ДЕССУАР МАКС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ДЕССУАР МАКС

род. 8 февр. 1867, Берлин - ум. 19 июля 1947, Кенигштейн) - нем. психолог; в 1897 - 1934 - профессор в Берлине, в 1947 - во Франкфурте; работал в области исследования и критики парапсихологических явлений, пытался дать определение сущности эстетических переживаний и новую систему искусствоведения. В 1906 основал "Журнал эстетики и общего искусствознания". Осн. произв.: "Das Doppel-Ich", 1890; "Geschichte der neueren deutschen Psychologie", 1894; "Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", 1906; "Vom Jenseits der Seele", 1917; "Vom Diesseits der Seele", 1923; "Okkultismus in Urkunden", 1925; "Buch der Erinnerungen", 1946; "Das Ich, der Traum, der Tod", 1947; "Psychologische Briefe", 1948.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕССУАР МАКС

Dessoir), Макс (8 февр. 1867 – 19 июля 1947) – нем. эстетик и психолог. Последователь идеализма Дильтея. С 1897 – проф. Берлинского ун-та. Вместе с Утицем основал школу эстетики, получившую в нач. 20 в. широкую известность под назв. "всеобщей науки об искусстве". С 1906 издавал журн. "Zeitschrift f?r ?sthetik and allgemeine Kunstwissenschaft", ставший центр. органом формалистич. направления "науки об искусстве". В работе "Эстетика и всеобщая наука об искусстве" ("?sthetik und allgemeine Kunstwissenschaft in den Grundz?gen", 1906) Д. делил иск-во на два осн. вида: подражат. иск-ва, основанные на определ. ассоциациях и имеющие реальные формы (пространств. и врем. иск-ва) и "свободные иск-ва", основанные на неопредел. ассоциациях и имеющие т.н. ирреальные формы (архитектура и музыка). Соч. в рус. пер.: Очерк истории психологии, СПБ, 1912. И. Маца. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЕССУАР МАКС

1867-1947) - нем. философ, эстетик и психолог, интересовался также парапсихологией. Учился у Дильтея и Брентано, проф. Берлинского ун-та (1897-1935). Выдвинул концепцию "всеобщей науки об искусстве", в 1908 основал "Журнал по эстетике и всеобщей науке об искусстве". В 1935 был отстранен нацистами от всех должностей, получил место в ун-те Франкфурта-на-Майне лишь после войны. Д. считал традиционное историческое изучение искусства односторонним, поскольку оно не раскрывает глубинную и многообразную жизнь произведений. Всеобщее искусствознание должно изучать искусство от самых элементарных и первичных его проявлений (творчество первобытных народов, детское творчество) до самых сложных и развитых форм. При этом используются методы различных наук - психологии, физиологии, логики, этнографии, парапсихологии, психоанализа и т.п. В отличие от традиционной эстетики Д. предлагал изучать не столько эстетические переживания творцов, сколько эстетические переживания людей, воспринимающих искусство. В структуру эстетического переживания входят: общее впечатление (Gesamteindruck), при котором воспринимаемый объект "нравится или не нравится"; наблюдение, восприятие "вещественного" - того, что взволновало в воспринимаемом объекте, его содержания; эстетическое наслаждение, возникающее как своеобразный результат проникновения в содержание и форму произведения искусства. В эстетическом наслаждении находит разрешение та особая напряженность, которая возникает между произведением искусства и человеком, воспринимающим его. Д. стремился рассматривать явления искусства и культуры с позиции единого и цельного созерцания (Zusammenschau), он повсюду искал общность, глубинное единство, связывающее явления реальной жизни с явлениями искусства и культуры, сознательного и бессознательного, посюстороннего и сакрального духовного мира.
Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Stuttgart, 1906.

Источник: Современная западная философия: словарь

ДЕССУАР МАКС

(1867— 1947) — нем. психолог и философ, . основоположник школы «Эстетика и всеобщее искусствознание», автор фундаментальных исследований по теоретическим и методологическим проблемам эстетического знания, поборник методологического плюрализма в эстетике. Д. положил начало традиции разграничения эстетики в собственном смысле слова и всеобщего искусствознания. Утверждая, что «область эстетического шире, чем область художественного», он предлагал сосредоточить внимание на анализе специфики каждой из областей, их внутреннего строения. Д. видел в этом гарантию грядущего плодотворного развития и взаимодействия названных дисциплин. Засилье субъективно-идеалистических тенденций в эстетических теориях того времени побуждало его подчеркивать значение «объективизма» в эстетике и достоинства индуктивно-эмпирического подхода, что применительно к искусствознанию выступало как стремление обособить его, отделить от «философии иск-ва». Сознавая, однако, опасность дробления проблематики эстетической науки, Д. пытался обосновать полезность философской эстетики и системного знания для частных наук об иск-ве. Не отрицая органической взаимосвязи осн. эстетико-искусствоведческих дисциплин, Д. рассматривал ее в широком контексте междисциплинарных контактов этих дисциплин с этнологией, социологией, историей, психологией. Однако складывающееся на этой основе понимание общекультурной обусловленности искусствознания и эстетического сознания не было доведено им до признания социальной обусловленности их генезиса и развития. Д. выдвинул оригинальную т- наз. «многофазную» концепцию эстетического переживания (общего впечатления, концептуальная, ассоциативная), близкую феноменологической концепции эстетического восприятия. Программная установка Д. получила дальнейшее развитие на нем. почве в трудах Гамана и Э. Утица, а на амер.— Манро. Осн. работы; «Статьи по эстетике» (1899— 1902), «Эстетика и всеобщее искусствознание» (1906), «Скептицизм в эстетике» (1907), «Объективизм в эстетике» (1910), «Систематика и истории искусств» (1914).

Источник: Эстетика: Словарь