ДЕСНИЦКИЙ СЕМЕН ЕФИМОВИЧ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович
ок. 1740-1789) — рус. просветитель, основоположник историч. школы права в России. Призывал изучать происхождение обществ. институтов в связи с изменением условий хоз. деятельности людей. Исходя из этого принципа, доказывал, что релит, верования возн. в древности под влиянием страха, через наделение явлений природы человеч. свойствами. Взгляды Д. противоречили религ.-идеалистич. учению о богоустановленности обществ. порядков.

Источник: Атеистический словарь

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (1740—89)
рус. просветитель, первый рус. профессор права Московского ун-та, член Российской Академии. Учился в Москве, Петербурге и Глазго (Англия), где защитил магистерскую и докторскую диссертации. Деятельность его имела антикрепостническую направленность, что проявилось в проекте реформ, адресованном им комиссии по составлению нового уложения. В воззрениях на происхождение общественных форм, семьи и собственности стоял на позициях историзма; выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого об-ва: звероловство, скотоводство, или пастушество, хлебопашество и “коммерческое состояние”. Философские взгляды Д. изложены в произв.: “Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции...” (1768), “Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения...” (1781), “Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов...” (1775) и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Десницкий Семен Ефимович
 (ум. 1789) — рус. просветитель, правовед, социолог; учился в ун-тах Москвы и Петербурга, затем в ун-те Глазго, где защитил докторскую диссертацию (1767). По возвращении в Россию работал проф. права Московского ун-та. Его труды «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» (1768), «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества...» (1775), «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности...» (1781), «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие...» (1772) и др. сыграли известную роль в развитии рус. социологической мысли. Д. говорил о четырех ступенях (звероловство, скотоводство, земледелие и «коммерческое состояние»), через к-рые, по его мнению, прошло развитие человечества. Он одним из первых в России выдвинул положения об историческом происхождении и развитии собственности и семьи («супружества»). В вопросах происхождепия религиозных верований Д. разделял взгляды Аничкова. Отрицательно относясь к крепостничеству, разработал проект новой организации в России «законодательной, судительной и наказательной власти», к-рый был отвергнут царской властью.

Источник: Философский словарь. 1963

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович
ок. 1740, Нежин15 (26) июня 1789, Москва)—русский ученый-юрист. Образование получил в Московском университете, в 1761—67 изучал математику, медицину, юриспруденцию в университете Глазго; магистр искусства (1765), доктор права (1767). С 1768 профессор Московского университета. Действительный член Российской Академии (1783).
Разрабатывал правовую концепцию, тесно связанную с философией, став одним из первых представителей философии права в России. Высоко ценил «метафизику» Юма (особенно «Опыт о человеческой природе») и «нравоучительную философию» А. Смита (выделяя его книгу «Теория нравственных чувств»). Согласно Десницкому, этика, или «нравоучительная философия», есть «первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости»; в соединении с «натуральной юриспруденциеей» она является «первым руководством» для всех рассуждений в сфере права; это—знание, которое составляет «первоначальное учение законоискусства». Философские интересы Десницкого простирались до космологических проблем; особенно он интересовался учением Ньютона, концепцией множества миров, обсуждал проблему вечности вселенной и происходящих в ней изменений. Философско-исторические мотивы просматриваются в его концепции истории как поступательной смены «четырех состояний рода человеческого»: звероловческого, скотоводческого (или пастушеского), хлебопашенного и коммерческого с соответствующими изменениями в праве собственности. «Исторический способ» исследования Десницкий сочетал с «метафизическим», что включало русского юриста в отечественный философский процесс.
Соч.: Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции... М., 1768; Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещенными... М., 1775; Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства. М., 1781.
Лит.: КоркуновН. М. С. Е. Десницкий—первый русский профессор права. М., 1894; Покровский С. Е. Политические и правовые взгляды С. Е. Десницкого. М., 1955; Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978.
В. Ф. Пустарнаков

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович
ок. 1740, Нежин - 15(26). 06. 1789, Москва) - ученый, юрист. Образование получил в Московском ун-те, затем в ун-те Глазго (Шотландия); магистр искусств с 1765 г. ; в Глазго присвоена в 1767 г. степень доктора права, действительный член Российской Академии. Д. разрабатывал своеобразную концепцию права, тесно связанную с философией. Он высоко ценил "метафизику" Д. Юма (особенно его соч. "Трактат о человеческой природе"), но гл. обр. "нравоучительную философию" А. Смита (выделяя его труд "Теория нравственных чувств"). Согласно Д., этика, или "нравоучительная философия", "первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости". Поэтому она в соединении с "натуральной юриспруденцией" является "первым руководством" для всех рассуждений в сфере права; это - знание, к-рое составляет "первоначальное учение законно-искусства". Этика решает две осн. проблемы: 1. В чем состоит добродетель или, иначе, какое поведение достойно похвалы, чести и уважения? 2. Каковы силы или душевные качества, к-рые дают нам основание предпочесть один поступок другому? Д. проявлял интерес также к натурфилософским, в частности космологическим, проблемам, к учению И. Ньютона. Он признавал концепцию множества миров, критиковал астрологию, размышлял о проблеме вечности Вселенной и происходящих в ней изменениях. Д. не разделял утверждений о "смертности мира", о том, что мир проходит состояние отрочества, юности, мужества и престарелости и что человек, как все животные и растения, не может быть исключен из этих всеобщих перемен. Он отказывался допустить, что человеческая природа терпит к.-л. ущерб, и рассматривать изменения в человеческом роде по стадиям отрочества, юности, мужества, престарелости. В противовес такому видению истории человечества Д. выдвигает концепцию поступательной смены "четырех состояний рода человеческого": 1) первоначального - "звероловческого" и собирательного; 2) скотоводческого, или пастушеского; 3) хлебопашенного; 4) коммерческого. Причем каждому "состоянию" присуще свое право собственности, к-рое окончательно складывается на коммерческой стадии. В этих обобщениях просматривается ценимый Д. "исторический способ" исследования предмета (собственности, семьи и т. д.), к-рый применялся им наряду с "метафизическим" (философски) способом. Д. как правовед много сделал для развития в России "юридического мировоззрения", хотя и не признавал теории естественного права; он выступил с правовым проектом, к-рый фиксировал бы прерогативы монарха, государственных учреждений, определял бы отношения между помещиками и крепостными, родителями и детьми, всякого рода имущественные и личные отношения. Отвергая "народную", "аристократическую" и смешанную формы правления, он "приноравливал" свой проект относительно законодательной, исполнительной и судебной власти к "нынешнему возвышающемуся российскому монаршему состоянию". Место человека в об-ве, "начало и основание всех чиноположении", по Д., определяет богатство. Применительно ко 2-й пол. XVIII в. прогрессивными были выступления Д. в защиту "купцов и художественных людей", критика им "великих злоупотреблений" помещиков, его требования "превознести" низверженный в древности женский пол и др. Объективно Д. значительно вышел за рамки официальной идеологии, пропагандируя в России весьма развернутую академическую правовую концепцию, тесно связанную с философией, прежде всего с "нравственной философией", вносившей в эту концепцию ренессансно-гуманистическое и протопросветительское содержание.

Источник: Русская философия: словарь

ДЕСНИЦКИЙ СЕМЕН ЕФИМОВИЧ

(г. рожд. неизв. – ум. 15 июня 1789) – рус. просветитель, разрабатывавший вопросы социологии и права. Окончил духовную семинарию, учился в Моск. ун-те (1759–60). В Глазго (Англия) защитил магистерскую (1705) и докторскую (1767) диссертации. По возвращении в Россию был назначен проф. права Моск. ун-та, в к-ром работал до 1787. Впервые начал разработку рус. права. Д. отрицательно относился к феод.-крепостнич. и абсолютистским порядкам, высказываясь за ограничение рус. самодержавия. В "Представлении о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" (1768) он предлагал провести реформу в гос. управлении, в судопроизводстве и т.д. В "Слове о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции" (1768) Д. связывал появление и развитие "законоискусства" с возникновением и развитием частной собственности. Ставя вопрос о происхождении обществ. неравенства, Д. выдвигал в качестве главной из причин, ведущих к появлению "власти" и "старшинства", "превосходство в богатстве". В "Юридическом рассуждении о начале и происхождении супружества...". (1775) Д. выступал против положения об извечном существовании "единобрачной" семьи, высказывал мысль о большом значении "хозяйственных" выгод в возникновении семьи, осуждал неравноправие полов в совр. ему обществе. "Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства" (1781) Д. было посвящено обоснованию историч. происхождения собственности. По мнению Д., на ранних стадиях развития человечества частной собственности не было. Ее появление и развитие, а также право на ее отчуждение связано с развитием скотоводства, земледелия, "мастерства", "рукоделия" (ремесла), торговли. Рассматривая развитие общества, Д. считал, что человечество прошло в своем поступат. движении неск. стадий (звероловство, скотоводство, хлебопашество, торговля), высшей из к-рых является "состояние народов коммерческое". Частную собственность Д. объявлял высшей формой собственности, в чем сказывалась антифеод., бурж. подоплека его воззрений. В соч. "Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются" (1772) Д. доказывал, что религ. верования у древних народов возникли в результате невежества, страха, воображения и наделения предметов природы человеч. свойствами. Однако Д. не решался подвергнуть критике и прямо отвергнуть христ. вероучение, не понимал социальной природы религии. Д. принадлежит ряд др. работ, а также переводы на рус. яз. "Комментариев к англинским законам" (под назв. "Истолкования англинских законов"; т. 1–3, М., 1780–82) У. Блэкстона и работы Т. Боудена "Наставник земледельческий..." (М., 1780), в предисловии к к-рой Д. осуждал крепостное право. Воззрения Д., выделявшие ведущую роль хозяйств. деятельности в жизни человечества, были косвенно направлены против религ.-идеалистич. учения о "божеств. предопределенности" явлений обществ. жизни. Соч.: см. вкн. – Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952, с. 185–332. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; Сыромятников Б. И., с. Е. Десницкий – основатель науки рус. правоведения, "Изв. АН СССР. Отд. экономики и права", 1945, No 3; Загряцков М. Д., Общественно-политические взгляды С. Е. Десницкого, "Вопр. истории", 1949, No 7; ?окровский с. ?., Политич. и правовые взгляды С. Е. Десницкого, М., 1955; Бак И. С., С. Е. Десницкий – выдающийся рус. социолог, "Вопр. философии", 1955, No 1. И. Щипанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.