ДЕСПОТИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Деспотизм
антиправовая форма государственной власти, неограниченно подавляющая права и свободы граждан, унижающая их честь и достоинство, прибегающая к жестоким средствам репрессий для достижения беспрекословного подчинения.

Источник: Философия права, словарь-минимум

ДЕСПОТИЗМ
от греч.-неограниченная власть): система государственного устройства, неограниченная монархия, которая характеризуется произволом власти и бесправием граждан. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и другие). В переносном значении деспотия – это самовластие, жестокое подавление свободной воли, произвол по отношению к подчиненным. Деспот – жестокий властитель, тиран.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Деспотизм
Безграничная власть одного человека. Деспотизм может быть просвещенным и даже законным (этим он отличается от тирании), но при этом всегда остается несправедливым. Если бы деспот подчинялся закону, его власть утратила бы безграничность. Этим деспотизм отличается от монархии, при которой, как отмечает Монтескье, «управляет один человек, но посредством установления неизменных законов»; тогда как при деспотизме «все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица» («О духе законов», книга II, глава 1).
Деспот ставит себя выше законов (Руссо) либо не признает никаких иных законов, кроме своих собственных (Кант). Деспотизм – это абсолютная авторитарная монархия. Его основополагающим принципом служит не честь, как при конституционной монархии, и не добродетель, как при республике, а страх (там же, III, 9). Но это же определяет и предел деспотизма: он остается в силе лишь до тех пор, пока его боятся.

Источник: Философский словарь.

ДЕСПОТИЗМ
одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему элиты, отсутствием разделения властей, подавлением инакомыслия любыми, включая насильственные, средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. При деспотизме какие-либо юридические ограничения политической власти отсутствуют, что делает невозможным смещение деспота, опираясь на закон. Несуществующие гражданские свободы заменены строгим выполнением норм принудительного труда. Принятие решений носит непредсказуемый, импульсивный характер, объясняемый обычно желанием трансформировать или дисциплинировать общество. Деспотические методы контроля над обществом преследуют одну главную цель—укрепление единоличной власти. Исторически эта форма правления сложилась в восточных деспотиях—древнейших государствах Азии (Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.). Для управления обширным хозяйством создавалась широкая бюрократическая сеть (см. Бюрократия), которая организовывала и планировала принудительный труд земледельцев, распределение воды и т. д. На этой основе возникал деспотизм абсолютистских бюрократических государств. Главные экономические, административные и политические функции находились в руках правящего класса, состоящего из землевладельцев и управляющих землей, офицеров армии, влиятельного духовенства. Личность верховного правителя наделялась высоким светским и отчасти духовным авторитетом. Для обеспечения внутреннего порядка привлекалась армия. Правитель требовал полного подчинения и покорности от своих подданных, подавляя социальные конфликты обычными способами террора.
Отдельные черты деспотического правления характерны для современных диктаторских режимов.
Е. В. Осшова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
320.34 кб

И. Кант и М. Робеспьер: критика политического деспотизма и ожидание прогресса

Мясников А. Г.
Читать PDF
1.21 мб

Философские предпосылки деспотизма

Франк С. Л.
Читать PDF
117.83 кб

Теория деспотизма : третья лекция из цикла «Лекции по политическому праву», прочитанная в Мадридском

Доносо Кортес Хуан