ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ
концепт философии Ф. Энгельса. В качестве материалиста он полагал, что диалектические закономерности, в частности закон единства и борьбы противоположностей, характерны для всех природных явлений. Среди естествоиспытателей эта точка зрения никогда не пользовалась сколько-нибудь существенной поддержкой. Попытка перестроить естествознание от имени диалектики не привела к каким-либо успехам. Она явно перегружена метафизическими, антинаучными моментами.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
Dialektik der Natur)незаконченное произведение Ф. Энгельса, относящееся к 70-м—80-м гг. 19 в. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 329—626). Впервые издано на русском и немецком языках в СССР в 1929. Представляет собой попытку создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания; согласно принятому в марксизме материалистическому пониманию диалектики в нем утверждается идентичность определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении. Эта интерпретация несколько упрощает и усредняет общее понимание диалектики, сводит ее к трем простым «основным законам». Процедура «подведения» данных естественных наук под эти диалектические схематизмы у Энгельса не лишена насильственности и оценочности, содержательной ограниченности. Концепция «устройства мироздания», предложенная им под названием «классификация форм движения материи», в целом неудачна, эскизна и весьма слабо обоснована. Содержательная зависимость от уровня развития естественных наук сер. 19 в. сочетается в «Диалектике природы» с натурализацией гегелевской диалектической технологии, наивным антропоцентризмом («низшие» и «высшие» формы движения материи, «низшие» и «высшие» науки). В целом исследования Энгельса в области философии природы направлены на дополнение, достройку социально-философской концепции К. Маркса отсутствовавшими в первоначальной парадигме компонентами философского знания. Историческое значение этой работы Энгельса, не лишенной определенных философскопублицистических достоинств, было предельно завышено в СССР в целях идеологического влияния на научнотехническую интеллигенцию. Лит.: Кедров Б. М. О «Диалектике природы» Энгельса. М., 1973.
А. Б. Баллаев

Источник: Новая философская энциклопедия

»ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
произведение Ф. Энгельса, в к-ром дано диалектико-материалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети 19 в., освещены ключевые проблемы диалектики как теории и метода познания. «Д. п.» не была закончена автором. Рукопись «Д. п.» состоит из 10 статей и 169 отд. заметок и фрагментов. Осн. часть «Д. п.» была написана Ф. Энгельсом в 1873-1882. Опубликована «Д. п.» впервые полностью в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. В содержании «Д. п.» можно выделить 3 осн. раз1 дела: естествознание и философия; классификация наук и диалектич. их содержание; критика идеализма и метафизики в естеств. науках. В работе над «Д. п.» Ф. Энгельс ставил задачу вскрыть диалектич. закономерности, действующие в природе, и на этой основе показать необходимость сознат. применения учеными-естествоиспытателями диалектич. метода, подвергнуть критике их идеалистич. и метафизич. заблуждения. «Д. п.» имеет большое значение и для науч. атеизма. В ней освещены мн. проблемы, науч. анализ к-рых подрывает религ.-идеалистич. представления и догмы. В части., в «Д. п.» Ф. Энгельс впервые изложил теорию происхождения человека, показав, что труд сыграл решающую роль в процессе формирования человеч. разума. Тем самым был нанесен серьезный удар по ре-лиг. представлениям о человеч. душе и ее непосредственном сотворении богом. Большое атеистич. значение имели также идеи Энгельса о сущности жизни, направленные против витализма. Энгельс критикует попытки нек-рых естествоиспытателей прибегнуть к идее творца мира, опираясь на отд. несостоят. гипотезы (напр., гипотезу «тепловой смерти Вселенной»), остроумно и метко высмеивает увлечение спиритизмом. Несмотря на то, что мн. конкр.-науч. данные и положения, использованные в «Д. п.», устарели, ее общее филос. содержание полностью сохраняет свое методологич. значение.

Источник: Атеистический словарь

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"
(«Naturdialektik») - классич. произведение Ф. Энгельса, дающее филос. общение важнейших достижений естествознания ко второй трети XIX в. и развивающее диалектико-материалистич. понимание природы. «Д. п.» - незаконч. произведение, оно состоит из ряда статей, заметок и фрагментов, написанных в основном в 1873—1882. Работа над созданием этого труда была прервана со смертью К. Маркса; после этого Ф. Энгельс посвятил все свое время подготовке к изданию «Капитала» К. Маркса. Однако и при своей незавершенности «Д. п.» - единое и цельное произведение. Задача Ф. Энгельса состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, показать важнейшее значение материалистич. диалектики, значение ее в естествознании, изгнать из естествознания идеализм и религию, метафизику и вульгарный материализм. Впервые полностью «Д. п.» была опубликована в СССР в 1925 на нем. яз., параллельно с русским переводом. Внося громадный вклад в развитие диалектич. материализма, «Д. п.» вместе с тем имеет чрезвычайно большое значение также для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показав роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, и тем нанес окончат, удар по религ. выдумкам о «сотворении человека» и вечности религии, обосновал мысль, что религия как фантастич. отражение человеч. бытия в человеч, сознании появилась только на определ. этапе развития и что она связана лишь с определ. условиями обществ, бытия, лишь с определ. этапом истории человечества. Громадное значение не только для развития естествознания, но также для развития атеизма имело исследование Ф. Энгельсом проблемы жизни, данное в «Д. п.» Здесь впервые сформулировано определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 616). Оно послужило основой решения вопроса о происхождении и сущности жизни, способствовало освобождению науки от фидеистич. идей о «божественности» жизни, сверхъестеств. «жизн. силе» (см. Витализм) и пр. Ф. Энгельс показал важнейшее значение открытий, произведенных со времени Возрождения в области естествознания, для борьбы против религии. Появление бессмертного творения Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» Энгельс оценил как рев. акт, в к-ром Коперник «бросил - хотя и робко... вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (там же, с. 347). Он подчеркивал, что «материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...» (там же, с. 513), а это означает, что для объяснения явлений природы не годятся никакие идеалистич. и религ. теории. В «Д. п.» дана критика фидеистич. концепции т. н. тепловой смерти Вселенной, показано, что она противоречит правильному пониманию закона сохранения и превращения энергии. Осн. идеи «Д. п.» развиты Ф. Энгельсом также в «Анти-Дюринге» и др. произведениях. В. И. Ленин, к-рому «Д. п.» осталась неизвестна, по существу развил дальше ее осн. положения в «Материализме и эмпириокритицизме» и «Филос. тетрадях» на основе обобщения совр. достижений и открытий естествознания.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

"Диалектика природы"
произведение Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Оно состоит из ряда записей (1873—86), посвященных разработке важнейших проблем диалектики природы. Энгельс считал, что философия диалектического материализма должна основываться на всестороннем знании естественных наук и что в свою очередь естественные науки могут плодотворно: развиваться лишь на основе диалектического материализма В «Д. п.» содержится глубокое философское исследование историп и важнейших вопросов естествознания, дана критика механистического материализма, метафизического метода, а также идеалистических концепций в естествознании. Глубокий знаток совр. ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому, что весьма плодотворно отражается на самом естествознании. Энгельс дал развернутое обоснование диалектико-материалистического учения о формах движения материи; в соответствии с этим учением он разработал принципы классификации естественных наук, предложил свою конкретную классификацию, к-рую положил в основу структуры своей работы. Энгельс подверг подробному философскому исследованию осн. законы естествознания, вскрыл их диалектический характер. Так, он показал настоящий смысл закона сохранения и превращения энергии, называя его абсолютным законом природы. Энгельс рассмотрел также т. наз. второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто вселенная идет к тепловой смерти («Тепловая смерть» вселенной). Далее Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что гл. его содержание — теория развития — водностью согласуется с материалистической диалектикой. Вместе о тем Энгельс вскрыл пробелы и недостатки этого учения. Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении и развитии человека. Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вещей и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины в высшую математику означает проникновение в нее диалектики. Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости. Он с замечательным диалектическим мастерством вскрыл ошибочность как механистического, так и идеалистического подхода . к этой сложной проблеме, дал марксистское решение ее, на примере дарвиновского учения показал, как само естествознание подтверждает и конкретизирует положения диалектики. Конечно, те или иные частности, имеющие отношение к специальным вопросам естествознания и трактовавшиеся в «Д. п.» Энгельсом, ныне в связи с огромным прогрессом науки не могли не устареть, но диалектико-материалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания в их философскому обобщению полностью сохранил свое актуальное значение и в совр. условиях. Многие положения «Д. п.» предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия вперед. Книга эта является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания. «Д. п.» не была подготовлена самим Энгельсом к печати; она состоит из отдельных статей, заметок и фрагментов. Это необходимо учитывать при ее изучении.

Источник: Философский словарь. 1963

«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
произв. Ф. Энгельса, содержащее наиболее развернутое изложение диалектико-материалистич. понимания природы и важнейших проблем теоретич. естествознания. «Д. п.» - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, к-рая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел «Д. п.» Энгельс изложил в письме К. Марксу 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана в 1873-76. Осн. часть «Д. п.» была написана в 1873- 1882. Кроме того, к «Д. п.» Энгельс отнес три заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся к его произв. «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах...». Работа над «Д. п.» была прервана смертью Маркса: после этого Энгельс вынужден был посвятить все свое время завершению «Капитала» и руководству междунар. рабочим движением.
Гл. задача, к-рую ставил перед собой Энгельс при работе над «Д. п.», указана в предисловии ко 2-му изд. «Анти-Дюринга». Описывая ход своих естеств.-науч. занятий, Энгельс отмечает: «... дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий... Для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. И, 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе и тем самым обосновать необходимость сознат. материалистич. диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материалистич. обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность осн. законов материалистич. диалектики.
О логич. структуре «Д. п.» можно судить на основании наброска общего плана, к-рый относится, вероятно, к авг. 1878. 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1-3); классификация наук и диалектич. содержание отд. наук (4-5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6-11). Фактич. содержание «Д. п.» не вполне совпадает со всеми пунктами плана, однако в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть.
В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Энгельс исследует развитие естеств. наук, начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания производством, неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что «... в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной», что «освобожденная от мистицизма диалектика становится абсолютной необходимостью для естествознания...», но «возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно» (там же, с. 343, 520). Энгельс выделяет две осн. формы домарксистской диалектич. философии (др.-греч. философия и классич. нем. философия от Канта до Гегеля), подвергает критике идеалистич. диалектику Гегеля, подчеркивает роль трех открытий в естествознании 19 в. (закон сохранения и превращения энергии, органич. клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретич. естествознанием задачу - сознательно овладеть рациональной, материалистич. диалектикой (см. там же, с. 343-72, 500- 525). Энгельс дает определение диалектики (впервые в «Анти-Дюринге» в 1877) как науки о всеобщей связи, о наиболее общих законах всякого движения, о законах развития природы, общества и человеч. мышления и выделяет ее осн. законы (впервые в наброске общего плана в 1878, а также в гл. «Диалектика» в 1879). Эти законы сводятся к трем главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Рассматривая законы и категории диалектики, развивая поразительное богатство идей в области диалектич. логики и теории познания, Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: «Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит.
имеют силу также и для теоретического естествознания» (там же, с.385,см. также, с. 384-90, 526-57).
Центральной идеей основной (второй) части «Д. п.» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения - это простое перемещение, высшая - мышление. Осн. формы, к-рые изучаются естеств. науками: механич., физич., химич. и биологич. движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектич. скачка
в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчиненный момент низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391-407, 558-71). Опираясь на эту центр. идею. Энгельс последовательно рассматривает диалектич. содержание математики, механики, физики, химии, биологии, переходы от одной формы движения к другой и соответственно от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности математич. абстракций, в физике - учение о превращении энергии, в химии - проблему атомистики, в биологии - проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Энгельсом трудовая теория происхождения человека (см. там же, с. 486- 499, 572-625).
В критич. части своего труда Энгельс разоблачает агностицизм, механицизм и спиритизм бурж. естествоиспытателей, односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинауч., реакц. мировоззрения в естествознании.
Исследуя диалектику природы, Энгельс опирался на достижения совр. ему естествознания. Последующий период бурного и революц. развития всех естеств. наук оставил позади мн. конкретные представления, на к-рые опирался Энгельс. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют свое непреходящее значение. Идеи «Д. п.» получили отражение в книгах Энгельса «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах...». Эти идеи были развиты дальше в труде В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и в работах философов и естественниковмарксистов.
Впервые «Д. п.» была опубликована в СССР в 1925 на нем. и рус. яз. («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1). Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов в соответствии с осн. линиями наброска общего плана была впервые разрешена в изд. 1941.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
89.98 кб

Социально-философский анализ истории: диалектика социального, природного и духовного

Удальцов Валерий Георгиевич, Мрочко Леонид Владимирович
Раскрываются взаимосвязь и взаимодействие социальных, природных и духовных факторов как составляющих исторического процесса. Рассматривается роль природных явлений в истории.
Читать PDF
827.08 кб

Диалектика взаимодействия природы и человека в рассказе А. С. Серафимовича «На льдине»

Копцов Алексей Николаевич
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проблематикой рассказа «На льдине», первого произведения в творческой биографии Александра Серафимовича.
Читать PDF
95.04 кб

Диалектика природы и закона в Древней Греции (от дорефлективной философии до средней классики)

Батиев Левон Владимирович
В статье раскрывается соотношение понятий «природа» и «закон»: от их единства и нерасчлененности в архаический период до разделения и противопоставления софистами.