ДЭН МУ

Найдено 1 определение
ДЭН МУ
Дэн Мусинь. 1247, Цяньтан (совр. г. Ханчжоу пров. Чжэц-зян), - 1306, гора Дадишань, уезд Юйхан пров. Чжэцзян. Философ, независимый социальный мыслитель, критик совр. ему об-ва и гос-ва. По образованию конфуцианец (см. Конфуцианство), во многом склонялся к даосизму (пессимистич. стоицизм, утопич. идеализация гармонирующего с природой общинного быта) и буддизму (представление об иллюзорности мира), хотя сам себя называл "человеком вне трех учений", т.е. конфуцианства, даосизма и буддизма. На острый социальный кризис совр. ему эпохи, вызвавший крушение дин. Сун (960 - 1279) и воцарение иноземцев - монг. дин. Юань (1271 - 1368), Д.М. реагировал двояко: с одной стороны, даосско-буд. отрешенностью от обществ, и даже семейной жизни, отшельничеством в горах и, по-видимому, добровольной голодной смертью в ответ на вызов ко двору, с другой - по-конфуциански бескомпромиссной критикой социальной действительности. Гл. филос. произв. Д.М. "Бо Я цинь" ("Цитра [древнего виртуоза] Бо Я")- небольшой сб. (один цзюань - "свиток"), состоящий из 31 прозаич. эссе и 13 стихотворений, в жанре "несвоевременных размышлений", или "книги ни для кого" (см. также Ван Фу, Ли Чжи, Хуан Цзунси). Признавая руководящей силой мироздания одно из высших божеств даос, пантеона - "Верховного владыку. Нефритового государя" (Юй-хуан Шан-ди), Д.М. утверждал "предустановленную исчисленность" (дин шу) жизненных событий. Однако "всепроницающий человек" (да жэнь) способен преодолеть этот трагич. фатализм, "следуя [своему] сердцу, а не обстоятельствам" (ю синь бу ю цзин). Пессимистич. стоицизм Д.М. был реакцией на гибельное положение страны, причину к-рого он видел в своекорыстном властолюбии, ставшем принципом гос. управления в первой централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Ему Д.М. противопоставлял окрашенный в даос, тона утопич. идеал об-ва "века предельной благодати-добродетели (дэ [1])" (ср. "Чжуан-цзы", гл. 9), характеризующегося аскетич. умеренностью потребления, близостью народа и правителя, отсутствием у последнего стремления к обладанию властью. Государь - такой же человек, как все, и власть ему дается "гуманным" (жэнь [2]) Небом (тянь) не ради него самого, а ради народа (минь). Вместе с правителем Поднебесную должны рационально "упорядочивать" (ли [1]) талантливые и достойные чиновники. Но если таковых нет, то лучше, по Д.М., "упразднить приказное начальство и уездные власти, предоставив Поднебесной самостоятельно заменять порядком смуту и спокойствием опасность". Взгляды и личный пример Д.М. оказали воздействие на воззрения нек-рых представителей критич. направления в конфуцианстве 16- 17 вв., напр. Ли Чжи и Хуан Цзунсй. **Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987; Fu Lo-shu. Teng Mu, a Forgotten Chinese Philosopher // TP. 1965. Vol. 52. Livr. 1 - 3. А.И. Кобзе

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь