ДХАРМА

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДХАРМА
Санскр.) Священный Закон; Канон буддистов.

Источник: Теософский словарь

ДХАРМА
вечный моральный закон – одно из центральных понятий индуизма, означающее «царящий над миром».

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ДХАРМА
санскр., пали - дхарма, ведущий принцип) - в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма - элементы бытия, из которых слагается все сущее.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДХАРМА

(санскр. закон, основа) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность, благочестие и нравственность; в познании дхарма предстает как истина.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ДХАРМА
буквально «ведущий принцип») - положительный образец, вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхархме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться.

Источник: Тематический философский словарь

ДХАРМА
одно из важнейших понятий индийской религиозно-философской традиции, имеющее много значений: доктрина, религия, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, норма, идеал, истина и т.п. В буддизме термином дхарма обозначаются главным образом: 1) учение Будды; 2) мельчайшие неделимые духовные частицы, лежащие в основе всего сущего.  

Источник: Религиоведческий словарь

Дхарма
др. – инд.) – «должное» – сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, сын Брахмы (или Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы), олицетворяющий понятие дхармы – закона, морального правопорядка, добродетели. Женами Д. считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо достоинство, входящее в круг понятий о дхарме (славу, счастье, веру и т. п.).

Источник: Мифологический словарь

ДХАРМА
У индийцев бог справедливости, олицетворение закона и добродетели («дхармы»), сын Брахмы и один из праджапати. Жены Дхармы — десять дочерей Дакши, имена которых означают круг понятий, принадлежащих дхарме (слава, счастье, вера и т. п.). В эпосе и пуранах Дхарму отождествляют с Ямой как судьей людей и царем справедливости.
В буддизме дхарма — учение будды (в особенности будды Шакья-муни) и текст, в котором это учение изложено.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Дхарма
санскр. "порядок", "уклад", "установление") - "сакральный порядок", идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель - соответствие "дхарме". В более узком кастовом смысле, "дхарма" - ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов. Ритуальной целью кшатриев является "кама", "желание", а вайшьев - "артха", "предметы", "вещи". Политическое считается полноценным, когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").

Источник: Философия политики: глоссарий

Дхарма
буквальное значение этого слова - «установленный закон», «колесо существования», «высшая истина ». Буддисты, индусы и джайнисты под словом дхарма подразумевают положение, в котором находится человечество и путь (или средство) его спасения. Это сложная концепция; часто ее неправильно понимают, и поэтому ее необходимо изучать в контексте религиозной и философской мысли Индии. Помимо других значений, «дхарма» может использоваться для описания нравственного порядка, выраженного в системе прав и обязанностей человека, который поддерживается посредством космического универсального порядка и кастовой системы.

Источник: Новые религиозные движения.

ДХАРМА
(Dharma—санскр, пали — дхамма, «ведущий принцип») — в индийской философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в буддизме — элементарные, каждое мгновение преходящие факторы наличного бытия, из которых составлены все преходящие вещи, даже мысли и сознание. Для субстанциального носителя дхармы применяют слово «дхармин», в значении логического субъекта.
T. Shcherbatsky. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word «d.». London, 1923 (Repr. 1961);
v. Glasenapp. Entwicklungsstufen des ind. Denkens, 1940; A. Piatigorsky. The Buddhist Philos, of Thought. London, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДХАРМА
санскр.-ведущий принцип): в индийской философии некоторый положительный образец, которому надо следовать как норме, вечный моральный закон или частное нравственное установление (долг, добродетель). В этом смысле данное понятие употреблялось в ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. В буддизме «дхармы – это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса, бытия («поток дхарм»), из которых слагается все сущее; некие вспышки психофизической энергии. Психическая и физическая сторона в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может оставаться непроявленной. Делятся на подчиненные карме и необусловленные (нирвана). Для хинаяны дхармы – единственная реальность; для махаяны они нереальны, l «пустотны».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДХАРМА
дхамма (санскр. и пали - порядок, правило, принцип) - в инд. религ. и филос.-религ. учениях - совокупность обязанностей, вменяемых религией человеку в зависимости от его обществ, положения, его варны и касты и истолковываемых как «закон», «истина», «долг», «добродетель». Учение о Д. первоначально было разработано в брахманизме и получило дальнейшее развитие в индуизме, где является одной из самых важных доктрин. Отвечая интересам господств. классов, это учение на протяжении мн. веков прививает трудящимся дух смирения и пассивности, отвлекая их от классовой борьбы. В буддизме наименование Д. применяется ко всему его религ. учению, а также к первичным идеальным «элементам бытия», из к-рых будто бы слагается все существующее. В. Я. Кочнев, Г. Ф. Ильин

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Дхарма
понятие древнеиндийской философии; первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Нерадивое исполнение закона, например, влекло за собой рождение в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Старательное же исполнение дхармы служило рождению в более высокой варне. Так действовал закон возмездия, или карма. Дхарма – это вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле понятие дхарма означало частное нравственное установление (долг, добродетель). В пределах этого круга значений понятие дхарма употреблялось в ортодоксальных школах индийской философии. Особое развитие понятие «дхарма» получило в буддизме, где оно означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизической энергии. Посредством этого понятия буддизм отрицает существование какой-либо субстанции и утверждает только бытие процесса.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Дхарма
(от санскр. dhar — носить, держать) — в большинстве религий и религиозно-философских учений Индии — совокупность гражданских, этических и культовых норм и требований, закон образа жизни, якобы дарованный людям богами и различный для разных каст (варн). Соблюдением Д. определялась добродетель человека, нарушением ее — его греховность. Поэтому часто понятие Д. тождественно понятию добродетели. Буддисты называют Д. само религ. учение в целом, употребляя его вместо термина буддизм. В буддийской схоластике Д. — мельчайшие неделимые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивидуального сознания. Активность Д. якобы и порождает иллюзию внешнего мира страданий (сансары). В нек-рых направлениях буддизма из Д. складывается «высшая реальность», особый непознаваемый божественный мир. Их безначальное «волнение» порождает индивидуальные сознания со всеми их заблуждениями, а отказ от последних, познание «истины» приводит к угасанию волнения Д., к абсолютному покою, нирване.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ДХАРМА
Одна из Трех драгоценостей буддизма (другие — Будда и сангха), учение Будды Шакьямуни. По замечанию Е. А. Торчинова, «четыре благородных истины, доктрина причинно-следственного существования, понятия кармы и нирваны — все это в совокупности Дхарма („опора“), высшая истина, открытая Буддой всем живым существам».
Также дхарма — добродетели, которые человеку следует развивать в себе по примеру Будды, а еще — «атомы», «кирпичики» ментальных состояний. Из этих «кирпичиков» состоят скандхи (группы свойств личности). Учение о дхармах составляет основу буддийской метафизики (Абхидхарма). Выдающийся отечественный буддолог Ф. Ф. Щербатской писал: «Формула буддийского символа веры, которая явно содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (dhamma) бытия, их причинную связь и методы подавления навсегда их действенности. Васубандху дает подобную же формулировку сущности доктрины: это метод превращения элементов бытия в состояние покоя, из которого они никогда не возникнут снова.
Понятие о дхарме — центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивавшаяся из одного основного принципа — идеи, что бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Эти элементы под термином dharma имеют соответствующее значение, данное им лишь в этой системе… Лишь эти элементы являются реальностями, а каждая их комбинация только наименование, обнимающее множественность отдельных элементов. Нравственное учение о пути к конечному освобождению не является чем-то добавочным или чуждым этому онтологическому учению, оно тесно связано с ним и действительно однородно с ним».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ДХАРМА
санскр.- закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий др.-инд. мысли, в самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, к-рому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле - частное нравственное установление (долг, добродетель и т. п.). В пределах этого круга значений понятие Д. употреблялось в ортодоксальных (признающих авторитет Вед) школах инд. философии, а также в правовой литературе дхармашастр («учение о Д.», понимаемой здесь как предписываемый законом долг). В вайшешике, напр., Д. и адхарма входят в число 24 качеств (гун) и обозначают соответственно достоинство (добродетель) и недостаток (порок).
Особое развитие понятие Д. получило в буддизме, где оно означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизич. энергии. Психич. и физич. компоненты Д. соотносительны: один из них возникает только и одновременно с другим, так что появление одного всегда сопровождается явным или «непроявленпым» присутствием другого. Посредством понятия Д. буддизм отрицает существование к.-л. субстанции и утверждает только бытие процесса. Число Д. в разных направлениях буддизма определялось по-разному. Д. разделялись на обусловленные влиянием кармич. сил (см. Карма), подчиняющиеся в своем бытии действию закона пратитъясамутпада, и необусловленные, не подверженные этим влияниям (нирвана). Необусловленные Д. отождествлялись с абс. реальностью, учением Будды и т. п. Понятие Д. считалось единств. реальностью в филос. школах хинаяны и нереальностью в школах махаяны (признание их «пустотности» в мадхьямике: нельзя утверждать ни того, что Д. есть, ни того, что их нет; отрицание к.-л. их реальности в йогачаре).

Источник: Советский философский словарь

ДХАРМА
санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho - закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. - истинная реальность, основа мира, онтологическое начало бытия. Этически - это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни - ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется: "Satiat nasti paro dharman" - "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше истины". "Бхагават-гита" вкладывает в понятие Д. именно этот смысл. В мифологии Д. - Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. - отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость. В буддизме Д. - многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Д.: 1. Доктрина, учение Будды; 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма); 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д.: "Все Д. сотворены мышлением"; 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: "Д. называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием" (О. Розенберг). Теория Д. излагалась Васубандху в "Абхидхармакоше" (5 в. н.э.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифицируются по скандхам (skandha), "скоплениям", аятанам (aytana), "сферам сознания", дхату (dhatu), "классам элементов". Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств (ведана); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов (самскара); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением к исполнению Учения Будды приводит к освобождению (Нирване). Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. считаются единственной реальностью; и, наоборот, нереальностью в школах Махаяны. В мадхьямине признается их "пустотность", т.е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Иогачары отрицают какую-либо реальность Д.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

ДХАРМА
санскр.) – одно из распространенных понятий инд. философии и религии, гл. обр. буддизма. В Ведах слово "дхарман" имело несколько значений: поддержка, твердая опора; закон, твердо установленный порядок или обычай; закон или порядок богов – Митры и Варуны; действие, получаемое от жертвоприношения какому-либо богу, и т.д. В инд. философии понятие "Д." употреблялось в самом широком смысле, означая и порядок, и закон, и религию, и справедливость, и нравственность, и слово и т.д. Термин "Д." имеет и социальный смысл: каждый человек обладает своей Д., принадлежит к той или иной касте (варне). В религ. системах основное значение термина "Д." – бог, абсолют. Особый смысл приобретает Д. в буддийской философии. Буддисты отрицали существование вечной неизменной субстанции. Поэтому, объясняя изменчивость мира, они представляли все материальные и духовные явления состоящими из отд. мгновенных элементов – Д. Каждая Д. несет только один определ. признак. Д., воспринимаемая глазом, не может восприниматься ухом или др. органами чувств. "Дхарма, – писал философ Васубандху (5 в. н.э.), – означает то, что носит (dharana) свой собственный признак (svalaksana)" ("L´Abhidharmakosa", trad, par L. de la Vall?e Poussin, P., 1923, Chap. 1, p. 4). Все Д. не субстанциональны, не имеют протяжения ни во времени, ни в пространстве. Д. делились буддистами на "чистые", не ведущие к "пороку", и на "нечистые", или "ведущие к пороку", на обусловленные и не обусловленные, на составные и не составные (к числу последних относилась нирвана). Высшее знание, по учению буддистов, состоит в проникновении в Д., а цель знания – в подавлении беспокойства Д. и в достижении нирваны. Ряд буддийских школ (тхеравадины и сарвастивадины) считали Д. реально существующими, мадхьямики же и йогачары доказывали их нереальность, иллюзорность. Европейские исследователи буддизма (Э. Бюрнуф, Г. Ольденберг, М. Мюллер) переводили слово Д. как "порядок", "закон". Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг предложили филос. объяснение термина "Д." – элемент бытия, элемент сознания (см. О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, П., 1918, с. 87). Ряд совр. зарубежных буддологов в зависимости от источника и контекста переводят понятие Д. как "объект мысли" или "психо-физические элементы существования" (Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958, p.33–34; "Buddhist wisdom books", ed Conze ?., L., 1958, p. 44). Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918, гл. 4; Steherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word"Dharma", L., 1923; Dhammassangani, trad, par A. Bareau, P., 1953. И. Кутасова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДХАРМЫ
санскр. dharma, пали dhamma)—B буддизме изменчивые элементы, на которые разбивается поток существования. Поскольку буддийские философы отрицали неизменность и длительность в формах как внешнего, так и внутреннего бытия (анитья, анатма-вада), концепция дхарм утверждала одинаковое устройство и человека, и окружающего его мира. Дхармы, не будучи сами чем-то отдельным, самостоятельным, индивидуальным, значимы только в серии, в потоке, в сцеплении с себе подобными, в череде «со-бытий», важной только тем, что одно сменяет другое, т. е. фактом своей изменчивости.
Буддисты уделяли большое внимание классификации дхарм. В индивиде они выделяли пять групп (санскр. скандх, пали кхандх) дхарм: рупа (материальная форма), ведана (ощущение), самджня (понятие, распознавание), санскара (кармические отпечатки) и вчджняна (сознание). Другой принцип классификации—по дхату (элементам) — насчитывает 18 видов дхарм: пять органов чувств, пять чувственных объектов, манас, объект манаса, шесть видов сознания («визуальное», «слуховое», «вкусовое», «обонятельное», «осязательное» и чисто ментальное). Третья известная классификация дхарм—по аятанам (базам)— включает шесть познавательных способностей: зрение, слух и т. д. и шесть объектов — «видимое», «слышимое» и т. п. Известны и другие классификационные списки дхарм (особенно ими изобилует «Абхидхамма-питака»).
Многие буддологи толкуют концепцию дхарм как своего рода феноменологию. Однако эта «феноменология» основана не на обычном психическом опыте (если бы это было так, то любой человекдолжен был бы обладать естественной способностью воспринимать все происходящее с ним в терминах дхарм), а на особом, специально (с помощью техники медитации) выработанном навыке видеть себя и окружающее не как целостности, а как совокупности элементов (для этого и предназначались классификации дхарм). Ученые предполагают, что концепция дхарм возникла из интроспе.кции, самонаблюдения человека над его собственным сознанием. Однако одно — наблюдать смену образов и мыслей (как пейзаж за окном движущегося поезда), другое—чередование дхарм. В последнем случае мы имеем дело с теми же образами и мыслями, но только в предельно обезличенной, нейтральной и объективированной форме. Личность предстает как агрегат элементов, совместное функционирование которых управляется законом взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). Но чтобы обладать подобным видением себя и мира, нужно иметь априорную установку, лишающую ценности непосредственное содержание обычного опыта. Психика интересовала буддистов не как предмет психологии в современном научном смысле, а только как объект «спасительного» преобразования. Даже устройство «омраченного» сознания понимается только как машина «закабаления» в сенсоре и описывается в негативных терминах («препятствий»), т. е. буддистов волнует не столькото, чем психика актуально является, сколько то, чем она не должна или, напротив, должна быть в перспективе конечного освобождения — нирваны.
В тхераваде основное внимание уделяется методам осознания взаимодействия, комбинаций и операций этих дхарм, а также активной практике культивирования одних дхарм и подавления других с целью остановки действия закона кармы и достижения состояния архата («совершенного»). Наиболее развитая метафизическая трактовка дхарм разрабатывается в школах абхидхармического анализа — вайбхашике и саутрантике, где на первый план выдвигается вопрос об их существовании в трех временах—прошлом, настоящем и будущем. В махаяне интерес к дхармам отходит на второй план, хотя все махаянские философы неустанно подчеркивают их бессущностность, относительность и пустоту (шуньята).
Лит.: Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М„ 1988; Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1990.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ДХАРМА

        (от корня "дхар" — поддерживать) — то, на чем держится (нечто — или мир, общество) — важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. п. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. неразделима с Истиной (рта, сатья). Применительно к об-ву Д. в целом охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из понятий, ´ составляющих триваргу ("троицу") — наряду с выгодой (артха) и удовлетворением чувственных желаний (кама). Индуизм часто определяется как варна-ашрама-Д., т. е. сословно-кастовая Д. и Д. стадий жизненного пути человека. Др. самоназвание индуизма — санатана-Д., т. е. вечная Д. Д. посвящена обширная санскр. лит-ра (прежде всего дхарма-шастра). Иногда выделяется нек-рое кол-во понятий, составляющих "общую Д. людей": правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др. Но осн. внимание уделяется соблюдению каждым своей "собственной Д.", зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т. п. Соответственно содержание дхарма-шастр, как правило, сводится к изложению Д. варн и ашрам — стадий жизни. В "Бхагавадгите" подчеркивается, что "наилучшее — преданность собственной дхарме". Эта "собственная Д. " стоит выше правил общечеловеческой морали. Так, для брахманов превыше всего — изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов самим и по заказу, принятие и дача даров. Д. кшатриев — защита об-ва от насилия и управление им (кстати, она включает в себя обязанности сражаться, т. е. прямо нарушать требования ахимсы). Д. вайшьев — земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиц. нормам своего коллектива: Д. кастовой, клановой, местной. В первой же стадии жизни ария его Д. — образование; затем, с началом семейной жизни, праведный заработок согласно сословию и касте, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам; к концу жизни соц. аспект Д. сворачивается. Ведийскую Д. специально изучает миманса, в вайшешике Д. определена как "причина преуспеяния и избавления"; второе впоследствии переходит к понятию мокши как добавлению к триварге. В общедуховной культуре заметно напряжение между Д. и мокшей; их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой. Изнач. источником Д. признается свящ. откровение (Веда, шрути), источником вторичным — свящ. предание (смрити, дхарма-шастра), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (и, по индийским представлениям, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Д. в принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость ее исполнения существ, зависит от мирового периода — юги). Авторитетом в области абсолютной Д. является собрание ученых брахманов, если же речь идет об особой Д. касты, рода или деревни — старейшины, руководящие соответств. общины (панчаят). Несоблюдение Д. карается наложением покаяний, изгнанием из касты или др. формами обществ, бойкота. Виновный, по индийским представлениям, заслуживает худшее перерождение по закону воздаяния (карма). И напротив, лучшее перерождение обеспечивает себе тот, кто "накапливает Д. " как некую материальную субстанцию религ. долга. Термин Д. употребляется и в ограничительном значении "устои такого-то духовно-религ. направления": Д. вишнуитов и пр. Также — самоназвание буддизма как традиции и ее содержания.
А. Вигасин,
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ДХАРМА
Концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия. Будда Шакьямуни отказался от представления о субстанциальной душе (атман, джива), так как оно не может объяснить результаты духовной практики и дать ответы на множество вопросов. В отличие от агностиков и материалистов, локаятиков и чарваков, он предложил свою модель бытия мира, согласно которой личность (пудгала) выступает как многоаспектный образ, интегрирующий признаки, обусловленные дискретными элементами бытия (дхарма). Будда объясняет это на примере повозки, которая существует только как совокупность составляющих сс. элементов, деталей. Человек проявляется в пяти аспектах, выступающих как пять групп (скандха) отдельных элементов. Только одна из них связана с материальным аспектом, остальные связаны с психикой и сознанием. В разных школах считают, что количество дхарм составляет 75, 84 или 100. Они существуют один миг (кшана) и воспринимаются как импульсы или вспышки. Их комбинация меняется постоянно и образует единый индивидуальный поток (сантана), континуум, воспринимаемый в целом как определенная личность. Мнения о физическом состоянии дхарм различны. Вайбхашики считают все прошлые, настоящие и будущие дхармы реальными (дравья). Саутрантики признают реальность дхарм только в момент вспышки, т.е. в настоящем. Мадхьямики утверждают, что все дхармы пустотны, как и весь мир. О них нельзя сказать, что они есть или что их нет. Как единицы описания дхармы позволяют непротиворечиво описать, объяснить все, что связано с сознанием и психикой. Кроме дхарм, постигаемых сознанием (виджняпти) как проявленные, информативные, постулируется существование других дхарм, постигаемых только интуитивной мудростью (праджняпти). Они не-проявленны, неинформативны, их существование выводится как необходимое. Это дхарма эфира (акаша), дхармы, связанные с прекращением волнения, возбуждения дхарм (ниродха-дхарма), и некоторые другие, признанные не во всех школах. Согласно теории дхарм, мир предстает как комбинация их вспышек, что сравнивают с кинофильмом, голограммой, с музыкальным произведением. Вспышки взаимообусловлены и скоординированы. Их называют первоэлементами, элементами бытия или психофизического состояния, импульсами, квантами, вспышками сознания, дхармо-частицами, единицами информации, элементарными состояниями, силами, энергиями, носителями качеств или признаков, совпадающими с этими качествами или признаками, единицами бытия, событиями, элементами присутствия. Истинная природа дхарм непознаваема в обычном состоянии сознания. Её называют сущностью дхарм, сущностью сущностей, дхармовостью, дхарматой. Вспышки дхарм обусловлены аффектами (клеша) и кармой. Согласно модели циклического существования, после окончания очередного цикла (кальпа) и разрушения мира остаточная совокупная карма человечества вызывает в пустоте (шунья) волнение, вспышки дхарм и формирование нового цикла бытия. Кроме классификации дхарм по скандхам существуют классификации по базовым сферам сознания (аятана) и по классам (дхату), имеющим общие родовые признаки. Присутствие в индивидуальном потоке человека благих (кушала) дхарм способствует освобождению, неблагих (акушала-дхарма) — препятствует ему. Есть дхармы, подверженные притоку аффектов (сасрава-дхарма) и не подверженные ему (анасрава-дхарма), дхармы обусловленные (санскрита) и необусловленные (асанскрита). Отсутствие вспышек дхарм означает их «должное бытие», отсутствие волнения, возбуждения, страдания (духкха) и самого бытия (бхава). Комбинация неуспокоенных дхарм перед смертью составляет кармический остаток, определяющий будущее новое рождение в мире сансары. Успокоенность дхарм, полное угасание их возбуждения и переход в состояние нирваны, абсолюта (тат-хата, дхармакая и т.д.) достигается при нравственном образе жизни и духовной практике. Теория дхарм раскрывает механизм, воздействуя на который, человек может целенаправленно изменить себя и достичь состояния запредельного совершенства, воспринимаемого как бессмертие в абсолюте.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ДХАРМА
(от санскр. корня dhr — держать, держаться) — одно из базовых понятий не только религий Индии, но и всей традиционной индийской культуры. Не имея четкого русского аналога, слово дхарма в значительном спектре своих значений имеет такие семантические аналоги, как «истина», «правда», «праведность», «должный образ жизни», «долг», «предназначение», «истинная доктрина», «религия» и т. п. В брахманско-индуистской традиции Дхарма—прежде всего, сословно-варновый долг каждого индуса с закрепленного для лица определенного социального статуса общественными и религиозными обязанностями. Поэтому можно говорить о Дхарме брахмана (жреца), кшатрия (воина и правителя) и т. д. Вместе с тем под Дхармой также понимается и вся совокупность норм, предписаний и доктрин брахманской религии, восходящей к религиозным представлениям эпохи Вед. В таком случае говорят о санатана-дхарме, то есть об ортодоксальной индуистской Дхарме, пропагандируемой сейчас в Индии индуистскими фундаменталистами. Одновременно Дхарма есть некий должный социально-религиозный миропорядок, который должен неукоснительно поддерживаться всеми индуистами через соблюдение своих сословных и кастовых обязанностей. Его оппозиция — адхарма, неправедность. Идея Дхармы восходит еще к ведическому корпусу текстов и активно провозглашается в «Бхагавадгите» как основа правильного поведения человека, причем блюстителем Дхармы оказывается сам бог (Бхагават, Ишвара), периодически воплощающийся на земле как аватара для утверждения Дхармы и искоренения адхармы. В позднеклассической и средневековой Индии были созданы особые тексты (дхарма-шастры), регулирующие все социальноправовые, этические, поведенческие и религиозно-ритуальные аспекты жизнедеятельности индуиста в зависимости от его сословного и кастового статуса. Эти предписания в значительной степени сохранили свое значение и в современной Индии, несмотря на конституционную отмену системы каст и провозглашение принципа юридического равенства граждан Индии. В буддийской традиции слово дхарма имеет два основных значения:
1. Закон, или Учение Будды, как совокупность доктринальных, этических, ценностных и психотехнических основоположений буддийской религии. В этом смысле слово Дхарма является полным синонимом слова буддизм (иногда конкретизируется как Buddhadharma, Дхарма Будды). Дхарма — базовая ценность буддизма, образующая вместе с Буддой и Сангхой (монашеская община) так называемые «Три Драгоценности» (Триратна) буддийской религии;
2. Базовый термин буддийской философской психологии, употребляемый как в единственном, так и во множественном числе («дхармы»). Дхарма как буддийское философское понятие обозначает элементарное психофизическое состояние. К совокупности или определенному комплексу дхарм буддизм сводит личность со всем ее опытом и содержанием сознания (см. «Анатмавада»). В отличие от брахманистской субстанции, дхарма (в списках различных школ насчитывается различное число дхарм — от 75 до 100) является носителем только одного качества — своего собственного, причем как носитель (классическое определение: этот элемент называется дхармой, потому что несет свой признак) дхарма не отличается от несомого им качества или признака. В философии школы вайбхашика дхармы понимаются и как реальные носители, обладающие онтологическим статусом (дравья сат), и как единицы описания психофизического опыта (праджняпти сат). В школе саутрантика дхармы рассматриваются только в качестве условных единиц описания и анализа опыта и состояний сознания. В махаянской школе шуньявада (см. «Мадхьямика») провозглашается принцип пустотности дхарм как причиннообусловленных и потому лишенных собственной самосущей природы (свабхава). Виджнянавада (см. «Йогачара») сближается в своей позиции относительно природы дхарм с саутрантикой, рассматривая их как условно выделяемые элементарные состояния сознания. В буддийской философии существуют различные классификации дхарм.
Прежде всего среди дхарм выделяют: 1) эмпирические, конституирующие опыт мира рожденийсмертей (санскрита дхарма, буквально: «входящие в составы») и 2) сверхэмпирические (асанскрита дхарма, «не входящие в составы»); к последним относится пространство развертывания психического опыта (акаша) и нирвана. По принадлежности дхарм к скандхам, то есть группам, формирующим эмпирическую личность (дхармы класса рупа скандха, класса ведана скандха и т. п.), дхармы делятся на: 1) благие (кушала) и 2) неблагие (акушала), то есть дхармы благоприятные и неблагоприятные для спасения и обретения нирваны. Кроме того, выделяются дхармы, истекающие эффективностью (асрава) и не истекающие эффективностью (анасрава). Первые, связанные с аффектами (клеша), относятся к неблагим дхармам, вторые — к благим. Классификация проводится также по источникам познания (аятана) и базам опыта (дхату). В первом случае за основу берутся шесть способностей чувственного восприятия (индрия), включая «ум» (манас), и шесть соответствующих им чувственных объекта (вишая) — всего 12 элементов. Во втором — к ним добавляется шесть опосредующих восприятия форм чувственного сознания (виджняна) — зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового и «умственного» — всего 18 элементов. Теория дхарм легла в основу всех исторических форм буддийской философии и психологии. Можно сказать, что в теории дхарм буддийские мыслители решили парадокс психических процессов, найдя способ описания сознания в имманентных ему самому терминах, а не в терминах внешнего мира или другого сознания.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

ДХАРМА
(санскр. dharma, пали dhamma, тиб. chos, опора, закон, добродетель, долг, религиозное учение) — Закон вселенной, открытый Буддой, и его Учение, как вторая драгоценность буддийской триады (Будда, Дхарма, Сангха), а также каждый отдельный текст Слова Будды; кроме того, это Абсолют, истинная реальность, мельчайшая частица потока сознания, качество, объект познания и т.д. Многозначность слова неслучайна, поскольку это главное понятие буддизма. Будда есть благодаря Д., а вот сказать обратное (с точки зрения Махаяны) неверно. При правильном постижении всё в этом и любом другом мире оказывается Д. Термин происходит от корня «dhar» («держать», «нести», «утверждать») и буквально означает «опора для чего бы то ни было». Смысл «религиозный закон общества» (как и отдельные положения этого Закона) слово «Д.» приобрело ещё в добуддийские времена. Тогда же оно стало истолковываться как некий дар, открывающийся провидцам. Будда обрёл этот труднодостижимый дар в состоянии Просветления и долго не мог найти способов его передачи, поскольку язык — слишком несовершенное средство для этой цели, а обычному человеческому уму трудно воспринять чистоту Учения. Одно из решений проблемы Будда нашёл в передаче знаний на различных уровнях сложности в зависимости от способностей слушателей, другое — в общении и проповеди на местных диалектах, оставив санскрит только для брахманов и учёных. Наконец, третье — это безмолвное и беззнаковое познание Д. в сосредоточении и созерцаниях, которое Будда считал возможным предложить лишь высоконравственным и подготовленным для этого лицам. В своих беседах с близкими последователями и учёными Будда использовал термин Д. по меньшей мере в двух различных плоскостях. При описаниях структур психики особи и её потока сознания он рассматривал Д. как мельчайшую и неделимую единицу анализа. В данном случае в текстах чаще прибегают к множественному числу слова Д., что порусски лучше передавать новообразованием «дхармо-частица», поскольку это специфическое буддийское толкование термина. Согласно последнему, дхармы — это мгновенно вспыхивающе-гаснущие частицы, составляющие постоянно меняющийся поток (сантана) индивидуального сознания (читта), распределяемые по классам, группам (скандха) и действующие по определённым законам собственной природы, выве денным Буддой (см. Абхидхарма). Например, дхармами называются качества проявления психики (спокойствие, скромность, негневливость и ненависть, леность, бесстыдство и др.), каждое из которых — это действующий в сознании класс мгновений; то же самое говорится о структурах психики (память, восприятие, ощущение) и т.д. Такой способ описания применялся Буддой не в метафизических или философских целях, а в сугубо практических — для помощи на Пути Освобождения от страданий (духкха), от круга рождений (сансара). Помощь эта состояла в том, чтобы научить последователей искоренять привязанность к таким стойким религиозным догмам, как «вечность» и «нетленная душа» (см. Анатман, Анитья), которые являются преградами на Пути Освобождения. Будда развивал и традиционное для индийской культуры понимание Д. как духовного Закона и его учений. В этом смысле Д. — опора вселенной, закон жизни и рождений существ, запечатлённый в текстах Учения; прибежище в ней получают, давая монашеские обеты или доверяя Будде, Учению и Общине. Причем объектом культа является не абстрактная «опора вселенной» или некий абстрактный абсолют (в буддизме не жаловали отвлеченных понятий), а именно текст (позднее — книга) Д., её смысл и значение. Будда подчеркивал, что подлинные смыслы текстов Д. — вне языка, они постигаются в интуитивном озарении и даются в качестве духовного дара на любом языке мастера-проповедника. Таким образом, сущность Д. внезнакова и идентична сущности дхармо-частиц, постигаемых в йогическом созерцании (випащьяна); то же самое можно сказать и об отдельных учениях Закона. В Махаяне Д. приобретает отчётливое значение абсолютной истины, тождественной высшему состоянию Будды (buddhatva — буддхатва). Упор в этом тождестве делается опять-таки на практическую сторону, т.е. на достижимость этого состояния, а также на его всесущность и вездесущность. Это недоказуемо вербально, но может познаваться в состоянии высшего озарения истиной (парамартха-сатья), которое означает полное соединение объекта и субъекта познания, их недвойственность (адвайта), единство (экатва, эка-артха). Этот непостижимый мыслью (ачинтья) Абсолют получил условное имя Тела Учения (дхарма-кайя, Состояние Истины) или Тела Будды (буддха-кайя), которое оказалось более приемлемым для мифо-ритуальной стороны Махаяны и Ваджраяны. Культовое поклонение Д. в качестве внезнакового текста было распространено и на более конкретный объект — книги сутр Праджня-парамиты, которые первыми возвестили новое буддийское учение, Махаяну. Итак, вся вселенная есть только Абсолют, Д., а то, что мы различаем в ней, и многое другое является иллюзией (майя), множеством проявлений Тела Д. — Состояния Истины. Самым высоким из этих проявлений можно считать Тело Будды, умопостигаемое в цветах и формах (рупакайя). Оно даётся мастерам йоги либо в виде будд созерцания (дхьянибудды) и других будд, бодхисаттв и йидамов, либо в виде живых буддучителей, например Шакьямуни, воспринимаемых даже обыденным сознанием. Но стоит лишь вспомнить о единстве сущего, становится ясным, что между подлинной реальностью и иллюзией, между нирваной и сансарой нет никакого различия. Д. и состояние Будды всегда здесь, сейчас и в каждом из существ. Такие древние трактовки термина сделали возможным для некоторых современных необуддийских миссионеров на Западе (к примеру, Буддхадасы) отождествлять Д. с понятием «Высочайшего Бога» монотеистических религий.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ДХАРМА
санскр. dharma, пали dhanuna) — одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее «порядок», «парадигму», «норму» существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный «закон». Объем понятия «дхарма» включает, т. о., значения и «религии», и «права», и «морали». В системе целей человеческого существования (пурушартха) следование дхарме — одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные «координируются» в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить «истину» (сатья), «заслугу» (пунья), «благо» (шреяс); ее антоним— адхарма. Истоки понятия дхармы восходят еще к «Ригведе» (ср. дхарман), а именно к понятию «рита» (букв.—приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, «опекаемые», в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В «Брихадараньяка-упанишаде» дхарма — сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (1.4.14; 11.5.11). В «Чхандогья-упанишаде» различаются три «ветви» дхармы, имеющей значение «долга»: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (11.23.1). В «Тайттирия-упанишаде» дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует «корневые» понятия брахманизма (1.11).
Дхарма становится центральным понятием буддизма. В палийских текстах дхарма — одно из «трех сокровищ» (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма — сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма — это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе)— праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) — нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т. д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к «Дигханикае» (1.99) и «Дхаммападе» (1.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения.
Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды — в сер. 1-го тыс. до н. э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой «вертикальной» схемой составители дхармасутр разрабатывали и «горизонтальную» — обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармашастрах дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. «Вертикальный» и «горизонтальный» срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. — своя дхарма). В «Бхагавадгите» апелляция к свадхарме становится решающей: «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III.35, ср. XVIII.45 и т. д.). Уже в эпоху «Законов Ману» (1—2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. «Корнями дхармы» объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (11.6).
Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса. По «Мимансасутрам», «дхарма — это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием» (1.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (1.1.3—5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей «несозданности».
В «Вайшешика-сутрах» дхарма—то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (1.1.2). В «Падартхадхармасанграхе» Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В «Ньяябхашье» Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в «Ньяя-манджари» полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецыриши не могут видеть дхарму?
Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты —дхармы и Брахмана, Шанкара в «Брахма-сутра-бхашье» намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечноприсутствующее; предписания в связи с дхармой «привязывают» ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (1.1.1). Т. о., миманса и веданта противостоят друг другу как «философия действия» и «философия узнавания». В комментарии же к «Бхагавадгите» Шанкара подчеркивает, что императив исполнения «своей дхармы» актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания.
В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире.
Лит.: Creel А. В. Dhanna in Hindu Ethics. Calcutta, 1977; Kalupahana D. 1. Dhanuna (1).— Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ДХАРМА
(санскр. dharma, пал. dhamma) — центральная категория инд. этики и одно из важнейших понятий инд. мысли, однозначно не переводимое на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее «парадигму», «порядок», «норму» существования и развития как космоса, так и социума, и в последнем случае допускающее интерпретацию в качестве «закона». Объем понятия Д. включает значения и «религии», и «права», и «морали». По замечанию П.Хакера, Д. как «закон» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида, и в перспективе его трансмиграции).
В системе целей человеческого существования (пурушартха) Д. - одна из четырех задач человека, наряду с задачами приобретения, удовольствий и «освобождения», притом они осмысляются, как правило, именно в связи с ней. Среди других понятий, релевантных этике, с Д. наиболее близко соотносятся «правда» (см. Сатья), заслуга (см. Пунья) и «благо» (см. Кушала)', негативный коррелят Д. — адхарма. Хотя истоки понятия Д. восходят еще к «Ригведе» (ср. dharman), до Упанишад можно говорить лишь об антецедентах этого понятия, основной из к-рых допустимо видеть в слове rta (букв. — приведенное в движение) - периодическое упорядочение и регулирование мира, контролируемое, в свою очередь, некоторыми верховными божествами. Наиболее ранний контекст понятия Д. в его актуальном значении — пассаж из древней «Брихадараньяка-упанишады», в к-ром сообщается о том, как Брахман создал все четыре Варны. После создания последней варны шудр «он больше не расширялся. И создал лучшую форму — дхарму. Дхарма - это кшатра [самой] кшатры («сословия» аристократов и воинов). Выше той дхармы нет ничего. И слабый одержит победу над сильным с помощью дхармы, будто с помощью царя. Дхарма — то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму — правду. И то и другое — одно» (1.4.14). Уже в этом пассаже Д. — высшее начало мира, соответствующее, с одной стороны, сущности вещей (кшатра кшатры), с другой - правде, познавательной и моральной истине.
В том же контексте Д. отождествляется с высшими духовными началами — Пурушей и Атманом.
В «Чхандогья-упанишаде» (11.23.1) различаются три «ветви дхармы», к-рая здесь имеет значение «долга»: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; аскеза; ученичество как пребывание в доме учителя (см. Брахмачарья).
В том же тексте Д. «отделяется» от семантически близких понятий: знание о Д. и адхарме сополагается со знанием об истине и лжи и о добром и недобром (VIII.2.1).
В «Тайттирия-упанишаде» Д. сополагается с «правдой» и «благом», и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует заповедь учителя ученику, т.е. представляет «корневые» понятия брахманизма (1.11).
С сер. I тыс. до н.э. составляются специальные тексты — дхармасутры, к-рые содержат изложение правил поведения человека, совокупно составляющих Д. в зависимости от той стадии жизни (asrama), на к-рой он находится - стадии ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета. Наряду с этим «вертикальным» делением Д. составители дхармасутр следуют и «горизонтальному» — обязанности индивида соотносятся с той широкой социальной группой (varna), коей он принадлежит по рождению. Поэтому в данных памятниках и следующих за ними дхармашастрах Д. соответствует варна-ашрама-дхарме. Эти два параметра Д. вместе составляют свадхарму, букв. свою дхарму, т.е. правила поведения индивида в зависимости от его «группового» статуса.
В «Бхагавадгите» апелляция к свадхарме является решающей: Кришна убеждает Арджуну, решившего оставить поле битвы из сострадания к родичам: «Если ты не совершишь этого добродетельного сражения, тогда, лишившись своей дхармы и славы, приобретешь грех» (11.33); «лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (111.35), а потому «лишь преданный своему делу человек достигает совершенства» (XVIII.45). Хотя следование Д. параметризовано «групповым» статусом индивида, существуют общие нормы, распространяющиеся на всех, независимо от принадлежности к той или иной варне или ашраме. Их «свод» получил обозначение «общей Д.» (sadharanadharma), или «высшей Д.». По «Артхашастре» (1.3.13), каждый человек должен воздерживаться от причинения вреда всем живым существам, говорить правду, жить чисто, быть благожелательным, прощать. Следовательно, «общая Д.» носит исключительно этический характер. Уже в эпоху дхармашастр встал вопрос об источниках авторитетных суждений, знаний о Д.
В «Законах Ману» (11.6) «корнями Д.» объявляется Веда, священное предание (смрити), поведение знатоков Веды, поведение добродетельных (sadacara) и «внутреннее согласие» души с предписаниями (atmatusti). Термин «Д.» исключительно многозначен в пал. лит-ре. Буддхагхоса в комментариях к «Дигха-никае» (1.99) и «Дхаммападе» (1.22) включает в значение термина собрание буддийских текстов, космический закон, доброе поведение и нравственную проповедь.
В канонических текстах Д. означает и правду, и знание, и мораль, и долг. Д. — одно из «трех сокровищ» (tiratna) буддизма, наряду с самим Буддой и общиной, и соответствует здесь буддийскому учению как таковому. Одновременно Д. соответствует и сокровенной части буддийского учения начиная с формулы зависимого происхождения состояний индивида (патиччасамуппада). Д. — это материал основного собрания Палийского канона «Сутта-питаки», но правила «Патимокхи», содержащие предписания монахам, также именуются дхаммы (во мн.ч.). Д. составляют «четыре благородные истины», представлявшие предмет первой проповеди Будды: о страдании, о его происхождении, о его преодолении и о пути, ведущем к последнему, но в то же время дхаммы — это «атомы» динамического бытия, мгновенные точечные энергии буддийского мироздания. Д. соответствует и всему практическому аспекту буддийского учения, в нее включаются должное поведение (см. Шила), мудрость (раппа) и медитация (jhana).
В собственно этическом аспекте в пал. текстах различаются дхаммы и адхаммы — благое и неблагое, к-рые можно интерпретировать как моральные и, соответственно, аморальные опыты или ситуации, тогда как дхамма и адхамма (в ед.ч.) описывают праведность и неправедность в целом («Тхерагатха», ст. 30).
В связи с этим сказано, что благое (дхамма) и неблагое (адхамма) «не одинакового плодоношения. Неблагое ведет в ад, а благое — на небо» (там же, ст. 304). Среди философских школ, занимавшихся проблемами Д., следует выделить мимансу. Во второй сутре Джаймини понятие Д. уточняется: «Дхарма — это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием» (1.1.2).
В дальнейших начальных сутрах исследуется определение Д., выясняется, что восприятие не может фиксировать указанного ее специфического признака, но здесь компетентно только авторитетное наставление (1.1.3—5). Комментатор сутр Шабарасвамин уточняет, что Д. как объект, определяемый через специфическую связь с предписанием, способствует благу индивида. Точнее, то, что ведет к благу, и называется Д. (того, кто приносит жертвы, действуя, т.о., в соответствии с предписанием, называют «дхармика»). Проблема познания Д. занимает важное место в дальнейших текстах мимансы, равно как и систем, полемизировавших с ней.
В школе вайшешики Д. определяется как то, благодаря чему осуществляется «преуспеяние» (см. Абхъюдая) и высшее благо (см. Нихшреяса). Концепция Д. в вайшешике излагается в «Падартхадхармасанграхе» Прашастапады. Д. — то, что способствует достижению счастья и «освобождения», то, что является сверхчувственным, и то, средства осуществления чего зависят от принадлежности человека к варне и ашраме. Среди же общих средств реализации Д. названы вера в нее, невреждение, благожелательность, правдивость, нестяжательность, бесстрастие, чистота намерений, бсзгневие, священные омовения, использование «очистительных» веществ, преданность божеству, пост и выполнение своего долга.
В «Ньяя-бхашье» Ватсьяяны рассматриваются онтологические аспекты интересующего нас понятия. Индивид, живя в теле, совершает те или иные поступки, и результаты этих поступков реализуются в произведенной Д. и, соответственно, адхарме. И та, и другая причинно обусловлены и потому ограниченны (1.1.22). Джаянта Бхатта, автор «Ньяяманджари», полемизирует с тезисом мимансы относительно того, что восприятие не может быть источником знания о Д. Йогическое восприятие может быть таковым источником - вопреки мнению ведущего мимансака Кумарилы Бхатты, к-рый, по мнению Джаянты, совершает логическую ошибку, отрицая этот вид восприятия как таковой и вместе с тем используя данное понятие в силлогизме, демонстрирующем невоспринимаемость Д. Но если коты могут видеть в темноте, то почему же риши не могут видеть Д.?!
В «Ньяясаре» Бхасарваджни страдание является результатом «сотрудничества» незнания, желания, Д. и адхармы, ибо первое противоположно самопознанию, второе является причиной будущей жизни, а третья и четвертая причинами счастья и несчастья.
В «Санкхья-карике» Ишваракришны Д. и адхарма считаются диспозициями сознания, преобладающими в менталитете в зависимости от того, преобладает ли в нем гуна саттва (начало легкости и просветленности) или гуна тамас (начало тяжести и препятствия): в зависимости от этого индивид прогрессирует или деградирует на шкале перевоплощений (ст. 23, 44). К проблеме Д. обратились и философы-грамматисты. Так, Бхартрихари в толковании к «Великому комментарию» Патанджали утверждает, что когда речь очищается посредством грамматически правильных форм и все «затемнение» в виде навыка к некорректным формам устраняется, Д. результирует как «заслуга», дающая возможность достичь и ощутить преуспеяние (абхъюдая). Концепция Д. у Шанкары представлена преимущественно в его основном труде — комментарии к «Брахма-сутрам», вводные части к-рого содержат полемику с учением о Д. мимансы. Осмысляя первую сутру веданты - «Потому теперь изыскание на предмет Брахмана», Шанкара видит в «теперь» указание на то, что данное изыскание должно осуществляться непосредственно после изучения Веды, а не Д. (как полагают мимансаки), поскольку изучение Д. и предмета веданты различаются не только сами по себе, но и по своим результатам. Постижение Д. имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; Д. есть нечто, осуществляемое в будущем, но не вечноприсутствующее, как Брахман; предписания по Д. инструктируют человека, чтобы побудить его предпринять определенные действия с целью получения определенных результатов, тогда как тексты, посвященные познанию Брахмана, наставляют без предписаний, ибо результаты сами собой следуют после их должного изучения (1.1.1).
В комментарии к следующей сутре вновь подчеркивается, что Д. зависит от человеческих усилий и, т.о., включает предписания, запреты, правила, исключения и т.д., тогда как «реализация» того, что существует всегда, не зависит от человеческих усилий (1.1.2). Познание Д. гносеологически отлично от познания сущего: оно ориентировано на истину относительно долженствования, а не факта. Важный момент акцентируется в комментарии Шанкары к «Бхагавадгите» (XVII 1.48): в стихе утверждается, что никто не должен оставлять «свою Д.», но это относится к тем, кто еще не достиг познания Брахмана - для того же, кто достиг его, можно оставить все действия (как уже не актуальные), в т.ч. «свою Д.». Следовательно, предписания Д. в связи с варново-ашрамными различиями релятивизируются в связи с различиями в уровне знания. Понятие Д. подвергается трансформации и модернизации в неоиндуизме, что легко проследить в новых интерпретациях «Бхагавадгиты». Так, Б.Ч.Чаттерджи в книге «Начала религии» (1888), интерпретируя Д. как религию, распространяет это понятие также на христиан, буддистов, мусульман.
С другой стороны, он, под влиянием фр. позитивизма, отождествляет религию (как Д.) с «человечностью» как таковой.
В «Эссе о «Гите»» Ауробиндо Гхоша (1921) принципы свадхармы интерпретируются как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не может апеллировать к современному человеку). Д. соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в индуизме). Для Махатмы Ганди свадхарма — его собственный принцип свадеши, согласно к-рому человек должен служить прежде всего своему «ближайшему окружению» — своей провинции, стране, использовать региональную продукцию и т.д. Ученик Ганди Виноба Бхаве полагает, что Д. человека сегодня не такова, как десять лет назад, а через новые десять лет также существенно изменится, ибо зависит от «психологической диспозиции», характера. Д. понимается как существенное свойство не только индивида, но и всего человечества (люди не могут жить на солнце, даже любя его, потому что это противоречит их Д.). Психологизация Д., не имеющая ничего общего с ее пониманием в традиционном индуизме, имеет целью адаптацию важнейшего понятия др.-инд. мысли к современному менталитету, но представляет собой очевидную подмену понятий. Лит.: Buitenen J.A.B. van. Dharma and Moksa // Philosophy East and West, 1957. Vol. 7. № 1- 2. P. 33-40; Carter J. R. Dhamma. Western Academic and Sinhalese Buddhist Interpretations. A Study of a Religious Concept. Tokyo Hokuseido Press; San Francisco, Ca: Heian International Pub. Co., 1978; Hacker P. Dharma in Hinduismus// Hacker P. KJeine Schriften. Wiesbaden Steiner. 1978. S. 49-509; Hacker P. The Concept of Dharma in Neo-Hinduism // Philology and Confrontation. Paul Hacker on Traditional and Modern \fedanta/ Ed. by WHalbfass. Albany, NY: State University of New York Press, 1995. P. 257-273; Jngalls D. Dharma and Moksa // Id. P. 41-48; Kalupahana D.J. Dhamma (1) //Encyclopedia of Buddhism. \fol. 4. Fasc. 3. Gangodavila, Nugegoda: Govt, of Ceylon, 1988. P. 438-453. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
697.34 кб

Метафизика размера (Чтение «Раздела размера» из «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады с комментари

B. Г. Лысенко
Читать PDF
1.92 мб

Некоторые замечания о понятии «Дхарма» как метанарративе буддийской философской мысли

Кораблин Денис Александрович
В статье вслед за представителями Московско-Тартуской семиотической школы А.М. Пятигорским и Л. Э. Мяллем автором рассматривается понятие буддийского философского термина дхарма в свете семиотической методологии.
Читать PDF
339.62 кб

Эволюция принципов классификации дхарм в буддийской философии

Бурмистров Сергей Леонидович
Развитие представлений о классификации элементарных психофизических состояний (dharma) в буддийской философии определялось фундаментальной целью буддийских религиозных практик обретением просветления.
Читать PDF
490.99 кб

Дхармакирти. «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»). Глава 1. Прать

Лысенко Виктория Георгиевна
Предисловие, перевод, примечания В.Г. Лысенко
Читать PDF
422.14 кб

«Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика»

Лысенко Виктория Георгиевна
Читать PDF
535.34 кб

Дхармический национализм

Смирнов Максим Георгиевич
Читать PDF
786.39 кб

Восприятие и язык в адвайта-веданте. Исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи

Лысенко Виктория Георгиевна
Публикация перевода с санскрита (первого на русском языке) и статья-исследование санскритского текста XVII в.
Читать PDF
485.31 кб

О значении дхармы «Мада» в онтологической системе Абхидхармакоши

Бережной Сергей Борисович
Статья посвящена истолкованию понятия «мада-дхарма», которое, по мнению автора, играет ключевую роль в онтологической системе трактата «Абхидхармакоша» великого буддийского мыслителя Васубандху (IVV вв. н. э.).
Читать PDF
222.71 кб

Христианская этика любви и индуистская этика дхармы: сравнительный анализ

Павенков Олег Владимирович
Статья посвящена сравнительному анализу двух этических систем: индуистской этики дхармы и христианской этики любви.

Похожие термины:

  • АДБХУТА ДХАРМА

    Санскр.) "Закон" явлений, никогда ранее неслыханных. Группа буддийских сочинений о чудесных или феноменальных происшествиях.
  • ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА

            закон периодов жизни, согласно к-рому человек, принадлежащий к одной из 3 высших варн (брахман, кшатрий, вайшья), должен вести сначала жизнь ученика (брахмачарин), потом вступить в брачную жи
  • ДХАРМА , ДХАММА

    санскр. и пали - термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий и религ.-филос. учений Индии
  • МАНАВА ДХАРМА ШАСТРА

    есть древний свод законов Ману.
  • ДХАРМА-ШАСТРЫ

            санскр. сочинения, посвящ. изложению осн. заповедей индуизма, правильного поведения — дхармы. В широком смысле к Д. причисляют и ведийские учебники дхармы — дхармасутры. В узком смысле под
  • ДХАРМА-СУТРЫ

            др.-инд. тексты, принадлежащие литературе о дхарме (см. ДХАРМА-ШАСТРЫ). Посвящены изложению повседневных религ. обязанностей (дхармы) "дваждырожденного" (прежде всего брахмана), зависящих от
  • ДХАРМА-ЧАКРА

    (санскр. dharma-cakra, тиб. chos kyikhor lo, Колесо Закона) — символ Учения Будды, его первой проповеди и распространения буддизма. Колесо с коленопреклоненными по обеим сторонам ланями на фронтонах буддийских
  • ДХАРМА ДАРМА

    Закон. Долг. Мораль. Обязанность. Предназначение. Сущность. В «Ригведе» термин «дхарма» упоминается в связи с представлением о мировом порядке (рита). В «Махабхарате» дхарму сравнивают с лодкой, пе
  • ДХАРМА-ДХАТУ

    (санскр. dharma-dha–tu, тиб. chos kyi dbyings, основа Закона, сущего) — в раннем буддизме и в тхераваде термин означает одну из восемнадцати основ сознания, под которой понимались дхармо-частицы. В Махаяне Д.-д. п
  • ДХАРМА-КАЙЯ

    (санскр. dharma-ka–ya, тиб. chos kyi sku, Тело Закона, Истины, Абсолюта) — кардинальное понятие Махаяны и Ваджраяны, обозначающее абсолютную реальность, высшее состояние сознания будд (буддхатва). Впервые пон
  • ДХАРМА-ЧАКРА-ПРАВАРТАНА-СУТРА

    (санскр. dharma-cakra-pravartanasutra, пали dhamma-cakka-pavattana-sutta, тиб. chos kyikhor lo rab tu bskor baI mdo, Сутра о повороте Колеса Закона) — текст, существующий в нескольких версиях на каждом из основных языков древнего буддизма (па
  • ДХАРМА-РАДЖА

    (санскр. dharma-ra–jan, тиб. chos kyi rgyal po, Царь Закона) — эпитет Будды и в некоторых контекстах — Ямы («Владыки смерти»). Этим званием наделялись цари-покровители буддизма, среди которых тибетские цари Сонг
  • ДХАРМАГУПТАКА

    санскр., в будд. традиции «те, к-рые защищают дхарму», дхармагупта - «те, к-рых защищает дхарма») — подшкола махищасаки, возникшая в результате раскола материнской школы ок. 210 до н. э. Причиной раскол
  • Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана

    короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха-дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра -паддхати» — комментарий из «Пратимокшасутру» сарвастивадинов и др. В своих соч. А
  • ДХАРМАКАЯ

    санскр.) —одно из 3-х (наряду с «телом блаженства» и «феноменальным») тел Будды — космическое; Будда как онтологич. категория (См. Трикая}. Н. А. Канаева
  • ДХАРМАКИРТИ

    ок. 600–660 н.э.), буддийский философ из южной Индии, автор интересных трактатов о восприятии, познании и эпистемологии, написанных в традициях Дигнаги (ок. 480–540).
  • ДХАРМАПАЛА

    Божество, защищающее буддийское учение в целом и каждого буддиста в отдельности.
  • ДХАРМАПАЛА 1

    (санскр. dharma-pa–la, тиб. chos skyong, страж Закона) — в буддийской мифологии имя класса богов-защитников Закона. В раннем буддизме их насчитывалось четыре, в буддийских монастырях они охраняли врата с четы
  • ДХАРМАПАЛА 2

    имя индо-буддийского мыслителя школы йогачара VI– VII вв., последователя Дигнаги и учителя Дхармакирти. Ему принадлежит определённый вклад в буддийскую теорию познания. Он полагал реальным лишь суб
  • ДХАРМАПАЛА Анагарика

    (1864–1933) — религиозный деятель, идеолог и организатор возрождения буддизма в Индии, национальный герой Шри-Ланки (с 60-х гг. ХХ в. учреждён государственный праздник в его честь). Родился в Коломбо (сто