ДИАЛЕКТИКИ И МЕХАНИСТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

диалектики и механисты
«ДИАЛЕКТИКИ» И «МЕХАНИСТЫ» — условное название участников дискуссии между советскими философами в середине — второй половине 1920-х , в центре внимания которой находилась проблема взаимоотношения диалектического метода и методов конкретных наук.         «Диалектики», представленные, в основном, философами (A.M. Деборин, Н. А. Карев, И.К. Луппол, СЮ. Семковский, Я.Э. Стэн и др.), настаивали на признании диалектики единственной всеобщей и универсальной методологией, обладающей приоритетом перед методами конкретных наук и в известном смысле воплощающейся в последних. «Механисты», представленные философами и физиками (философы — И.И. Скворцов-Степанов, Л.И. Аксельрод (Ортодокс) и др.; физики или философы с физическим образованием — Н.П. Кастерин, А.А. Максимов, В.Ф. Миткевич, И.Е. Орлов, А.К. Тимирязев, З.А. Цейтлин и др.), утверждали, что подлинно материалистическое понимание природы должно основываться на признании механического перемещения вещества, а марксистская философия должна строиться на естественнонаучном, главным образом физическом, фундаменте. «Механисты» настаивали на необходимости в процессе познания представить в наглядной форме тонкие механизмы процессов и явлений, что, напр., в случае квантовой теории было зачастую в принципе невозможно. Они обвиняли «диалектиков» в «абстрактном гегельянстве».         По существу, позиция «механистов» сформировалась еще до 1917 и была основана на представлениях классической физики. Дискуссия поначалу носила как бы внутринаучный характер, но в условиях интенсивной идеологизации науки начала приобретать все более выраженную политическую окраску. Когда к «механистам» был причислен Н.И. Бухарин, политическая составляющая дискуссии стала доминирующей. В апреле 1929 г. совещании марксистско-ленинских научных учреждений «механицизм» был обвинен в ревизионизме и позитивизме, многие его сторонники были репрессированы.         Однако уже в январе 1931 в постановлении ЦК ВКП(б) «О журнале "Под знаменем марксизма"», в редколлегию которого входили ведущие «диалектики» (и «механисты»), прозвучало обвинение, что журнал не смог воплотить в жизнь идеи В.И. Ленина, высказанные в его статье «О значении воинствующего материализма», считавшейся своего рода философским завещанием. «Диалектики» были объявлены «меньшевиствующими идеалистами», контрреволюционерами и троцкистами. Волна репрессий прокатилась уже по этой группе, хотя их лидер A.M. Деборин сохранял высокие посты в Академии наук и не подвергался репрессиям.         Косвенно дискуссия «диалектиков» и «механистов» дала импульс для кампании против представителей так называемого «физического идеализма», к которому были причислены, в основном, физики из Академии наук СССР, занимавшиеся проблемами квантовой и релятивистской механики.         В.А. Бажанов         Лит.: Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Философия и физика в СССР. М., 1989; Яхот И. Подавление философии в СССР. 20—30-е годы // Вопросы философии. 1991. № 9. С. 44—68; № 1 0. С. 72—138; №11. С. 72—115; Сонин А.С. «Физический идеализм»: История одной идеологической кампании. М., 1994.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДИАЛЕКТИКИ И МЕХАНИСТЫ
участники развернувшейся в 20-х гг. XX в. дискуссии по вопросам взаимоотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Непосредственным поводом для дискуссии послужила публикация в 1924 г. статьи (вышедшей вскоре отдельной книгой) И. И. Степанова (Скворцова) "Исторический материализм и современное естествознание", на к-рую последовало несколько рецензий (Я. Э. Стэна и др. философов). В обсуждение включились также и естествоиспытатели. Был организован ряд диспутов в высших учебных заведениях и научных учреждениях. Лидерами спорящих сторон были И. И. Степанов и Деборин. Сторонников первого обычно называют "M.", a сторонников второго "Д.". Правда, Степанов называл своих оппонентов "формалистами", отождествляя их с натурфилософами. Что касается термина "механический", то он означал направленность на раскрытие механизма явлений, взаимосвязей составляющих их элементов. Говоря совр. языком, это была элементаристская (в противоположность системному подходу) установка. Степанов, А. К. Тимирязев и др. их сторонники утверждали, что философские принципы - это лишь выводы из наук, к-рые не могут быть доводом в исследовании. Поэтому знание осн. законов диалектики не освобождает от детального изучения предмета, более того, философы обязаны совершенствовать свою методологию на основе новейших достижений науки. Однако, делая на этом акцент, "М." дали повод для упреков в сводимости всеобщего к частнонаучному, в принижении значения философской методологии. Настаивая на приоритете индуктивного анализа в философии, они переносили данное положение на теоретический уровень философского исследования, умаляя тем самым роль дедукции в познании. В представлении "М." всеобщая методология вбирала в себя аналитический метод, сводимость сложного к более простому, поиск причинно-следственных связей, наблюдение и опыт. Хотя Степанов и его сторонники неоднократно заявляли, что их взгляды не следует отождествлять с механицизмом XVII-XVIII вв., им все же стали вменять в вину сведение всех форм движения материи к механической форме и отказ от признания специфики физических, химических и биологических систем. В их трактовке верная мысль о генетической сводимости жизни к физическим и химическим процессам, по существу, сочеталась с недооценкой ее качественных особенностей. Тем не менее при всей нечеткости философской аргументации представлений о соотношении высших и низших форм движения материи сторонники этой позиции в данном отношении оказались ближе к внутренней тенденции развития естествознания на том его этапе, в частности биологии, чем представители противоположного направления, поскольку их выступления углубляли связи между философским и естественно-научным знанием. Деборин и его последователи, правильно подчеркивая специфику философского знания в сравнении с естественно-научным, несводимость его к осн. выводам естествознания и большое значение философской методологии как всеобщего синтетического способа познания, вместе с тем нередко преувеличивали значение указанного всеобщего метода в исследовании конкретных явлений природы. С этой т. зр. диалектика оказывалась единственным методом естествознания, а все остальные методы должны быть лишь ее конкретизацией. Механика, писал, напр., Деборин, составляет "лишь специальный случай диалектики". Ряд утверждений Деборина вызвали в его адрес упреки в тенденции к формалистическому уклону, к оправданию отрыва философии от практики естествознания и игнорированию зависимости разработки общей методологии от развития частных наук. По вопросу о соотношении форм движения материи Деборин утверждал, что высшие формы и сводятся, и не сводятся к низшим; они сводятся по происхождению, но не сводятся по своей форме, по своему качеству. Тем не менее он и нек-рые его сторонники фактически не разграничивали смысловые оттенки, вкладываемые в понятие сводимости. В результате их критика этого понятия нередко воспринималась как отрицание всякой - и структурной и генетической - связи биологического с химическим и физическим, что, в свою очередь, давало повод "М." обвинять "деборинцев" в абсолютизации специфики жизни, в отрыве живого от неживого, в витализме. Дискуссия затронула и др. вопросы философской теории: понятие материи,- соотношение понятий "общество" и "биологическая природа", проблему "первичных и вторичных качеств", вопрос о соотношении сознания и бессознательного и т. п. В ходе дискуссии происходило постепенное сближение т. зр. по нек-рым вопросам. Так, "М." через свой печатный орган - сб. "Диалектика в природе" к кон. 20-х гг. достаточно четко отмежевались от положения, будто философия растворяется без остатка в выводах и методах естествознания. Они стали утверждать: "Диалектика, ее законы должны быть в первую очередь выводом, а не доводом в научных исследованиях; но эти законы, полученные из опыта, могут и должны уже руководить дальнейшими исследованиями как в области природы, так и общества" (Диалектика в природе. Вологда, 1928. № 3. С. 17). Мн. из "М." (среди них А. Ф. Самойлов) признали необходимость дополнения "механического", или элементаристского, подхода диалектическим, системным подходом. В этих условиях дискуссия между "Д." и "м." по главному вопросу лишалась смысла. И все же оставалось немало реальных проблем, требовавших углубленной разработки. С нач. 30-х гг., когда на передний план в философии была выдвинута "партийная" линия, представленная М. Б. Митиным и др., за спорившими сторонами стали все более утверждаться политические ярлыки ("М."- "правый политический уклон", "меньшевиствующие идеалисты" ("Д.") - троцкизм).

Источник: Русская философия: словарь