ДиогенДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

Найдено 5 определений термина ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

род. 499/98, Афины - ум. 428/27 до Р. X., там же) - греч. философ; современник Анаксагора. Как и Анаксимен, Диоген считает первичной .материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление - качества, которые Анаксагор приписывал мировому разуму, нусу. Все вещи, по Диогену, являются продуктом различных превращений воздуха. Его учение подытоживает всю философию ионийской школы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

???????? ????????????) (2-я пол. 5 в. до н. э.) – др.-греч. философ, один из последних др.-греч. натурфилософов-материалистов, примыкавший к учению Анаксимена, от к-рого заимствовал свое учение о воздухе как о первовеществе, а также о сгущении и разрежении как о принципах изменения вещей. Д. А. учил также о воздухе как о всеобщем тождестве и различии, поскольку из воздуха все образуется, и все в нем растворяется. В своем соч. "О природе" Д. А. писал, что "...все существующие вещи суть изменения одного и того же (стихийного начала) и суть одно и то же" (В2, Diels). Т.о., Д. А. свойственна идея развития и он является представителем досократовской диалектики. Мышление Д. А. рассматривал как звено в цепи, образуемой сгущением и разрежением воздуха: "люди и прочие животные, – писал он, – благодаря этому началу, т.е. воздуху, живут и обладают душой и мышлением" (там же, ВЗ). Трактуя бытие как воздух, Д. А. выступает как самый настоящий натурфилософ-материалист периода греч. классики. Однако он пошел вперед от классич. натурфилософии, поскольку, предваряя работу последующих греч. философов, уже подвергал анализу филос. категории (единства, тождества и различия). Фрагменты, в кн.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 2, 1959, гл. 64; Маковельский ?., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 170–87. Лит.: Новицкий О. [М.], Постепенное развитие древних философских учений..., ч. 2, К., 1860, с. 279–83; Лосев ?., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с, 119–33; Natоrp Р., Diogenes von Apollonia "Rheinisches Museum f?r Philologie", 1886, Bd 41, S. 350–63; его же, Nochmals Diogenes und Leukippos, там же, 1887, Bd 42, S. 374–85; Diels H., Leukippos und Diogenes von Apollonia, там же, S. 1–14; Krause ?., Diogenes von Apollonia, "Janus", 1909, S. 228–41, 570–84; 1915, S.314–28. А. Лосев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах - его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего - судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Д. А. «О природе», выписал из него неск. ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны соч. «Против софистов» (т. е. против философов - словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиологоанатомич. трактат «О природе человека». Д. А. возродил тезис Анаксимена о воздухепраматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космич. «разуме», к-рый он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисл. миры, целесообразное устройство к-рых обеспечивается присутствием в них космич. «разума» Анаксагора - такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и нек-рым совр. исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра - и тем не менее, правильнее будет говорить об органич. синтезе.

Натурфилософия Д. А.- монистич. реакция на плюралистич. системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против к-рых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистич. реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Д. А. фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачеств. материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его теорию субстрата противоположностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Д. А.) субстанцию с воздухом (к-рый сам по себе лишен качеств), Д. А. впервые применяет телеологич. аргументацию, ближе чем ктолибо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслит. субстанция - это душа-дыхание-воздух. Воздух - не только генетич., но и управляющий принцип мира: как таковой - он «бог», к-рый «правит». В целом философия природы Д. А. ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоич. концепции «пневмы» и «провидения».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

неизвестно, из понтийской иди критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до и. э.) —древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах—его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалсрского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего — судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Диогена «О природе», выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны сочинения «Против софистов» (т. е. против философов—словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиолого-анатомический трактат «О природе человека». Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора—такова Вселенная Диогена, казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее правильнее будет говорить об органическом синтезе.

Натурфилософия Диогена—монистическая реакция на плюралистические системы Эмпвдокяа, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что четыре элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», так как иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Диоген фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сознавал, что Диоген предвосхитил его теорию субстрата противоположностей, см. «О возникновении и уничтожении» 322b). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Диогена) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Диоген впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция—это душа-дыхание-воздух. Воздух—не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой—он «бог», который «правит». В целом философия природы Диогена ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пнеемы и «провидения».

Фрагм.: DK II, 51-66; lonici. Testimonianze е tammenti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1963, p. 244; Лебедев, фрагменты, ч. l. M., 1989, с. 540-561.

Лит.: Theiler W. Zur Geschichte der teleologisehen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles. Z.—Lpz., 1925; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1948; Zafiropulo J. Diogene dApollonie. P., 1956; Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von Apollonia?—«Philologus», 1963, 107, p. 131—138; Laks A. Diogene dApollonie: La Derniere Cosmologie Presocratique. Lille., 1983.

А. В. Лебедев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (???????? ? ????????????) (неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель и натурфилософ. В 420-е жил и учил в Афинах - его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего — судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Д. «О природе», выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны сочинения «Против софистов» (т. е. против философов — словоупотребление 5 в. до н. э.), «Метеорология» и физиолого-анатомический трактат «О природе человека». Д. возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной Левкипповой пустоте, наполненной Анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора - такова Вселенная Д., казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра - и тем не менее правильнее будет говорить об органическом синтезе.     Натурфилософия Д. - монистическая реакция на плюралистические системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Д. фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сам сознавал, что Д. предвосхитил его теорию субстрата противоположностей, см. «О возникновении и уничтожении» 322Ь). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Д.) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Д. впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе, чем кто-либо из досократиков, подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция -это душа-дыхание-воздух. Воздух не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой - он «бог», который «правит». В целом философия природы Д. ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пневмы» и «провидения».     Фрагм.: DKII, 51-66; Ionici. Testimonialize е frammenti. Ed. A. Maddalena. Fir., 1963, p. 244. ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 540-561.     Лит.: Theiler W. Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung dis auf Aristoteles, Z.; Lpz., 1925; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1948; Zafiropulo J. Diogene d´Apollonie. P., 1956; Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von Apollonia? - Philol 107, 1963, S. 131-138; Laks A. Diog?ne d´Apollonie: La Derni?re Cosmologie Pr?socratique. Lille; P., 1983.     ?. ?. ЛЕБЕДЕВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ — 0

Найдено книг по теме ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ — 0