ДетинецДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ

Найдено 2 определения термина ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

«ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ»

произв. В. И. Ленина, посвященное теоретич. обоснованию стратегии и тактики междунар. коммунистич. движения. Написанная в апреле - мае 1920, работа вышла в свет в июне, перед открытием II конгресса Коминтерна, и имела историч. значение для формирования коммунистич. партий всех стран, для ознакомления их с богатейшим политич. опытом рус. коммунистов, для выработки интернац. коммунистич. тактики.

«Детской болезнью „левизны"» Ленин назвал тактич. линию той части членов молодых коммунистич. партий Запада, к-рая, не имея достаточно политич. опыта, недооценивала работу с массами, не понимала значения партии пролетариата в политич. борьбе, отвергала всякие компромиссы, отрицала междунар. значение большевизма.

В работе Ленина обобщен опыт Коммунистич. партии как в период борьбы за диктатуру пролетариата, так и в первые годы после революции. Ленин показал, что богатейший опыт рус. марксистов имеет не только национальное, но и междунар. значение: «...русский образец показывает всем странам коечто, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего» (ПСС, т. 41, с. 4).

Ленин вскрыл реакционность сектантской тактики, показал, что «левый коммунизм есть проявление „мелкобуржуазной революционности"», с к-рым надо решительно бороться, не прекращая борьбы с осн. врагом внутри рабочего движения - правым оппортунизмом. Такая борьба - важная часть политич. опыта партии большевиков.

Анализируя этот историч. опыт, Ленин показал, благодаря каким особенностям тактики партия большевиков смогла сплотить вокруг себя массы в борьбе за победу социалистич. революции. Одно из осн. условий успеха большевиков Ленин видел в сознательной, твердой, революц. дисциплине, без к-рой партия не может объединить пролет. авангард, увлечь за собой массы трудящихся.

Ленин учил, что коммунисты могут стать партией в подлинном смысле слова лишь в том случае, если они тесно связаны с массами и пользуются их поддержкой. Для этого есть только один путь - убедить массы в том, что партия правильно выражает и защищает их интересы, убедить не словами, а делами, своей политикой, инициативой. Ленин показал, что коммунисты должны работать в любых массовых орг-циях, в любых, даже реакционных, профсоюзах, ибо именно профсоюзы должны стать той школой, где пролетариат готовится к осуществлению своей диктатуры, учится управлению х-вом страны, учится коммунизму. «Ибо вся задача коммунистов - уметь убедить отсталых, уметь работать среди них, а не отгораживаться от них выдуманными ребячески"левыми" лозунгами» (там же, с. 38). Пролетариат должен быть представлен в бурж. парламенте депутатами своей партии, к-рой следует сочетать нелегальную борьбу с легальной деятельностью. Партия пролетариата, указывал Ленин, не может обойтись без компромиссов. Используя противоречия между различными группами буржуазии, она должна искать (и уметь находить) подходящие формы для облегчающих ее борьбу компромиссов, оставляя всегда за собой свободу критики своего врем. союзника.

Ленин подчеркивал, что в борьбе с оппортунизмом и левым доктринерством коммунисты должны овладеть всеми формами политич. борьбы, научиться быть максимально гибкими в своей тактике, строить ее не только на революц. настроении, но и «...на трезвом, строго объективном учете всех классовых сил данного государства (и окружающих его государств, и всех государств, в мировом масштабе), а также на учете опыта революционных движений» (там же, с. 47). Ленин писал, что коммунистич. партия становится непобедимой тогда, когда она не замазывает ошибок и недостатков своей работы, а умеет вовремя исправить их.

В работе Ленина дан глубокий анализ осн. этапов истории большевизма, раскрыта историч. роль марксизма в рус. революц. движении, показано, почему именно в России марксизм получил свое дальнейшее развитие.

«Д. б. „л." в к.» является образцом творч. подхода к марксистской теории. Ленин писал, что правильная революц. теория «...не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения» (там же, с. 7). Критикуя догматизм как идейную основу сектантства, Ленин видел важнейшую задачу коммунистов в том, чтобы «...уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать» (там же, с. 74).

Рассматривая важнейшие положения марксистской теории, Ленин развил дальше учение о революции, дал углубленную трактовку понятия диктатуры пролетариата.

Ленин определил значение коммунистич. партии как «высшей формы классового объединения пролетариев» в борьбе против эксплуататоров, показал те «приводные ремни» (профсоюзы, Советы и т. п.), с помощью к-рых она осуществляет свою руководящую роль. Обобщая историч. опыт революц. борьбы, Ленин сформулировал осн. закон революции: «...для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому» (там же, с. 69).

Работа Ленина является образцом использования законов и категорий материалистич. диалектики в анализе исторически сложившихся условий и форм классовой борьбы. Критикуя гносеологич. корни оппортунизма и сектантства, Ленин специально остановился на связи формы и содержания. Догматизму левых сектантов Ленин противопоставил диалектич. подход, конкретный анализ политич. ситуации. «...Всякую истину, если ее сделать „чрезмерной" (как говорил Дицгенотец), если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, с. 46). На ряде примеров Ленин раскрыл значение материалистич. диалектики для определения конкретных форм и методов политич. борьбы партии пролетариата.

Книга Ленина и в совр. условиях является идейным оружием мирового коммунистич. движения, дает ответ на мн. важнейшие вопросы современности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ "ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ"

выдающееся произведение В. И. Ленина, посвященное теоретич. обоснованию стратегии и тактики междунар. коммунистич. движения. Написанная в апреле – мае 1920 работа вышла в свет в июне – перед открытием II конгресса Коминтерна, и имела огромное значение для формирования коммунистич. партий всех стран, для ознакомления их с богатейшим политич. опытом русских коммунистов, для выработки интернац. коммунистич. тактики. "Детской болезнью „левизны“" Ленин назвал тактич. линию той части членов молодых коммунистич. партий Запада, к-рая, не имея достаточно политич. опыта, недооценивала работу с массами, не понимала значения партии пролетариата в политич. борьбе, отвергала всякие компромиссы, отрицала междунар. значение большевизма. Не учитывая объективных условий классовой борьбы, "левые" коммунисты отказывались от использования разнообразных ее форм, отказывались от работы в реакц. профсоюзах и бурж. парламенте; они не понимали сущности диктатуры пролетариата, подрывали единство пролетарских партий, неправильно понимали соотношение нар. масс, классов, партий и политич. руководителей, вождей. Работа Ленина обобщила опыт стратегии и тактики Коммунистической партии как в период борьбы за диктатуру пролетариата, так и в условиях диктатуры пролетариата и социалистич. строительства. Ленин показал, что богатейший опыт русских марксистов имеет не только национальное, но и международное значение: "...русский образец показывает в с е м странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего" (Соч., 4 изд., т. 31, с. 5–6). Ленин вскрыл реакционность сектантской тактики, показал, что "левый коммунизм есть проявление „мелкобуржуазной революцион-ности“", с к-рым надо решительно бороться, не прекращая борьбы с осн. врагом внутри рабочего движения – правым оппортунизмом. В этой борьбе коммунистич. партии обязательно должны использовать политич. опыт большевиков. Анализируя этот историч. опыт, Ленин показал, благодаря каким особенностям тактики партия большевиков смогла сплотить вокруг себя широкие трудящиеся массы в борьбе за победу социалистич. революции. Одно из осн. условий успеха большевиков Ленин видел в сознательной, твердой, революц. дисциплине, без к-рой партия не может объединить пролетарский авангард, увлечь за собой массы трудящихся. Ленин учил, что коммунисты могут стать партией в подлинном смысле слова лишь в том случае, если они тесно связаны с массами и пользуются их поддержкой. Можно сколько угодно провозглашать себя авангардом и тем не менее не стать им. Ведь партия не может заставить массы следовать за ней. Для этого есть только один путь – убедить массы в том, что партия правильно выражает и защищает их интересы, убедить не словами, а делами, своей политикой, инициативой. Ленин показал, что коммунисты должны работать в любых массовых орг-циях, в любых, даже реакционных, профсоюзах, ибо именно профсоюзы должны стать той школой, где пролетариат готовится к осуществлению своей диктатуры, учится управлению х-вом страны, учится коммунизму. "Ибо вся задача коммунистов – уметь у б е д и т ь отсталых, уметь работать с р е д и них, а не отгораживаться от них выдуманными ребячески-"левыми" лозунгами" (Соч., 4 изд., т. 31, с. 36). Ленин показал, что пролетариат должен быть представлен в бурж. парламенте депутатами своей партии, к-рая должна сочетать нелегальную борьбу с легальной деятельностью. Партия пролетариата, указывал Ленин, не может обойтись без компромиссов. Используя все и всякие противоречия между различными группами буржуазии, она должна искать (и уметь находить) подходящие формы для облегчающих ее борьбу компромиссов, оставляя всегда за собой свободу критики своего временного союзника. Ленин подчеркивал, что в борьбе с оппортунизмом и левым доктринерством коммунисты должны овладеть всеми формами политич. борьбы, научиться быть максимально гибкими в своей тактике, строить ее не только на революц. настроении, но и "на трезвом, строго объективном учете в с е х классовых сил данного государства (и окружающих его государств, и всех государств, в мировом масштабе), а также на учете опыта революционных движений" (там же, с. 45). Ленин писал, что коммунистич. партия становится непобедимой тогда, когда она не замазывает ошибок и недостатков своей работы, а умеет вовремя исправить их. В работе Ленина дан глубокий анализ осн. этапов истории большевизма, раскрыта историч. роль марксизма в рус. революц. движении, показано, почему именно в России марксистская теория получила свое дальнейшее развитие. "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" является образцом творч. подхода к марксистской теории; Ленин писал, что правильная революц. теория "не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения" (там же, с. 9). Критикуя догматизм как идейную основу сектантства, Ленин видел важнейшую задачу коммунистов в том, чтобы "уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому с в о е о б р а з и ю отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать" (там же с. 69–70). Рассматривая важнейшие положения марксистской теории, Ленин развил дальше учение о революции, дал углубленную трактовку понятия диктатуры пролетариата. Ленин определил значение коммунистич. партии как "высшей формы классового объединения пролетариев" в борьбе против эксплуататоров, показал те "приводные ремни" (профсоюзы, Советы и т.п.), с помощью к-рых она осуществляет свою руководящую роль. Обобщая историч. опыт революц. борьбы, Ленин сформулировал осн. закон революции: "... для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому" (там же, с. 65). Работа Ленина является образцом использования законов и категорий диалектики в анализе исторически сложившихся условий и форм классовой борьбы. Исходя из диалектич. соотношения отдельного и общего, Ленин выдвинул требование применения интернац. марксистской тактики с учетом особенностей данной страны, отыскания конкретных форм и путей перехода власти в руки пролетариата. Он критиковал гносеологич. корни оппортунизма и сектантства и в этой связи специально остановился на проблеме формы и содержания, показал диалектич. связь этих категорий. Догматизму левых сектантов Ленин противопоставил диалектич. подход, конкретный анализ политич. ситуации. "... Всякую истину, если ее сделать "чрезмерной" (как говорил Дицген-отец), если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (там же, с. 44). На ряде примеров Ленин раскрыл значение диалектики для определения конкретных форм и методов политической борьбы партии пролетариата. Уже в июле – ноябре 1920 книга была переведена на нем., франц. и англ. языки; в СССР она выходила отд. изд. 133 раза, на 50 языках, общим тиражом 4698 тыс. экз. (данные на 1 апр. 1958); вошла в 31-й том 4-го изд. Соч. В. И. Ленина. Гениальная книга Ленина и в наст. время является могучим идейным оружием мирового коммунистич. движения. Она дает ответ на многие важнейшие вопросы современности, учит как нужно завоевывать влияние среди широких масс, учит как обеспечить победу рабочего класса над буржуазией, капитализмом. Лит.: Сорокалетие выдающегося произведения творческого марксизма, журн. "Вопросы истории КПСС", 1960, No 3, с. 9–31. Н. Коликов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ — 0

Найдено книг по теме ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ — 0