Диалектико-материалистическая концепция истины

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАЛЕКТИКО‑МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ концепция истины
основана на философском учении о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и методологии познания объективного мира. Особое место в диалектическом материализме принадлежит проблеме истины и пути её познания. Исходным положением учения об объективной истине является признание существования внешнего мира и его отражения в сознании человека. Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. чувственной ступени и восходит на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувственного познания к логическому мышлению является качественным скачком единого познавательного процесса от знания единичного, случайного, внешнего к обобщённому знанию о существенном и закономерном. Результаты познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, имеют объективное содержание и составляют объективную истину. Познание не может сразу полностью и исчерпывающе понять и воспроизвести сущностное содержание объекта. В силу этого оно неизбежно заключает в себе относительную истину. Из относительных истин складываются истины абсолютные. «Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идёт к объективной истине через практику» Каждый объект познания наряду с общими чертами имеет свои неповторимые особенности. Поэтому, наряду с обобщённым подходом, необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в положении: отвлечённых истин нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины предполагает всесторонность и целостность рассмотрения объекта познания, учёт того, что он находится в состоянии постоянного изменения и в силу этого не может быть адекватно отражён в неподвижных категориях. Указывая на возможные ошибки, связанные с неконкретным подходом к истине отмечается, что «… всякую истину, если её сделать «чрезмерной» …, если её преувеличить, если её распространить за пределы её действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (Ленин. 134; 8; 46; 265).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Диалектико-материалистическая концепция истины
д.-м. (марксистская) концепция – одна из разновидностей корреспондентной истины. Главным в д.-м. концепции является понимание истины как объективной: истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна, в том смысле, что не существует помимо человека и человечества. Истина объективна в том смысле, что содержание человеческих знаний не зависит от воли и желаний субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Наряду с признанием объективности истины в д.-м. концепции проблема истины имеет еще и другую сторону: могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно? Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Иначе говоря, абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете познания. Относительная же истина – это неполное знание о том же предмете. Абсолютная и относительная истина находятся в диалектическом единстве. По мере дальнейшего развития познания человеческие представления об окружающем мире углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов. В то же время каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит в себе элементы абсолютной истины. Непроходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина. Истинность или ложность тех или иных предположений не могут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Объективная истина всегда конкретна, поскольку она должна быть основана на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления (места, времени и т.п.). Поэтому абстрактных истин нет.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.