Диалектика мифаДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты

ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ

Найдено 5 определений термина ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»

Dialektik der Natur)незаконченное произведение Ф. Энгельса, относящееся к 70-м—80-м гг. 19 в. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 329—626). Впервые издано на русском и немецком языках в СССР в 1929. Представляет собой попытку создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания; согласно принятому в марксизме материалистическому пониманию диалектики в нем утверждается идентичность определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении. Эта интерпретация несколько упрощает и усредняет общее понимание диалектики, сводит ее к трем простым «основным законам». Процедура «подведения» данных естественных наук под эти диалектические схематизмы у Энгельса не лишена насильственности и оценочности, содержательной ограниченности. Концепция «устройства мироздания», предложенная им под названием «классификация форм движения материи», в целом неудачна, эскизна и весьма слабо обоснована. Содержательная зависимость от уровня развития естественных наук сер. 19 в. сочетается в «Диалектике природы» с натурализацией гегелевской диалектической технологии, наивным антропоцентризмом («низшие» и «высшие» формы движения материи, «низшие» и «высшие» науки). В целом исследования Энгельса в области философии природы направлены на дополнение, достройку социально-философской концепции К. Маркса отсутствовавшими в первоначальной парадигме компонентами философского знания. Историческое значение этой работы Энгельса, не лишенной определенных философскопублицистических достоинств, было предельно завышено в СССР в целях идеологического влияния на научнотехническую интеллигенцию. Лит.: Кедров Б. М. О «Диалектике природы» Энгельса. М., 1973.

А. Б. Баллаев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

»ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»

произведение Ф. Энгельса, в к-ром дано диалектико-материалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети 19 в., освещены ключевые проблемы диалектики как теории и метода познания. «Д. п.» не была закончена автором. Рукопись «Д. п.» состоит из 10 статей и 169 отд. заметок и фрагментов. Осн. часть «Д. п.» была написана Ф. Энгельсом в 1873-1882. Опубликована «Д. п.» впервые полностью в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. В содержании «Д. п.» можно выделить 3 осн. раз1 дела: естествознание и философия; классификация наук и диалектич. их содержание; критика идеализма и метафизики в естеств. науках. В работе над «Д. п.» Ф. Энгельс ставил задачу вскрыть диалектич. закономерности, действующие в природе, и на этой основе показать необходимость сознат. применения учеными-естествоиспытателями диалектич. метода, подвергнуть критике их идеалистич. и метафизич. заблуждения. «Д. п.» имеет большое значение и для науч. атеизма. В ней освещены мн. проблемы, науч. анализ к-рых подрывает религ.-идеалистич. представления и догмы. В части., в «Д. п.» Ф. Энгельс впервые изложил теорию происхождения человека, показав, что труд сыграл решающую роль в процессе формирования человеч. разума. Тем самым был нанесен серьезный удар по ре-лиг. представлениям о человеч. душе и ее непосредственном сотворении богом. Большое атеистич. значение имели также идеи Энгельса о сущности жизни, направленные против витализма. Энгельс критикует попытки нек-рых естествоиспытателей прибегнуть к идее творца мира, опираясь на отд. несостоят. гипотезы (напр., гипотезу «тепловой смерти Вселенной»), остроумно и метко высмеивает увлечение спиритизмом. Несмотря на то, что мн. конкр.-науч. данные и положения, использованные в «Д. п.», устарели, ее общее филос. содержание полностью сохраняет свое методологич. значение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

“ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ”

не законченное произв. Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Состоит из ряда записей (1873—86), посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания. Энгельс считал, что материалистическая философия должна основываться на обобщении важнейших результатов не только общественных, но и естественных наук и что, в свою очередь, естественные науки могут плодотворно развиваться на основе диалектического материализма. В “Д. п.” содержится глубокое исследование истории и важнейших вопросов естествознания, дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании. Глубокий знаток совр. ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому. Энгельс развил диалектико-материалистическое учение о формах движения материи: в соответствии с этим он разработал принципы классификации естественных наук, предложил .свою конкретную классификацию, к-рую положил в основу “Д. п.”. Энгельс подверг подробному исследованию законы развития естествознания, вскрыл их диалектический характер. Показывая смысл закона сохранения и превращения энергии, Энгельс рассмотрел второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто в будущем наступит тепловая смерть вселенной. Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что гл. его содержание— теория развития — полностью согласуется с материалистической диалектикой. Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении человека. Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вешен и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины означает проникновение диалектики в математику. В “Д. п.” Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыв ошибочность как механистического, так и идеалистического взглядов, и на материале дарвиновского учения показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики. Отдельные частности в “Д. п.”, касающиеся специальных вопросов естествознания, в связи с прогрессом& науки не могли не устареть, но диалектико-материалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания и их философскому обобщению сохранил свое значение и в совр. условиях. Мн. положения “Д. п.” предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. Эта работа является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"

выдающееся филос. произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развернутое изложение диалектико-материалистич. понимания важнейших проблем теоретич. естествознания. "Д. п." - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, к-рая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел "Д. п." изложен в письме Энгельса Марксу от 30 мая 1873. Осн. часть "Д. п." была написана в 1873-82. Кроме того, к "Д. п." Энгельс отнес три заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся к его произв. "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах...". Работа над "Д. п." была прервана смертью Маркса; после этого Энгельс вынужден был посвятить все свое время завершению "Капитала" и руководству междунар. рабочим движением. Впервые "Д. п." была опубликована в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. Задача, к-рую ставил перед собой Энгельс при работе над "Д. п.", сформулирована в предисловии ко 2-му изд. "Анти-Дюринга". Энгельс, описывая ход своих естеств.-науч. занятий, отмечает: "... дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий", "для меня дело могло итти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней, вывести их из нее" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 11 и 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать необходимость сознат. материалистич. диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико- материалистич. обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность осн. законов материалистич. диалектики. О структуре "Д. п." можно судить на основании наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878; 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1–3); классификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4–5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6–11). Однако фактич. содержание "Д. п." не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть. В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Энгельс исследует развитие естеств. наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания произ-вом и неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что "в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной", что "возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно" ("Диалектика природы", 1955, с. 1). Энгельс выделяет 2 осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от Канта до Гегеля), подвергает критике мистифицированную, идеалистич. диалектику Гегеля, подчеркивает роль трех великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу – сознательно овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (там же, с. 1–27, 145–65). Энгельс дает определение диалектики и перечисляет ее осн. законы. Диалектика есть "наука о всеобщей связи", "наука о наиболее общих законах всякого движения". Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: "Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания" (там же, с. 38–43, 166–92). Центр. идеей осн. (второй) части "Д. п." является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения – это простое перемещение, высшая – мышление. Осн. формы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчиненный момент низшую форму, но не сводится к ней (там же, с. 44–59, 193–204). Опираясь на эту центр. идею, Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности математич. абстракций, в физике – учение о превращении энергии, в химии – проблему атомистики, в биологии – проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Энгельсом трудовая теория происхождения человека (там же, с. 60–144, 205–52). В критич. части своего труда Энгельс разоблачает агностицизм, механицизм и спиритизм бурж. естествоиспытателей, односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинауч., реакц. мировоззрения в естествознании. Исследуя диалектику природы, Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Вполне закономерно, что за прошедшие десятилетия бурного и революц. развития всех естеств. наук отд. частности "Д. п." не могли не устареть. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют свое непреходящее значение. Идеи "Д. п." получили отражение в произведениях Энгельса "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах". Эти идеи были развиты в труде Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и в работах философов и естественников-марксистов. В СССР "Д. п." была издана 43 раза общим тиражом 2 289 тыс. экз. на 9 языках (данные на 1 янв. 1958). Лит.: Кедров Б. М., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", 2 изд., М., 1954; Кольман Э., О работе Энгельса "Диалектика природы", [М.], 1946; Максимов ?. ?., О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", М., 1946. Г. Багатурия. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»

произв. Ф. Энгельса, содержащее наиболее развернутое изложение диалектико-материалистич. понимания природы и важнейших проблем теоретич. естествознания. «Д. п.» - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, к-рая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел «Д. п.» Энгельс изложил в письме К. Марксу 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана в 1873-76. Осн. часть «Д. п.» была написана в 1873- 1882. Кроме того, к «Д. п.» Энгельс отнес три заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся к его произв. «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах...». Работа над «Д. п.» была прервана смертью Маркса: после этого Энгельс вынужден был посвятить все свое время завершению «Капитала» и руководству междунар. рабочим движением.

Гл. задача, к-рую ставил перед собой Энгельс при работе над «Д. п.», указана в предисловии ко 2-му изд. «Анти-Дюринга». Описывая ход своих естеств.-науч. занятий, Энгельс отмечает: «... дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий... Для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. И, 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе и тем самым обосновать необходимость сознат. материалистич. диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материалистич. обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность осн. законов материалистич. диалектики.

О логич. структуре «Д. п.» можно судить на основании наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878. 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1-3); классификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4-5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6-11). Фактич. содержание «Д. п.» не вполне совпадает со всеми пунктами плана, однако в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть.

В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Энгельс исследует развитие естеств. наук, начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания производством, неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что «... в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной», что «освобожденная от мистицизма диалектика становится абсолютной необходимостью для естествознания...», но «возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно» (там же, с. 343, 520). Энгельс выделяет две осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от Канта до Гегеля), подвергает критике идеалистич. диалектику Гегеля, подчеркивает роль трех открытий в естествознании 19 в. (закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу - сознательно овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (см. там же, с. 343-72, 500- 525). Энгельс дает определение диалектики (впервые в «Анти-Дюринге» в 1877) как науки о всеобщей связи, о наиболее общих законах всякого движения, о законах развития природы, общества и человеч. мышления и выделяет ее осн. законы (впервые в наброске общего плана в 1878, а также в гл. «Диалектика» в 1879). Эти законы сводятся к трем главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Рассматривая законы и категории диалектики, развивая поразительное богатство идей в области диалектич. логики и теории познания, Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: «Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит.

имеют силу также и для теоретического естествознания» (там же, с.385,см. также, с. 384-90, 526-57).

Центральной идеей основной (второй) части «Д. п.» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения - это простое перемещение, высшая - мышление. Осн. формы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка

в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчиненный момент низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391-407, 558-71). Опираясь на эту центр. идею. Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, механики, физики, химии, биологии, переходы от одной формы движения к другой и соответственно от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности математич. абстракций, в физике - учение о превращении энергии, в химии - проблему атомистики, в биологии - проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Энгельсом трудовая теория происхождения человека (см. там же, с. 486- 499, 572-625).

В критич. части своего труда Энгельс разоблачает агностицизм, механицизм и спиритизм бурж. естествоиспытателей, односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинауч., реакц. мировоззрения в естествознании.

Исследуя диалектику природы, Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Последующий период бурного и революц. развития всех естеств. наук оставил позади мн. конкретные представления, на к-рые опирался Энгельс. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют свое непреходящее значение. Идеи «Д. п.» получили отражение в книгах Энгельса «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах...». Эти идеи были развиты дальше в труде В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и в работах философов и естественниковмарксистов.

Впервые «Д. п.» была опубликована в СССР в 1925 на нем. и рус. яз. («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1). Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов в соответствии с осн. линиями наброска общего плана была впервые разрешена в изд. 1941.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ — 0

Найдено научныех статей по теме ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ — 0

Найдено книг по теме ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ — 0

Найдено презентаций по теме ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ — 0

Найдено рефератов по теме ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ — 0