ДЕЗАМИ ТЕОДОР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕЗАМИ Теодор
1803-1850) - представитель франц. утопич. коммунизма. В философии разделял взгляды фр. материалистов 18 в., выступал убежденным противником религии. Резко критиковал учение Кабе об осуществлении коммунизма мирн. путем и идеи «христ. Социализма Ламенне.

Источник: Атеистический словарь

Дезами Теодор
 (1803—50) — представитель фр. утопического коммунизма, участник тайных революционных об-в («Общество времен года», «Центральное республиканское общество» и др.). В революции 1848 активно отстаивал требования рабочих. В своей утопической теории Д. был последователем Морелли, Бабефа и Фурье, выступал против «мирного» коммунизма Кабе и «христианского социализма» Ламенне. По своим философским взглядам Д. был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция. Маркс высоко оцепил учение Д., как «реальный гуманизм» и как «логическую основу коммунизма». Осн. произведение Д. — «Кодекс общности» (1842).

Источник: Философский словарь. 1963

ДЕЗАМИ Теодор
(1803, Люсон, Вандея – 1850, там же) – социалист, сторонник революционного перехода к совершенному общественному состоянию. Изучал медицину, философию, право, был школьным учителем. Состоял членом революционной организации «Общество времен года», в 1839– 1840 выпускал собственное периодическое издание «Egalitaire». Принимал деятельное участие в буржуазной революции 1848: входил в состав различных революционных клубов, на страницах периодической печати пропагандировал красное знамя как символ революции, требовал всеобщего, прямого и равного голосования, неограниченной свободы слова и печати, немедленного и всеобщего вооружения всего народа, отмены заработной платы и создания для нуждающихся «банка труда». В философском плане утверждал существование во Вселенной только одного начала, одновременно активного и пассивного, телесного и духовного; это начало – материя, содержащая в себе источник любой деятельности и движения, притяжения, разумения, гармонии и способности к совершенствованию. Философия должна вести человека к счастью, к установлению гармонии страстей. В главных своих произведениях «Кодекс общности» (1842) и «Организация всеобщей свободы и благополучия» (1846) Д. развивает учение о будущем обществе в духе традиций утопического социализма и коммунизма XVIII в., а также выступает продолжателем революционных идей Г. Бабёфа. «Власть сосредоточивает богатства и просвещение в немногих руках, которые выпустят ее, только уступая силе социальной организации народа», – писал он (Кодекс общности. М.; Л., 1956. С. 414). Идеям «христианского социализма» и демократического преобразования общества Д. противопоставлял свою убежденность в необходимости насильственного слома старого общественного строя, полагая, что от подлинного революционера требуется лишь одно – упорное сопротивление злу. Главная сила, творящая революцию, – это народ, и хотя он пока усыплен рабством, его сон – это сон льва. Коммунистическому обществу будет чуждо насилие, однако в начальный период революционная диктатура неизбежна.
Соч.: Organisation de la liberté et du bien-être universel. P., 1846. Лит.: Garaudy, R. Les sources françaises du socialisme scientifique. P., 1949. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ДЕЗАМИ ТЕОДОР

(1803–50) – представитель франц. "народного коммунизма" 40-х гг. XIX в. Получил многостороннее образование (медицина, философия, право). В 30-х гг. Д. примкнул к революц. тайному "Обществу времен года", вдохновлявшемуся идеями Бланки. В 1839 основал ежемесячник "L´?galitaire, journal de l´organisation sociale", a в дальнейшем принимал участие в др. революц. журналах, издавал газету "Les droits de l´homme. Tribune des prol?taires", 1848; в утопич. форме пропагандировал коммунистич. идеи, выступая против Блана, Бюше, Ламенне и др. Д. ратовал за объединение всех коммунистич. сил и за приобщение рабочих к коммунистич. движению; он принял участие в революции 1848, выдвигая политич. и социальные задачи, соответствующие интересам рабочего класса. По своему мировоззрению Д. – материалист и атеист, продолжатель просветительской философии 18 в., учений Бабефа и Фурье, под воздействием к-рых выдвигал идею о счастье как предназначении человека. Д. требовал осуществления гармонии страстей, достижимой в "солидарной ассоциации", где сочетаются личные и обществ. интересы, в свободном коллективном труде на общее благо. В своем гл. соч. "Кодекс общности" ("Code de la communaut?", 1842) Д. уделил большое внимание вопросам организации и планирования произ-ва в будущем обществе; отстаивал коммунистич. принцип распределения благ в этом обществе, обеспечивающем изобилие для всех; признал пролетариат, в к-рый он включал также трудящуюся интеллигенцию и сельскую бедноту, носителем коммунистич. будущего; утверждал необходимость революц. "диктатуры принципов" (но не "диктатуры лиц") в переходный период. Вместе с тем Д. надеялся, что "последняя революция" будет бескровной и произойдет силой убеждения. Маркс и Энгельс, сравнивая Д. с предшественниками, относили Д. к тем "более научным французским коммунистам", к-рые развивали "учение м а т е р и а л и з м а как учение реального гуманизма и как л о г и ч е с к у ю основу к о м м у н и з м а" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм Д. оставался, наряду с коммунизмом Кабе и Вейтлинга, "догматической абстракцией" (там же, т. 1, с. 379). Соч.: Discours sur l´?galit?, P., 1840; Toute la v?rit? au peuple, P., 1842; Le j?suitisme vaincu et an?anti par le socialisme, P., 1845; Organisation de la libert? et du bien-?tre universel, P., 1846. Лит.: Зайдель Г. С., Теодор Дезами, "Под знаменем марксизма", 1924, No 1, 3; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 569–80; Волгин В. П., Идеи социализма и коммунизма во французских тайных обществах 1835–1847 годов, "Вопр. истории"; 1949, No 3; Morange G., Les id?es communistes dans les soci?t?s secr?tes et dans la presse sous la monarchie de Juillet, P., 1905; Kahane ?., Th?odore Dezamy. Leben und Theorie, Giessen, 1922 (Diss.); Garaudy R.,Le communisme mat?rialiste en France avant 1848. Un pr?curseur: Th?odore Dezamy, "La Pens?e", 1948, No 18. И. Зильберфарб. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.