ДЕСНИЦКИЙДесницкий, В. А

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович

Найдено 4 определения термина ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович

ок. 1740-1789) — рус. просветитель, основоположник историч. школы права в России. Призывал изучать происхождение обществ. институтов в связи с изменением условий хоз. деятельности людей. Исходя из этого принципа, доказывал, что релит, верования возн. в древности под влиянием страха, через наделение явлений природы человеч. свойствами. Взгляды Д. противоречили религ.-идеалистич. учению о богоустановленности обществ. порядков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (1740—89)

рус. просветитель, первый рус. профессор права Московского ун-та, член Российской Академии. Учился в Москве, Петербурге и Глазго (Англия), где защитил магистерскую и докторскую диссертации. Деятельность его имела антикрепостническую направленность, что проявилось в проекте реформ, адресованном им комиссии по составлению нового уложения. В воззрениях на происхождение общественных форм, семьи и собственности стоял на позициях историзма; выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого об-ва: звероловство, скотоводство, или пастушество, хлебопашество и “коммерческое состояние”. Философские взгляды Д. изложены в произв.: “Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции...” (1768), “Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения...” (1781), “Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов...” (1775) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович

ок. 1740, Нежин15 (26) июня 1789, Москва)—русский ученый-юрист. Образование получил в Московском университете, в 1761—67 изучал математику, медицину, юриспруденцию в университете Глазго; магистр искусства (1765), доктор права (1767). С 1768 профессор Московского университета. Действительный член Российской Академии (1783).

Разрабатывал правовую концепцию, тесно связанную с философией, став одним из первых представителей философии права в России. Высоко ценил «метафизику» Юма (особенно «Опыт о человеческой природе») и «нравоучительную философию» А. Смита (выделяя его книгу «Теория нравственных чувств»). Согласно Десницкому, этика, или «нравоучительная философия», есть «первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости»; в соединении с «натуральной юриспруденциеей» она является «первым руководством» для всех рассуждений в сфере права; это—знание, которое составляет «первоначальное учение законоискусства». Философские интересы Десницкого простирались до космологических проблем; особенно он интересовался учением Ньютона, концепцией множества миров, обсуждал проблему вечности вселенной и происходящих в ней изменений. Философско-исторические мотивы просматриваются в его концепции истории как поступательной смены «четырех состояний рода человеческого»: звероловческого, скотоводческого (или пастушеского), хлебопашенного и коммерческого с соответствующими изменениями в праве собственности. «Исторический способ» исследования Десницкий сочетал с «метафизическим», что включало русского юриста в отечественный философский процесс.

Соч.: Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции... М., 1768; Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещенными... М., 1775; Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства. М., 1781.

Лит.: КоркуновН. М. С. Е. Десницкий—первый русский профессор права. М., 1894; Покровский С. Е. Политические и правовые взгляды С. Е. Десницкого. М., 1955; Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978.

В. Ф. Пустарнаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович

ок. 1740, Нежин - 15(26). 06. 1789, Москва) - ученый, юрист. Образование получил в Московском ун-те, затем в ун-те Глазго (Шотландия); магистр искусств с 1765 г. ; в Глазго присвоена в 1767 г. степень доктора права, действительный член Российской Академии. Д. разрабатывал своеобразную концепцию права, тесно связанную с философией. Он высоко ценил "метафизику" Д. Юма (особенно его соч. "Трактат о человеческой природе"), но гл. обр. "нравоучительную философию" А. Смита (выделяя его труд "Теория нравственных чувств"). Согласно Д., этика, или "нравоучительная философия", "первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости". Поэтому она в соединении с "натуральной юриспруденцией" является "первым руководством" для всех рассуждений в сфере права; это - знание, к-рое составляет "первоначальное учение законно-искусства". Этика решает две осн. проблемы: 1. В чем состоит добродетель или, иначе, какое поведение достойно похвалы, чести и уважения? 2. Каковы силы или душевные качества, к-рые дают нам основание предпочесть один поступок другому? Д. проявлял интерес также к натурфилософским, в частности космологическим, проблемам, к учению И. Ньютона. Он признавал концепцию множества миров, критиковал астрологию, размышлял о проблеме вечности Вселенной и происходящих в ней изменениях. Д. не разделял утверждений о "смертности мира", о том, что мир проходит состояние отрочества, юности, мужества и престарелости и что человек, как все животные и растения, не может быть исключен из этих всеобщих перемен. Он отказывался допустить, что человеческая природа терпит к.-л. ущерб, и рассматривать изменения в человеческом роде по стадиям отрочества, юности, мужества, престарелости. В противовес такому видению истории человечества Д. выдвигает концепцию поступательной смены "четырех состояний рода человеческого": 1) первоначального - "звероловческого" и собирательного; 2) скотоводческого, или пастушеского; 3) хлебопашенного; 4) коммерческого. Причем каждому "состоянию" присуще свое право собственности, к-рое окончательно складывается на коммерческой стадии. В этих обобщениях просматривается ценимый Д. "исторический способ" исследования предмета (собственности, семьи и т. д.), к-рый применялся им наряду с "метафизическим" (философски) способом. Д. как правовед много сделал для развития в России "юридического мировоззрения", хотя и не признавал теории естественного права; он выступил с правовым проектом, к-рый фиксировал бы прерогативы монарха, государственных учреждений, определял бы отношения между помещиками и крепостными, родителями и детьми, всякого рода имущественные и личные отношения. Отвергая "народную", "аристократическую" и смешанную формы правления, он "приноравливал" свой проект относительно законодательной, исполнительной и судебной власти к "нынешнему возвышающемуся российскому монаршему состоянию". Место человека в об-ве, "начало и основание всех чиноположении", по Д., определяет богатство. Применительно ко 2-й пол. XVIII в. прогрессивными были выступления Д. в защиту "купцов и художественных людей", критика им "великих злоупотреблений" помещиков, его требования "превознести" низверженный в древности женский пол и др. Объективно Д. значительно вышел за рамки официальной идеологии, пропагандируя в России весьма развернутую академическую правовую концепцию, тесно связанную с философией, прежде всего с "нравственной философией", вносившей в эту концепцию ренессансно-гуманистическое и протопросветительское содержание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович — 0

Найдено книг по теме ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович — 0

Найдено презентаций по теме ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович — 0

Найдено рефератов по теме ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович — 0