ДЕССАУЭР ФридрихДЕССУАР Макс

ДЕССУАР

Найдено 2 определения термина ДЕССУАР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

ДЕССУАР

Dessoir), Макс (8 февр. 1867 – 19 июля 1947) – нем. эстетик и психолог. Последователь идеализма Дильтея. С 1897 – проф. Берлинского ун-та. Вместе с Утицем основал школу эстетики, получившую в нач. 20 в. широкую известность под назв. "всеобщей науки об искусстве". С 1906 издавал журн. "Zeitschrift f?r ?sthetik and allgemeine Kunstwissenschaft", ставший центр. органом формалистич. направления "науки об искусстве". В работе "Эстетика и всеобщая наука об искусстве" ("?sthetik und allgemeine Kunstwissenschaft in den Grundz?gen", 1906) Д. делил иск-во на два осн. вида: подражат. иск-ва, основанные на определ. ассоциациях и имеющие реальные формы (пространств. и врем. иск-ва) и "свободные иск-ва", основанные на неопредел. ассоциациях и имеющие т.н. ирреальные формы (архитектура и музыка). Соч. в рус. пер.: Очерк истории психологии, СПБ, 1912. И. Маца. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЕССУАР

Dessoir) Макс (1867— 1947) — нем. психолог и философ, . основоположник школы «Эстетика и всеобщее искусствознание», автор фундаментальных исследований по теоретическим и методологическим проблемам эстетического знания, поборник методологического плюрализма в эстетике. Д. положил начало традиции разграничения эстетики в собственном смысле слова и всеобщего искусствознания. Утверждая, что «область эстетического шире, чем область художественного», он предлагал сосредоточить внимание на анализе специфики каждой из областей, их внутреннего строения. Д. видел в этом гарантию грядущего плодотворного развития и взаимодействия названных дисциплин. Засилье субъективно-идеалистических тенденций в эстетических теориях того времени побуждало его подчеркивать значение «объективизма» в эстетике и достоинства индуктивно-эмпирического подхода, что применительно к искусствознанию выступало как стремление обособить его, отделить от «философии иск-ва». Сознавая, однако, опасность дробления проблематики эстетической науки, Д. пытался обосновать полезность философской эстетики и системного знания для частных наук об иск-ве. Не отрицая органической взаимосвязи осн. эстетико-искусствоведческих дисциплин, Д. рассматривал ее в широком контексте междисциплинарных контактов этих дисциплин с этнологией, социологией, историей, психологией. Однако складывающееся на этой основе понимание общекультурной обусловленности искусствознания и эстетического сознания не было доведено им до признания социальной обусловленности их генезиса и развития. Д. выдвинул оригинальную т- наз. «многофазную» концепцию эстетического переживания (общего впечатления, концептуальная, ассоциативная), близкую феноменологической концепции эстетического восприятия. Программная установка Д. получила дальнейшее развитие на нем. почве в трудах Гамана и Э. Утица, а на амер.— Манро. Осн. работы; «Статьи по эстетике» (1899— 1902), «Эстетика и всеобщее искусствознание» (1906), «Скептицизм в эстетике» (1907), «Объективизм в эстетике» (1910), «Систематика и истории искусств» (1914).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме ДЕССУАР — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕССУАР — 0

Найдено книг по теме ДЕССУАР — 0

Найдено презентаций по теме ДЕССУАР — 0

Найдено рефератов по теме ДЕССУАР — 0