ДЕТСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Детство
Самый ранний возраст; годы, отделяющие рождение от подросткового периода или периода полового созревания. Возраст самой большой хрупкости (ребенок практически беззащитен против зла и несчастья) и самых больших обещаний. Вот почему так велики наши обязанности по отношению к детям (обязанность защищать, уважать и воспитывать их), и вот почему мы не имеем на них никаких прав. «Они слабы божественной слабостью», – писал Ален. Детство, не способное ни наказывать, ни вознаграждать, обладает абсолютной властью. Царственное дитя есть карикатура на самого себя: если оно принимается править, оно теряет возможность царствовать.
Дети стремятся стать взрослыми. Наш долг – помочь им в этом, а чтобы его исполнить, мы сами должны расти. Это – единственный способ сохранить верность тому ребенку, каким мы были когда‑то и каким остаемся всегда. «Мы толкаем свое детство вперед, – как сказал тот же Ален, – ибо это – наше реальное будущее».

Источник: Философский словарь.

ДЕТСТВО
период человеческой жизни от рождения до подросткового периода (который начинается между 15 и 18 годами, в зависимости от пола и условий жизни). Психология детства возникла в прошлом веке и связана с именем Прейера (1841-1897), она развивалась Пиаже (1896), Валлоном (1879-1962) и особенно американским психологом. Геселлом (1880-1961). Две фундаментальные идеи, которые можно здесь вычленить, таковы: 1) между ребенком и взрослым человеком не количественная, а качественная разница; мир ребенка — это вовсе не мир взрослого в миниатюре; ребенок — это не тот человек, которому просто не хватает знания/Различие будет качественным, ведь ребенок рассуждает и чувствует иначе, чем взрослый; 2) биологическое развитие ребенка тесным образом связано с его социальным развитием (это основополагающая идея Валлона), Самые детальные научные исследования ребенка, исследующие каждый шаг при его переходе из состояния младенчества в подростковый период, принадлежат Геселлу. Он использует три оригинальных метода анализа: «бэби-тес-ты» (отличающиеся от написанных тестов и от психометрии, приложимой лишь к взрослому), кинематографический анализ (ребенок снимается на пленку через зеркало без амальгамы), наконец, метод близнецов (который позволяет отделить наследственность от влияния среды). Можно прочесть трилогию Геселла: «Младенчество», «От 5 до 10 лет», «Подростковый период». В развитии личности ребенка Фрейд выделил три основные стадии: 1) оральная стадия, длящаяся с момента рождения до второго года жизни, когда все удовольствия («вся аффективность») сконцентрированы вокруг «удовольствия рта» — сосания; 2) анальная стадия, от второго до четвертого года, когда ребенок учится быть чистоплотным, когда он испытывает интерес к своим экскрементам и удовольствие, когда их трогает, Проявляет признаки наваждения и разрушительных импульсов ненависти, что и позволило Фрейду говорить об этой стадии как о «садистски анальной» («этот возраст безжалостен»); 3) фаллическая стадия (или «детски-генитальная»), которая длится от 3-4 до 6-7 лет, и когда зона преимущественного возбуждения перемещается на генитальные органы, одновременно с развитием чувств любви и ревности, характерных для Эдипова комплекса. Именно в возрасте трех лет ребенок начинает сознавать себя как личность, тогда начинается ритм столкновений с другими и замыкания в самом себе. К 4-5 годам наступает стадия благосклонности; если ее не хватает, ебенок начинает действовать методом агрессии, чтобы снова стать спокойным к 6-7 годам. С семи лет ребенок входит в период «скрытности»: с 7 до 12 лет он становится маленьким техником (возраст Меккано, игр, битв). К 12-14 годам начинается половое созревание; переход от стадии товарища к стадии друга. Наконец, наступает подростковый период, для которого характерны сосредоточенность на самом себе и столкновения с родителями. С точки зрения развития интеллекта: 1) от 0 до 10 месяцев ребенок достигает интеллекта обезьяны «макаки»; он способен только на рефлексы и привычки; 2) от 10 до 12 месяцев отмечают то, что Болдуин назвал «циркулярной реакцией»: ребенок по сотне раз роняет свою погремушку; так он начинает осознавать падение и учится управлять своими двигательными функциями, своими членами; 3) к 12-13 месяцам появляется «отложенная реакция»: ребенок способен захотеть пирожное, которое он не видит и которое находится в коробке; 4) разум развивается затем вместе с прогрессированием языка. См. Возраст, Менталитет.

Источник: Философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
290.16 кб

Материнство и детство в русской культуре

Удалых Е. Ю.
В статье рассматриваются особенности восприятия детства в традиционной отечественной культуре, в культуре советского периода и в современности. Показываются существенные отличия отношения к детству.
Читать PDF
19.67 кб

Детство как событие личной истории

Мамычева Диана Ивановна
В статье излагается взгляд на детство как на значение, смысл, извлекаемый посредством всей личностной истории.
Читать PDF
261.47 кб

Детство и массовая культура (обзор международной конференции)

Султанов Константин Викторович, Романенко Инна Борисовна
Читать PDF
312.17 кб

Феномен «Детство» в образно-концептуальном сопровождении сказки

Мулляр Лилия Анатольевна
В статье рассматривается феномен «детство»: самобытный и многомерный hronotopos «врастания» Индивидности в Социальность и «развертывания» Индивидности в Социальности.
Читать PDF
379.90 кб

Детство О. П. Флоренского как источник формирования мировоззрения философа

Митина Любовь Сергеевна
В статье рассматривается вопрос о значении детства в формировании мировоззрения философа, богослова, ученого и искусствоведа П.А. Флоренского, разъясняется роль Кавказа как прообраза горнего и дольнего миров.
Читать PDF
120.65 кб

Детство как объект биоэтики

Магомедова Аида Насрутдиновна, Харченко Леонид Николаевич
В статье на основе анализа данных о положении детей в государстве и выявленных противоречий в государственной политике по отношению к детству, обосновывается авторская позиция рассматривать детство как объект биоэтики.
Читать PDF
119.64 кб

Детство в философии возраста

Лишаев Сергей Александрович
В статье рассматривается детство как предмет философии возраста. Анализируется место детства и детских возрастов в возрастной периодизации.
Читать PDF
2.19 мб

Детство в китайской философии. Китайские философские теории о развитии человека

Тютрина Вероника Валентиновна
В Китае главной задачей живых являлась забота об ублаготворении мертвых.
Читать PDF
920.38 кб

Детство в контексте античной и современной культуры: политическое и социальное детство

Богдан Данил Тагирович
В данной статье рассматривается феномен несуществующего детства в античной и исчезающего детства в современной культурах. Отдельно рассматриваются политические воззрения Платона как образец «детского» политического мышления.
Читать PDF
607.89 кб

ДЕТСТВО НАУКИ ПРОШЛО БЕЗВОЗВРАТНО

Касавин Илья Теодорович
Критическому анализу подвергается тезис о том, что наука через свои технические приложения дала человечеству лишь удовлетворение биологических потребностей, а культуротворческую функцию выполняют религия и мораль.
Читать PDF
396.22 кб

Философские и естественно-научные основания феномена детства в рамках биогенетической концепции разв

Ганина Светлана Александровна
Поднимаются вопросы формирования феномена детства в русской культуре первой трети XX в. в рамках биогенетической концепции развития личности, которая явилась отечественным аналогом осмысления науки о детстве педологии.
Читать PDF
267.29 кб

Феномен детства в русской культуре XIX В. : становление философии образования

Ганина Светлана Александровна
Статья посвящена становлению парадигмы детства в русской культуре XIX в. на примере взаимовлияния и взаимопроникновения философско-эстетического и музыкально-педагогического осмысления детства.
Читать PDF
453.95 кб

Онтология и метафизика детства: павел Флоренский и виктор Пелевин (исследовательский этюд)

И. В. Голубович
Читать PDF
0.00 байт

96. 03. 020. Мэтьюс Г. Б. Философия детства. Matthews G. В. The philosophy of chilhood - Cambridge (

Сокулер З. А.
Читать PDF
0.00 байт

Возможность как категория философии детства

Дуденкова Ирина Васильевна
В статье предпринимается усилие отстранения от традиционной философской педагогической традиции, которая рассматривает детство в качестве поля для воспитательных и образовательных практик, приводящих от несовершенного к совершенно