ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ

Найдено 5 определений термина ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ

1716-1774) - франц. философ-материалист и атеист, построил систему, проникнутую рационализмом и диалектич. идеями. Д. считал, что на смену феод.-абсолютист, порядкам должно прийти об-во нравственности, где все находится в общем владении и где устанавливается социальное равенство. Д. доказывал, что те, в чьих руках богатство и власть, не могут обойтись без религии, но ее ненужность служит основой ее полного преодоления.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ДЕШАН Леже Мари (1716—74)

философ-материалист, монах-бенедиктинец. Его гл. работа “Истина, или Истинная система” впервые увидела свет в рус. переводе (1930). Философские взгляды Д. характеризуются сочетанием рационалистических тенденций, близких спинозизму, и своеобразных диалектических идей. Осн. понятие его системы — “универсальное целое” как единство всех физических тел; оно представляет собой сверхчувственную сущность и доступно лишь разуму, а не чувствам. Утверждая, что понятие бога создано людьми, Д. считал атеизм достоянием узкого круга просветителей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕШАН Леже Мари

10.1.1716, Рен - 19.4.1774, МонтрейБелле), франц. философ-материалист. Монах-бенедиктинец, казначей монастыря МонтрейБелле. При жизни были изданы анонимно лишь две небольшие работы Д. Осн. соч. «Истина, или Истинная система» (рус. пер. 1930), написанное в 1770-х гг., было найдено в архивах библиотеки г. Пуатье лишь в 1864- 1865; нек-рые рукописи Д. не опубликованы до сих пор. В духе спинозизма Д. утверждал существование «универсального целого», или «всего», как конечной основы мира, проявлениями к-рой являются чувств. существа. Безусловное знание об «универсальном целом» доступно только разуму, чувствам же доступны составляющие это «целое» части, отд. физич. существа. В истории общества Д. выделял три «состояния»: естественное, гражданское (осн. злом к-рого является частная собственность) и идеальный «строй нравственности», осуществляющий социальное равенство и общее благополучие. Признавая религию «суррогатом истины», Д. считал, однако, атеизм возможным лишь в идеальном обществе, путь к к-рому видел в распространении «истины».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ДЕШАН Леже Мари

10 января 1716, Рене— 19 апреля 1774, монастырь Монтрей-Беле)— французский философ, монах-бенедиктинец. Сторонник коммунистических идей и «просвещенного атеизма». Основное сочинение—«Истина, или Достоверная система» (La verite ou le vrai systeme, рус. пер. 1930), было издано отрывками в 1939. Утверждал существование «универсального целого» как конечной основы мира, а также неразрывную связь движения, пространства, времени и материи. В развитии общества выделял три стадии: дикость, при которой отсутствует частная собственность; гражданское состояние, где частная собственность является основным злом, а господство сильного над слабым подкреплено религией; нравственный строй, при котором частная собственность будет отсутствовать, зато возникнет всеобщее равенство. Последняя стадия наступит лишь при содействии образованных людей, благодаря которым истина станет достоянием всего общества. Соч.: Lettre sur lespril du siecle. L., 1769; La voix de la raison contre la raison du temps... Brux. 1770; Истина, или Истинная система. M., 1973. Лит.: Волгин В. П. «Истинная система» Дешана.— «Вопросы истории», 1957, № 12; Задатки гегелизма во французской философии...—«Отечественные записки». 1865, год 27, т. 160, № 6; Rosenkranz K. Dom Deschamps.—«Der Gedanke». В., 1867, Bd. 7, Не». 4.

О. В. Суворов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ

(10 янв. 1716 – 19 апр. 1774) – франц. философ-материалист. Монах-бенедиктинец, казначей монастыря Монтрей-Беле. В своем осн. соч. "Истина, или Достоверная система" ("La v?rit? ou le vrai syst?me") Д. выступал против отрыва движения, пространства и времени от материи (см. "Истина...", т. 1, Баку, 1930, с. 48–49) и материалистически решал вопрос о процессе мышления: мысль есть акт, происходящий в голове человека, хотя и может быть зрима только по своим внешним результатам. Д. пытался соединить сенсуализм с рационализмом, что отличало его гносеологию от сенсуалистич. теории познания большинства франц. материалистов, с к-рыми он вел переписку (как, напр., с Гельвецием) и даже был лично знаком (с Дидро). Д. отстаивал объективную значимость абстракций и требовал разработки категорий мышления (там же, с. 37–38, 70–78 и др.). Оставаясь в целом на уровне метафизич. и механистич. материализма 18 в., Д. высказывал догадки диалектич. характера о взаимосвязи явлений (там же, с. 56), о поступат. развитии природы (там же, с. 73) вплоть до появления человека (там же, с. 59), об историчности форм человеч. общества (там же, с. 60). В истории общества Д. усматривал три последовательно сменяющихся "состояния": 1) дикость, или естеств. состояние, где нет частной собственности; 2) гражданское состояние, или "строй законов", основным злом к-рого являются частная собственность, разобщенность людей, господство сильного над слабым, религия, находящаяся на службе у сильных; 3) строй нравственности, или естеств.-моральный строй, характеризующийся отсутствием частной собственности, социальным и физич. равенством. Этот строй возникнет тогда, когда люди поймут, что счастье человека возможно только при общем благополучии, и наступит лишь при содействии образованных людей, т.к. только с их помощью истина станет достоянием всего общества (там же, с. 60–85). Истолковывая историч. процесс как закономерный, Д. не выходил, однако, из круга понятий, свойственного всему франц. материализму ("мнение правит миром"). Д. считал себя сторонником "просвещенного атеизма", к-рый, по его мнению, обосновывает неизбежность уничтожения религии ввиду ее ненужности и убеждает человечество в том, что рай может существовать только на земле (там же, с. 118). Соч.: "Истина, или Достоверная система" – осн. произведение Д., ставшее известным только после его смерти. В 1864–65 франц. проф. Боссир обнаружил в архивах муниципальной б-ки г. Пуатье две части рукописи этого произведения: ч. 1 – "Предварительные метафизические размышления" и ч. 4 – "Моральные рассуждения". В 1865 Боссир написал книгу о Д., использовав найденные им рукописи и переписку. В 1929 азерб. ученый Дж. Нагиев, будучи во Франции, переписал и частично сделал фотокопии той части труда Д., к-рая была обнаружена Боссиром. На основании этих материалов в 1930 в Баку был издан 1-й т. и подготовлялся (но не вышел) к печати 2-й т. "Истины...". На франц. яз. незначит. части материалов, обнаруженных Боссиром, были напечатаны лишь в 1939 (Le vrai syst?me ou le mot de l´?nigme m?taphysique et morale. Publi? sous le patronage de la Soci?t? des textes fran?ais modernes par J. Thomas et P. Venturi, P., 1939). Со времени выхода в свет книги Боссира в лит-ре укоренилось мнение о том, что др. части труда Д. либо не были завершены автором, либо утеряны. В 1910 рус. исследователь ?. Д. Зайцева обнаружила в архивах г. Пуатье ч. 2 ("Разрешение загадки метафизики и морали в применении к богословию и современной философии") и ч. 3 ("Метафизические рассуждения") труда Д. и, сделав копии с обнаруженных рукописей, привезла их в Россию. В наст. время (1960) эти материалы подготавливаются к печати. Lettres sur l´esprit du si?cle, L., 1769 (вышли в действительности в Париже, анонимно); La voix de la raison contre la raison du temps et particuli?rement contre celle de l´auteur du Syst?me de la nature, par demandes et par r?ponses, Brux., 1770 (анонимно). Лит.: Зайцева Е. [Д.], Дешан, Большая Советская Энциклопедия, 1 изд.. т. 21, с. 720–29; История философии, т. 2, М., 1941, с. 432–36; Волгин В. П., "Истинная система" Дешана, "Вопр. истории", 1957, No 12; Задатки гегелизма во французской философии на основании книги Боссира (аннотация), "Отечественные записки", 1865, год 27, т. 160, [No 6] (отд. "Литературная летопись"); Beaussire E., Ant?c?dents de l´h?g?lianisme dans la philosophie fran?aise. Dom Deschamps, son syst?me et son ?cole, d´apr?s un manuscrit et des correspondences in?dites du XVIII-e si?cle, P., 1865; Rosenkranz K., Dom Deschamps. [Ein Vorl?nfer des Hegelianismus in der franz?sischen Philosophie des 18. Jahrhunderts], "Der Gedanke", В., 1867, Bd 7, H. 4; Malon В., Dom Deschamps. Un ben?dictin du dix-huiti?me si?cle, pr?curseur de l´h?g?lianisme, du transformisme et du communisme anarchiste, "Rev. socialiste", P., 1888, t. 8, No 45, p. 256–66. M. Рабинович. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ — 0

Найдено книг по теме ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕШАН ЛЕЖЕ МАРИ — 0