ДишаДИЭТЕТИКА

ДИЭРЕЗА

Найдено 3 определения термина ДИЭРЕЗА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ДИЭРЕЗА

один из технич. методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отд. виды один от другого («Софист» 253), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического расчленения рода («Политик» 262); противоположен методу возведения к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 205). Наиболее яркие образцы использования Д. у Платона - в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистич. иск-во определяется так: творческое иск-во - божественное и человеческое - создающее вещи и их отображения - реальные и призрачные - посредством орудий и подражания - умелого и мнимого - наивного и притворного - перед толпой (ораторское иск-во) и отд. человеком (софистика). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое иск-во, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отд. человеком» («Софист» 267 а - 268 с). Аристотель считал, что Д. полезна только для определения существа данной вещи, к-рое невозможно без знания всех существ. свойств вещи, взятых в определ. последовательности («Вторая Аналитика» 96-97). Метод Д. вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэретич. метода (см. Дихотомическое деление), В этике термин «Д.» применял Эпиктет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ДИЭРЕЗА

один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого («Софист» 253 d—e), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического членения рода («Политик» 262 b—e); противоположен методу возведения к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 265 d—e). Наиболее яркие образцы использования диэрезы у Платона—в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое—на создающее вещи и их отображения, отображения — на реальные и призрачные, призрачные—на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание—на умелое и мнимое, мнимое—на наивное и притворное, притворное—перед толпой (ораторское искусство) и отдельным человеком (софистическое искусство).

Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» («Софист» 267 а—268с). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа данной вещи, которое невозможно дать без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности («Вторая Аналитика» 96 b — 97 b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе метода диэрезы (см.. Дихотомия). В этике термин «диэреза» применял Эпикгет. Лит.: Fragstein A. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Arnst., 1967.

Ю. А. Шичалин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДИЭРЕЗА

ДИЭРЕЗА (от греч. ????????? - отделение, разделение, расчленение, различение), один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого (Plat. Soph. 253de), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического расчленения рода (Polit. 262b-e); противоположен методу возведения (????????) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей (Phaedr. 265de). Наиболее эффективной формой диэрезы Платон считал дихотомию, однако допускал, что деление может быть и трехчленным и многочленным (Polit. 287bc, Soph. 265e).     Деление понятий должно производиться непрерывно и до логического конца; его можно назвать завершенным, когда достигнуто знание о неделимом далее на противоположные определения виде или сущности, объекта (Phaedr. 277b, Polit. 287с). Яркие образцы использования диэрезы у Платона см. в диалогах «Софист» и «Политик». Например, софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое - на создающее вещи и создающее их отображения, отображения - на реальные и призрачные, призрачные - на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание - на умелое и мнимое, мнимое - на наивное и притворное, притворное - перед толпой (ораторское искусство) и перед отдельным человеком (софистическое искусство). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» (Soph. 267a-268c).     Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (??) данной вещи, которое невозможно без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности (An. Post. 96b-97b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в Среднем платонизме (Алкиноп) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэретического метода. В этике термин «диэреза» применял Эпиктет (Diss. II 6, 24; II 19, 15).     Лит.: Fragstein ?. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Amst, 1967; Falcon A. Aristotle, Speusippus, and the Method of Division, - CQ 50, 2000, p. 402-414.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ДИЭРЕЗА — 0

Найдено научныех статей по теме ДИЭРЕЗА — 0

Найдено книг по теме ДИЭРЕЗА — 0

Найдено презентаций по теме ДИЭРЕЗА — 0

Найдено рефератов по теме ДИЭРЕЗА — 0