В результате сочетания этих версий возникает сюжет о том, что Д. попеременно жил то в Афинах, то в Коринфе. О могиле Д. именно в Коринфе пишет историк Павсаний (Pausan. И, 2, 4).     Сочинения Д. утрачены, все сведения черпаются из позднейшей литературы (прежде всего D. L. VI 20-80). Сомнения в аутентичности части либо всего корпуса приписываемых Д. текстов были распространены уже в Античности (ср. два списка его сочинений по Диогену Лаэртию и Сотиону, в которых указаны диалоги, сборники изречений и писем, а также трагедии, D. L. VI 80). Впрочем, сам Д., подражая, вероятно, Сократу, записанные тексты ценил гораздо менее, чем устную речь (называя последнюю ??????? ???????, «истинным воспитанием», VI48). Названия ряда связанных с именем Д. сочинений отражают традиционную этическую тематику современной ему философии: «Государство», «О любви», «О добродетели», «О благе», «О смерти», «Этика». Эпикуреец Филодем из Гадары (1 в. до н. э.) в своем сочинении «О стоиках» упоминает о влиянии, которое оказало «Государство» Д. на стоика Зенона из Кития и, отзываясь об известных ему сомнениях в авторстве Д., отмечает, что по крайней мере Зенон (основавший Стою ок. 300 до н. э.) в авторстве Д. не сомневался. Между тем Диогеново «Государство» было одним из наиболее скандальных произведений Античности. В нем Д. высказывал идеи о бесполезности оружия, денег, проповедует общность жен и детей, допуская для киника полную сексуальную свободу, кровосмешение и даже каннибализм.     Учение. Д. был одним из создателей того нетрадиционного течения в постсократовской философии, к содержательным сторонам которого относится уже описание одежды его приверженцев. Д., как считается, создал знаменитый костюм киника: короткий плащ на голое тело, котомка через плечо, дорожный посох, босые ноги (ср., однако, Антисфен и D. L. VI 13). Жилищем Д. стал большой глиняный пифос («бочка»), стоявший у храма Матери богов на афинской агоре, где он часто просил подаяния. Д. рассуждал об идеале крайней умеренности во всем, стараясь обойтись минимумом естественных потребностей и тем самым быть самодостаточным. Несмотря на аскетизм в телесной жизни, именно отношение к «делам Афродиты» сделало Д. одним из главнейших бесстыдников в истории Афин. Последовательно воздерживаясь от всяких эротических связей, считая любовь «делом бездельников» (VI51 ) и хлестко изобличая как мужскую (подростковую), так и женскую проституцию, Д. был известен склонностью к различным непристойным жестам. Эта сторона поведения демонстрировала принципиальное нежелание Д. скрывать какие-либо из своих частных действий вплоть до физических отправлений (кинический «собачий стиль»). Наиболее яркой чертой позиции Д. была «свобода речи» (парресия), которую Д. считал «самой прекрасной вещью на свете» и в качестве таковой - существом философии.     Скандальность поведения сочеталась у Д. с морализаторством. Д. занят поиском добродетели и «жизни по разуму» на путях воспитания и упражнения души (??????? ??????). Излюбленным приемом Д.-моралиста была традиционная процедура опровержения (с неизменным вопросом «не стыдно?» в качестве зачина - VI 65), в результате которой выяснялось, что стыдно вести себя противно своей природе и жить не по разуму. В целом у Д. просматривается небрежность в использовании традиционных категорий: принимая оппозицию природа-закон, с природой Д. ассоциирует необходимость, свободу, разум, истинное благо, а с законом - случайность, страсти, мнимое благо (VI 38; 42). В результате подмены смысла традиционных понятий категория «стыда» как основа собственной моральной проповеди Д. лишается почвы, оказываясь в ряду установленного законом, следовательно неестественного. Отмечаемый для Д. антиинтеллектуализм справедлив в том смысле, что 1) он, в сущности, отказался от Сократова диалектического искусства определения - самые известные философские акции Д. обнаруживают в нем мало вкуса к логической аргументации (так, его ответом Платону, определившему человека как «животное с двумя ногами, без перьев», был ощипанный петух; возражением на тезис о несуществовании движения - демонстративное молчаливое хождение); 2) его призыв к «жизни по разуму» имел результатом существование, большинством воспринятое как безумное («сумасшедшим Сократом» назвал Д. Платон - VI 54, ср.: Stob. Ill 62). К современникам Д. относился с неизменной мизатропией - ср. известный эпизод «днем с огнем»: Д. днем бродил по городу со светильником и возглашал «Ищу человека!», а прибежавшим людям объявил, что искал человека, а не мерзавцев.     Презирая и высмеивая основные социальные институты и ценности, Д. соответственно высказывался о религии и властях. Его критика религии находится в русле отстаивания свободы и критики закона как противоестественного установления, причем Д. озабочен в основном порицанием традиционного культа (обрядов, молитв, толкований снов) и различных житейских казусов, связанных с его соблюдением, VI 29. Особое место в апофтегматике Д. заняли его беседы с Александром Македонским (VI 32, 60, 63, 68), в ходе одной из них якобы и прозвучали слова «Не засти мне солнце».     Сделав достоянием культуры ее отрицание, в истории античной философии Д. остался автором лозунга о «переоценке ценностей», реализовав его через оппозицию обществу и странничество. Отчасти итогом такого образа жизни явилась его идея о космополисе как «правильном государстве» (???? ????????, 95), превышающем узкие рамки исторических институций. Впоследствии эту идею восприняли и плодотворно развили стоики.     Влияние Д. можно проследить для последующей истории греческого кинизма: к его окружению принадлежали Кратет Фиванский, Моним, Гиппархия, Метрокл, составивший сборник изречений (хрий) Д.; в позднеэллинистическую эпоху на свет появился ряд Диогеновых псевдоэпиграфов (прежде всего «Письма Д.»), в которых философия жизни Д. получила дальнейшее развитие. Свои варианты образа Д. были у Максима Тирского, Диона из Прусы (в серии т. н. «Диогеновых речей» - VI, VIII-X), имп. Юлиана. С особой симпатией к собирательному образу идеального киника Д. относились представители Римской Стой - прежде всего Эпиктет, который серьезно считал, что Д. «был столь кроток и человеколюбив, что ради общего блага людей с радостью принимал на себя столько трудов и телесных мучений» (Diatr. Ill 24, 64). Эллинистическая традиция, как представляется, демонстрирует, что основателем кинизма в античности считался Диоген Синопский, а не Антисфен, потому что механизм идеализации образа родоначальника школы был применен именно к нему.     Фрагм.: GiANNANTONi, SSR II, 1990, р. 227-510 (cap. V В. - Diogenes Sinopeus); Dorandi T. Filodemo, Gli Stoici (PHerc 155 e 339), - CronErc 12, 1982, p. 91-133 (текст, пер. и комм, свидетельств о «Государстве» Диогена); Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. М., 1984.     Лит.: Fritz К. von. Quellenuntersuchungen zur Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope. Lpz., 1926; Sayre F. The Greek cynics. Baltm., 1948; Finley M. I. Aspects of antiquity. Discoveries and controversies. L., 1968, p. 89-101; Niehues-ProebstingH. Der Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. M?nch., 1979; Bracht Branham R. Defacing the Currency: Diogenes´ Rhetoric and the Invention of Cynicism; Long A. A. The Socratic Tradition: Diogenes, Crates and Hellenistic Ethics, - The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. by R. Bracht Brancham, M.-O. Goulet-Caze. Berk.; L.Ang.; L., 1996, p. 81-104; 28^46; Hook В. S. Oedipus and Thyestes among the Philosophers: Incest and Cannibalism in Plato, Diogenes, and Zeno, - CPhil 100, 2005, p. 17-40; Нахов И. M. Киническая литература. M., 1981; О« же. Философия киников. М., 1982. См. также общ. лит. к ст. Киники.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Диоген Синопский
(ок. 400 – ок. 325 до н. э.)
«Главное в жизни – полная свобода!»
В случае Диогена Синопского отделить жизнь от учения практически невозможно. Многие исследователи даже считают, что он вовсе и не был философом, ибо никакого учения не оставил. К тому же огромное количество анекдотов про него создает впечатление едва ли не легендарности этого персонажа античной философии. Однако обойти вниманием такую колоритную фигуру, как Диоген, едва ли возможно. Тем более, что он стал, по существу, самым ярким представителем интересного и самобытного направления в древнегреческой философии – кинизма.
Киническое учение. Киники (в более позднем произношении – циники), бродячие нищенствующие мыслители, ведут свое происхождение от ученика Сократа Антисфена, деятельность которого приходится на начало IV в. до н. э. Именно в этот период стал все более ощущаться глубокий кризис древнегреческой общины и ее демократического управления. Нарастало социальноэкономическое неравенство. Рушились традиционные мифологические представления. В противовес им появлялись новые философские учения, наперебой восхвалявшие различные жизненные ценности. В этих условиях главным становился этический вопрос философии: как жить? Киники ответили на него однозначно – жить надо свободно, независимо ни от кого и ни от чего. Богатство, слава, роскошь, изнеженность, плотские удовольствия – только временные явления; они губят душу, «привязывая» к себе человека и уничтожая его свободу. Поэтому, чтобы добиться полного освобождения души и тела, истинный мудрец должен жить максимально упрощенной жизнью, довольствуясь лишь самым необходимым. Он должен отказаться от всех благ цивилизации, от всех условностей общества, от любой душевной привязанности и всего, что они считали предрассудками. Только так он станет абсолютно свободным, а значит, и счастливым человеком.
Диоген и его социальное положение. Диоген родился в черноморском городе Синопе в семье изворотливого фальшивомонетчика, причем, по свидетельствам древних авторов, сам в юности активно помогал отцу в этом деле. Однако вскоре их «бизнес» был раскрыт властями, и молодой Диоген едва унес ноги от справедливого наказания. Таким образом Диоген оказался в Афинах – без средств к существованию, без связей и каких бы то ни было перспектив. Здесь он познакомился с Антисфеном, нищенствующим философомкиником, и стал его учеником. Правда, по прошествии некоторого времени он сам превратился в настолько популярного в Афинах человека, что затмил учителя своей славой, превзойдя его даже в образе жизни. Так, например, в полном соответствии с киническими воззрениями, он вел максимально аскетическую жизнь, обходясь самым малым. Известно, что все его имущество состояло из старого плаща, посоха и плошки для воды, которую, впрочем, он выбросил, увидев, как мальчик пьет воду прямо с ладони. «Подумать только – младенец превзошел меня в простоте жизни!» – воскликнул он при этом. Никогда никакого своего жилья Диоген не имел, если не считать глиняной бочки, в которой он жил на склоне лет. «Моим домом является весь мир», – часто говорил он. Спал на земле, укрывшись плащом, поэтому отличался хорошей закалкой. Помимо этого, чтобы еще больше приучить себя к лишениям, он в летнюю жару ложился на раскаленный песок, а в зимнюю стужу обнимал промерзшие мраморные статуи. Ел очень мало и самую простую пищу, жил в основном подаянием. Однако подавали ему далеко не всегда, поэтому Диоген приучал себя к отказу тем, что подолгу просиживал с протянутой рукой перед храмовыми статуями. Когда же видел богатого человека, говорил: «Если подаешь другим, то подай и мне, если никогда никому не подавал, то начни с меня!» По другим сведениям, завидев издалека богача, он кричал ему: «Отдай мне мои деньги!» Есть даже рассказ о том, как некий известный в городе скряга сказал ему: «Я подам тебе милостыню, если ты меня убедишь это сделать». Диоген ответил: «Если бы я мог, я убедил бы тебя повеситься!»
Диоген и моральнонравственные нормы. Необходимость просить милостыню безусловно нарушала главный принцип киников – ни от кого не зависеть. Поэтому во всем остальном они старались добиться полной свободы. И в этом плане Диоген также был непревзойденным киником. Он сознательно нарушал все моральные и нравственные установки древнегреческого общества, проявляя порой открытое презрение к окружающим. Причем делал он это настолько изощренно и оригинально, был при этом так остроумен и находчив, что сердиться на него было почти невозможно! К примеру, вопреки общественным нормам он ел на площади, заявляя при этом, что если «можно голодать на площади, то, значит, можно здесь же и утолять голод». В присутствии всех он справлял все свои нужды и говорил, что «ничто естественное не может считаться дурным». Когда ктото привел его в богатый дом и потребовал, чтобы он вел себя здесь прилично и не плевал на пол, то Диоген плюнул прямо в лицо спутнику. «Я не нашел для этого другого подходящего места», – так он объяснил ему свой поступок.
Диоген и общество. Однако не надо думать, что Диоген, как и другие философыкиники, отличался только острословием и вызывающим поведением. Нет, эти мыслители старались по мере сил и возможностей научить людей (в соответствии со своими убеждениями) правильной и счастливой жизни. Однако нежелание людей прислушиваться к голосу разума огорчало их до глубины души. Широко известно, как зачастую среди бела дня Диоген ходил по городу с факелом и на все удивленные вопросы отвечал: «Я ищу человека!» В другой раз на площади он пытался объяснить людям чтото очень важное, но изза сложности вопроса все быстро расходились. Тогда он засвистел поптичьи, и вокруг него сразу собралось большое количество народа. «Как же так, – с упреком воскликнул Диоген, – на птичий свист вы сбегаетесь, а послушать философа не хотите!» А однажды, как гласит предание, он настолько рассвирепел от человеческой беспечности и равнодушия к высоким истинам, что, став на площади, начал громко звать людей. Когда же сбежалась целая толпа, он схватил свой посох и принялся дубасить всех подряд со словами: «Я звал людей, а не скотов!» Понятно, что подобными методами никого урезонить было невозможно, и в конце жизни Диоген уже не прибегал к «силовому воздействию». Отчаявшись «достучаться» до человека, он вообще перестал относиться к большинству людей как к представителям рода человеческого. Например, когда его, выходящего из бани, спросили, много ли народу там моется, он ответил: «Народу много – людей мало…»
Диоген и власть. К власть имущим Диоген относился не только безо всякого подобострастия, но и держался с ними откровенно независимо. Известен рассказ о том, как однажды великий Александр Македонский в окружении блестящей свиты подошел к Диогену, гревшемуся на солнце рядом со своей бочкой. Однако его появление не вызвало у Диогена никакой реакции. «Я великий царь Александр, будущий повелитель мира!» – со значением произнес Македонский. Приоткрыв один глаз, философ ответил: «А я Диоген по прозвищу Собака». «Ты можешь просить у меня чего хочешь!» – вновь обратился к нему Александр. «Отойди немного в сторону и не загораживай мне солнце», – попросил Диоген. Конечно, Александр не был бы самим собой, если бы не нашел типично «греческого» (и в то же время царского) ответа на эту неслыханную дерзость. «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном», – сказал он с улыбкой, обращаясь к своим спутникам.
В другой раз Диогену сказали, что тиран города Пердикка грозится казнить его. «Хуже было бы, если бы он объявил, что ему и без меня хорошо живется!» – как ни в чем не бывало ответил Диоген. А однажды ктото в его присутствии стал с восхищением говорить о том, как хорошо другу и соратнику Александра Каллисфену при царском дворе. «Вот уж поистине несчастная судьба – завтракать и обедать не тогда, когда хочется тебе, а когда этого желает царь!» – воскликнул Диоген. Существует и такая история. Както раз Диоген мыл себе на обед сырые овощи. Его увидел известный тогда в Афинах «придворный» философ Аристипп. «Если бы ты умел водиться с тиранами, не пришлось бы тебе мыть себе овощи», – самодовольно сказал он Диогену. «Если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе водиться с тиранами», – невозмутимо ответил Диоген.
Диоген и философия. Диогену посчастливилось жить в блестящую эпоху расцвета древнегреческой философии. В одно и то же время с ним по афинским улицам и площадям ходили такие мыслители, как Платон, Аристотель, Зенон, Евклид, Аристипп, Теофраст и многие другие. При этом он был одним из самых язвительных и непримиримых оппонентов самого Платона. Так, например, однажды Платон говорил в своей Академии о том, что человек – это двуногое существо без перьев. Тогда Диоген общипал петуха и принес его прямо к нему на занятие: «Вот, Платон, – твой человек!» После этого Платону пришлось добавить к своему определению фразу: «И с широкими ногтями». Однако, в целом, Диоген довольно уважительно относился ко всем, кто занимается настоящей философией, а не пустословием и красноречием. Многие, даже самые знаменитые ораторы, такие как Демосфен, старались поменьше попадаться ему на глаза и на язык. Например, однажды он подошел к толпе, слушавшей известного в ту пору ритора Анаксимена, и стал показывать людям соленую рыбу. Все тотчас перестали слушать и уставились на Диогена. Анаксимен, естественно, возмутился и стал грозить Диогену, а тот ответил: «Чего сердишься, Анаксимен, если даже грошовая соленая рыбка опрокинула все твои рассуждения!» Сам же он так говорил о том, что дала ему философия: «Она научила меня быть готовым ко всякому повороту в судьбе». А на чейто язвительный вопрос о том, почему люди всегда подают милостыню калекам и нищим, но ни разу – философам, ответил: «Это потому, что они понимают, что калеками или нищими они еще могут стать, а вот философами – никогда!»
Диоген и религия. В отношении богов у Диогена также были весьма независимые взгляды, что в ту пору, кстати говоря, было небезопасно. К примеру, он не считал зазорным при необходимости украсть чтонибудь из храма. Открыто смеялся над суевериями. Однажды ктото, оскорбленный его насмешками, крикнул: «Я вот сейчас одним ударом разобью тебе голову!» «А я вот сейчас чихну налево от тебя, и ты затрясешься от страха!» – ответил Диоген. Дело в том, что древние греки считали дурным предзнаменованием, если ктото чихал слева, а если справа – добрым. В другой раз Диоген увидел человека, совершавшего довольно тяжелый обряд очищения. «Несчастный, – воскликнул Диоген, – очиститься от жизненных грехов с помощью обряда – все равно что пытаться это сделать, исправляя грамматические ошибки!» Незадолго до его кончины некоторые афиняне уговаривали Диогена принять посвящение в мистерии (особые религиозные таинства древних греков). Считалось, что благодаря этому каждый посвященный может после смерти обрести покой и благоденствие. «Смешно, – ответил Диоген, – если Агесилай и Эпаминонд будут на том свете мучиться, а всякие ничтожные люди только благодаря посвящению – обитать на островах блаженных!» За такие слова любой другой человек мог бы оказаться под судом, но престарелый Диоген уже ничего не боялся. Хотя на провокационный вопрос торговца Лисия, верит ли он в богов, ответил: «Конечно верю! Ведь я тебя иначе как обиженным богами и назватьто не могу!»
Смерть Диогена. По преданию, Диоген прожил около 90 лет, причем бо́льшую часть жизни – в Афинах. Несмотря на его острый язык и ершистый характер, афиняне в целом любили и уважали Диогена. Так, когда мальчишки из озорства разбили его бочку, горожане постановили купить ему новую, а мальчишек – высечь. Интересно, что незадолго до смерти он увидел, как мышка подбирается к его еде. «Подумать только, – рассмеялся Диоген, – теперь и у меня появился нахлебник!»
Однако умер Диоген не в Афинах, а в Коринфе, причем это была смерть настоящего философакиника. Почувствовав приближение конца, он пришел на городской пустырь и сказал сторожу: «Когда увидишь, что я умер, столкни мое тело в канаву – пусть мои друзьясобаки полакомятся!» Однако горожане не позволили сторожу это сделать. Они похоронили Диогена с почетом, а над его могилой установили мраморную стелу, увенчанную статуей собаки. Внизу была надпись: «Даже бронза разрушается со временем, но слава твоя, Диоген, останется в веках, ибо лишь ты смог убедить смертных людей, что жизнь сама по себе достаточна, и указать им самый простой жизненный путь».
Впрочем, история рассудила иначе. Век кинической философии был недолог, и уже Цицерон, спустя всего два столетия, скажет о киниках: «Их система не могла не провалиться ввиду отсутствия у них чувства брезгливости и отвращения к грязи; без этого ничего не может быть правильного, ничего честного».

Источник: Философия. Краткая история.