ДЕССАУЭР Фридрих

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕССАУЭР ФРИДРИХ
(1881—1963) — немецкий мыслитель. Рассматривая технику в свете учения Канта, доказывал, что техническая деятельность позволяет человеку проникнуть в область вещейвсебе (которые сам Кант считал непознаваемыми). Предложил дополнить кантовское учение о трех «критиках» (критика чистого разума, практического разума, способности суждения) четвертой — критикой технической деятельности. Развитие техники, по Д., представляет собой реализацию своего рода морального императива или даже реализацию божественной заповеди.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ДЕССАУЭР Фридрих

(р. 19 июля 1881) – нем. философ-идеалист. Проф. ун-та во Франкфурте-на-Майне с 1921, затем вновь с 1951. В 1934 – проф. радиологии и биофизики в Стамбуле, в 1937 – директор физич. ин-та во Фрейбурге (Швейцария). В своих натурфилософских и теологич. работах Д. полагает, будто вера есть необходимая предпосылка для успешной работы в области естеств. наук. В кн. "Спор о технике" ("Streit um die Technik", 1956) и "Религия в свете современного естествознания" ("Religion im Lichte der heutigen Naturwissenschaft", 1950) Д. с теологич. позиций критикует экзистенциализм за пессимизм в понимании роли техники для развития общества и утверждает, что человек технич. изобретениями служит богу, помогая ему дальше строить его "произведение" – мир. Д. пытается связать и примирить науку и религию. Соч.: Technische Kultur, Kempten, 1908; Leben, Natur, Religion, 2 Aufl., Bonn, 1926; Weltfanrt der Erkenntnis, Z., 1945; Atomenergie und Atombombe, Frankf./M., [1948]; Mensch und Kosmos, Frankf./M., [1949]; Die Theologie in der Natur, M?nch.–Basel, [1949]; Se?le im Bannkreis der Technik, 2 Aufl., Olten.–Freiburg, [1952]; (совм. с Hornstein F. X.). К. Гудожник. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЕССАУЭР Фридрих
19 июля 1881—16 февраля 1963)—немецкий биофизик, философ-неотомист. В 1920—37—профессор Университета во Франкфурте-наМайне, основатель и руководитель первого Института биофизики в Германии. С 1937—в эмиграции; профессор и руководитель Фрибургского института (Швейцария); с 1948—профессор Университета во Франкфурте-на-Майне. Дессауэр возводит свое учение («критический реализм») к натурфилософии Ф. Брентано и X. Дриша.
Один из ведущих представителей философии техники Дессауэр уделяет основное внимание гносеологическим проблемам техники, технического изобретательства, при этом происхождение и сущность техники истолковывает в духе неотомизма. Он выступает против привычного «инструментального» понимания техники, подчеркивая связь философской интерпретации техники с понимаем мира, бытия, экзистенции.
Сущность техники, по Дессауэру, может быть постигнута только через постижение процесса изобретения. Отмечая три сферы опыта у Канта, он выделяет в качестве четвертой трансцендентную сущность техники. Через техническое творчество достигается свобода духа, цель которого— истинное познание. Ядро философии техники Дессауэра— реализация человеком преднатодимой божественной идеи. Эта реализация должна носить активный, личностный характер с ярко выраженным моментом творчества, изобретательства. «Абсолютная идея» платоновско-аигустинианской традиции — праформа технического открытия — существует вне времени; трансценденция — это «встреча» с идеальным инженерным решением. Акт технического творчества—продолжение дела творца. Техника обладает приоритетом и независимостью по отношению к материальному производству: она — начало, присущее уже индивиду.
Дессауэр—противник войн. Философия техники, согласно ему, — философия этическая, она создает новые возможности, является осуществлением идеи. Учение Дессауэра о технике пользовалось влиянием как в католических кругах, так и в среде инженеров, технической интеллигенции.
Соч.: Philosophie der Technik. Das Problem der Realisierung. Bonn, 1927 (2-е изд.—Die Streit um die Technik. F./M., 1956). Лит.: Jiichel K. Die Phiiosophie der Technik bei Friedrich Dessauer. Ihre Entwicklung, Motive und Grenzen. F./M., 1964.
Г. М. Тавризян

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕССАУЭР ФРИДРИХ
1881-1963) немецкий философ-неотомист, рассматривающий технику не только как часть природы, подчиняющуюся ее закономерностям, но и как некую «трансцендентную сущность», выходящую за пределы человеческого познания, и проникающую в область сверхъестественного (при этом функции человека – это реализация им «божественного предназначения»). Основные работы: «Техническая культура?» (1908), «Философия техники. Проблема реализации» (1927), «Душа в сфере техники» (1945), «Споры вокруг техники» (1956). Научно-техническое знание становится способом бытия человека в мире. Он полагает, что к трем критикам И. Канта (критике чистого разума,морального поступка и эстетического восприятия) следует добавить четвертую – критику технической деятельности. Именно в процессе технической деятельности человек устанавливает положительное отношение с кантовской «вещью в себе».Сущность техники сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она впервые появляется на свет в  виде замысла, проекта или наброска конструкции и проявляется не в промышленном производстве (которое  лишь воспроизводит в массовом порядке результаты открытий и изобретений) и не в технических устройствах как таковых (которые лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Анализируя акт технического творчества, он приходит к выводу, что оно осуществляется в  полной  гармонии с естественнымизаконами и при «подстрекательстве» со стороны человеческих целей; эти законы и цели являются необходимыми, однако недостаточными условиями изобретения. Артефакты (т.е. технические устройства),  которые предстоит изобрести, нельзяобнаружить в мире явлений; для этого разум должен перейти границы опыта и устремиться к трансцендентальным «вещам-в-себе», которые соответствуют техническим объектам. Техническое творчество реализуется в гармонии с естественными законами природы и сообразно человеческим целям. Однако ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует еще своего рода«внутренняя обработка», которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с  неким  царством «предустановленных способов решений» технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является нечто таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений. Ф. Дессауэр рассуждает в духе платоновской философии. В учении Платона кроме чувственного мира существовал еще мир вечных и неизменных идей, – это некое идеальное царство. Чувственный мир имел материальную природу, мир же идей – духовную. В этом царстве  находились идеи всех вещей, идеи всех ценностей, идей всех геометрических тел и т.д. Поэтому, когда человек  открывал для себя новую истину, он, в действительности, по Платону, лишь приобщался к этому царству идей, в котором уже все содержалось. Аналогично рассуждает и Ф. Дессауэр:  техническое  решение  –  это  приобщение  изобретателя  к  царству  идей. Техническое изобретение воплощает в материи «бытие идей». И, следовательно, техника является выражением этого духовного царства идей (или «предустановленных  решений»).  Дессауэр  постулировал  существование  неких  верховных, предусмотренных  технических  идей,  которые  не  рождаются  в  человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. Предмет техники может существовать материально, но он может обнаружить себя и в мире идей, в области «возможного бытия». «Первоначальным  бытием» предмета техники является его «возможное бытие» как идея Бога, а конечной ступенью – познанное бытие. Признавая обусловленность техники природными предпосылками, Дессауэр, тем не менее, отвергал существование исторических, общественных факторов в оценке генезиса и развертывания техники. Она рассматривалась им как самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Когда мы говорим о  технике, утверждал он, как о целостности, то имеем в виду нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. Говорить о прогрессе техники можно только относительно единичных  объектов  техники. Дессауэр не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса. Напротив, он  полагал, что она планомерно развивается с древних времен, будучи неизменным результатом  действия  вечных  законов  самой  техники.  Природу  изобретения Дессауэр трактует в духе неотомистской философии, как  реализацию человеком божественной идеи. Техническое творчество предполагает встречу человеческого сознания со сферой «предданных решений технических проблем». Изобретение не есть просто выдумка, произвольный продукт человеческого воображения. Оно формирует  условия  для  материального  воплощения  трансцендентальной  реальности (для «существования сущности»), олицетворяет реальное бытие идей. Техника понимается Дессауэром как становление высших возможностей бытия посредством людей. Развиваемая этим  философом трактовка моральной значимости техники не ограничивается соображениями практических выгод и пользы. Создание техники, по Дессауэру, соответствует кантовскому категорическому императиву или божественной заповеди. Современная техника не должна восприниматься как средство облегчения условий  человеческого бытия – она есть «участие в творении», «величайшее земное переживание смертных». Техника  создается людьми, однако ее могущество превышает все их ожидания. Дессауэр считает, что автономные последствия, преобразующие мир, свойственны только технике и что это свидетельствует в пользу взгляда на технику как на трансцендентную моральную ценность.

Источник: Философия науки и техники: словарь