ДЕРВЕНИЙСКИЙ ПАПИРУС

Найдено 1 определение
ДЕРВЕНИЙСКИЙ ПАПИРУС
ДЕРВЕНИЙСКИЙ ПАПИРУС, папирус, найденный в 1962 в местечке Дервени (Греция, Фессалия) в древнем погребении македонского воина; датируется 2-й пол. 4 в. до н. э. На обугленных листах папируса частично сохранился текст с аллегорическим толкованием орфической теогонии и космогонии (см. Орфизм), представляющий расхожий тип учебной литературы того времени (вероятная датировка записанного на папирусе текста - нач. 4 в. до н. э.). В толкованиях автора папирусного текста, по-видимому, не чуждого софистической учености, исследователи усматривают использование положений натурфилософских учений досократиков (в литературе обсуждалось влияние или знакомство автора с идеями Гераклита, Диогена Аполлонийского, Анаксагора). Поскольку версия орфической теогонии, представленная в Д. П. не буквально, но в основных чертах тождественна позднейшим т. н. «Рапсодиям» Орфея, которые цитируют и излагают, в частности, автор трактата «О мире» Порфирий, Прокл и Дамаский, эти тексты (изданные Уэстом: West M. L. The Orphic Poems. Oxf., 1983) широко используются для реконструкции текста Д. П.     Расшифрованный текст Д. П. разбит издателями на столбцы. В первых строках автор говорит о природе богинь отмщения Эриний (об этом и далее, PDerv. col. Il—IV, VI) как о демонах, т. е. злых душах. По-видимому, начало папируса (имеющее большие утраты текста) имеет прямое отношение к обряду погребения (кремации) и посмертной судьбе души. Собственно аллегорическое толкование начинается в конце col. VII, где содержится некое «введение» в комментарий: здесь говорится, что комментарий требуется постольку, поскольку в гимнах Орфей раскрывает великие тайны загадочным образом. Отсюда установка автора на поиск тайного смысла повсюду в тексте толкуемой поэмы. На протяжении комментария не раз подчеркивается противопоставление мудрых слов Орфея выражениям обычного языка, «людей знающих» (????? ???????????, col. XIX), к которым относится и сам комментатор, и толпы. По-видимому, комментарий был составлен к каждой строке текста, «священного от начала и до конца». Сохранившийся текст посвящен толкованию той части орфической теогонии, в которой идет речь преимущественно о Зевсе (согласно рапсодической версии, теогония повествовала о шести поколениях богов). Комментатор прибегает в своей экзегезе к «естественному» и рационалистическому толкованию, также прибегает к языковым этимологиям. Его главную установку - свести множество имен богов, упоминаемых в поэме (Мойра, Афродита, Гея, Океан, Гера и мн. др.), а также природных явлений (прежде всего, воздух-пиевма), к именам единого верховного божества, Зевса, «царя и владыки всего», - отличает религиозно-философский пантеизм.     Помимо толкования к орфической поэме автор Д. П. обсуждает также сны (col. II, 6), оракулы (II, 2-5), ритуалы священнодействия и посвящения (III, IV, XVII).     Текст: Der Papyrus von Derveni, - ZPE 47, 1982, англ. пер. см.: Lacks, Most 1997, p. 9-22. Фрг. орфической теогонии из Д. П.: ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 46-47.     Лит.: Burkert W. Orpheus und die Vorsokratiker. Bemerkungen zum derveni Papyrus und zur pythagoreischen Zahkenlehre, - A&A 13, 1967, p. 93-114; West M L. The Orphic poems. Oxf., 1983, p. 75-115; R?sten J. S. Interim Notes on the Papyrus from Derveni, -HSCP 89, 1985, p. 121-140; Lebedev A. Heraclitus in R Derveni, - ZPE 79, 1989, S. 39-47; Lacks ?., Most G. W. (ed.). Studies on the Derveni Papyrus. Oxf., 1997; Tsansanoglou K. The First columns of the Derveni Papyrus and their religious significance, - Ibid., p. 94-110; Lacks A. Between Religion and Philosophy: the Function of Allegory in the Derveni Papyrus, -Phronesis XLII, 2, 1997, p. 121-142; Most G. W. The Fire Next Time: Cosmology, Allegoresis, and Salvation in the Derveni Papyrus, - JHS 117, 1997, p. 117-135; Janko R. The Derveni Papyrus («Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?»): A New Translation, -CPhil 96, 1, 2001, p. 1-32; Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. Camb., 2004; Жмудь Л. Я. Орфический папирус из Дервени, -ВДИ, 1983, 2, с. 118-139.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь