ДЕЗАМИ ТЕОДОР
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
Соч.: Organisation de la liberté et du bien-être universel. P., 1846. Лит.: Garaudy, R. Les sources françaises du socialisme scientifique. P., 1949. M.M. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
(1803–50) – представитель франц. "народного коммунизма" 40-х гг. XIX в. Получил многостороннее образование (медицина, философия, право). В 30-х гг. Д. примкнул к революц. тайному "Обществу времен года", вдохновлявшемуся идеями Бланки. В 1839 основал ежемесячник "L´?galitaire, journal de l´organisation sociale", a в дальнейшем принимал участие в др. революц. журналах, издавал газету "Les droits de l´homme. Tribune des prol?taires", 1848; в утопич. форме пропагандировал коммунистич. идеи, выступая против Блана, Бюше, Ламенне и др. Д. ратовал за объединение всех коммунистич. сил и за приобщение рабочих к коммунистич. движению; он принял участие в революции 1848, выдвигая политич. и социальные задачи, соответствующие интересам рабочего класса. По своему мировоззрению Д. – материалист и атеист, продолжатель просветительской философии 18 в., учений Бабефа и Фурье, под воздействием к-рых выдвигал идею о счастье как предназначении человека. Д. требовал осуществления гармонии страстей, достижимой в "солидарной ассоциации", где сочетаются личные и обществ. интересы, в свободном коллективном труде на общее благо. В своем гл. соч. "Кодекс общности" ("Code de la communaut?", 1842) Д. уделил большое внимание вопросам организации и планирования произ-ва в будущем обществе; отстаивал коммунистич. принцип распределения благ в этом обществе, обеспечивающем изобилие для всех; признал пролетариат, в к-рый он включал также трудящуюся интеллигенцию и сельскую бедноту, носителем коммунистич. будущего; утверждал необходимость революц. "диктатуры принципов" (но не "диктатуры лиц") в переходный период. Вместе с тем Д. надеялся, что "последняя революция" будет бескровной и произойдет силой убеждения. Маркс и Энгельс, сравнивая Д. с предшественниками, относили Д. к тем "более научным французским коммунистам", к-рые развивали "учение м а т е р и а л и з м а как учение реального гуманизма и как л о г и ч е с к у ю основу к о м м у н и з м а" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм Д. оставался, наряду с коммунизмом Кабе и Вейтлинга, "догматической абстракцией" (там же, т. 1, с. 379). Соч.: Discours sur l´?galit?, P., 1840; Toute la v?rit? au peuple, P., 1842; Le j?suitisme vaincu et an?anti par le socialisme, P., 1845; Organisation de la libert? et du bien-?tre universel, P., 1846. Лит.: Зайдель Г. С., Теодор Дезами, "Под знаменем марксизма", 1924, No 1, 3; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 569–80; Волгин В. П., Идеи социализма и коммунизма во французских тайных обществах 1835–1847 годов, "Вопр. истории"; 1949, No 3; Morange G., Les id?es communistes dans les soci?t?s secr?tes et dans la presse sous la monarchie de Juillet, P., 1905; Kahane ?., Th?odore Dezamy. Leben und Theorie, Giessen, 1922 (Diss.); Garaudy R.,Le communisme mat?rialiste en France avant 1848. Un pr?curseur: Th?odore Dezamy, "La Pens?e", 1948, No 18. И. Зильберфарб. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.