ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ
ок. 360 - ок. 280 до н. э.), др.-греч. афинский гос. деятель и философ. Представитель перипатетической школы, ученик Теофраста. В 317-307 абс. правитель (эпимелет) Афин; с 297 при дворе Птолемея I Сотера, один из основателей Александрийской бки и Мусея. Биография Д. Ф. - у Диогена Лаэртия (V 75-85); там же - каталог соч.: 45 назв. на этич., политич., историч. и историко-лит. темы (не сохранились, фрагменты в собрании Верди). Д. Ф., воплощавший для Цицерона идеал гос. деятеля, оратора и философа в одном
лице, не был оригинальным мыслителем; его историч. заслуга - перенос нерипатетич. учености в Александрию. Ему принадлежит также древнейшее сохранившееся (у Стобея) собр. изречений «семи мудрецов».

Источник: Советский философский словарь

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ
ок. 360—ок. 280 до н. э.) — греческий философ и афинский государственный деятель. Представитель Перипатетической школы, ученик Теофраста. В 317—307 абсолютный правитель (эпимелет) Афин; с 267 при дворе Птолемея 1 Сотера, один из основателей Александрийской библиотеки и Мусея. Биография Деметрия—у Диогена Лаэртия (V 75—85); там же—каталог сочинений: 45 названий на этические, политические, исторические и историколитературные темы (не сохранились, фрагменты в собрании Верди). Деметрий, воплощавший для Цицерона идеал государственного деятеля, оратора и философа в одном лице, не был оригинальным мыслителем; его историческая заслуга—перенос перипатетической учености в Александрию. Ему принадлежит также древнейшее сохранившееся (у Стобея) собрание изречений «сема мудрецов».
Фрагм.: Wehrli F. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles. Texte und
RE, Suppl. XI. 1968. A. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ
ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ (????????? ? ????????) (ок. 355, Афины - после 283 до н. э., Египет), др.-греч. афинский государственный деятель и философ, представитель Перипатетической школы, ученик Теофраста.     Жизнь. Биография Д. - у Диогена Лаэртия (V 75-85). Родился в Афинах (принадлежал к дему Фалер), был человеком незнатного происхождения (V 76. 1). Получил в юности хорошее образование: вместе с братом учился в Ликее у Теофраста (не исключено, что мог слушать и Аристотеля); был знаком также с ораторами Демосфеном (Plut. Demosth. 9. 11. 14) и Динархом.     Д. с самого начала своей политической карьеры (с 324) примыкал к про-македонской партии в Афинах. В результате событий 319-318, связанных с попыткой восстановления в Афинах демократии после смерти македонского наместника Антипатра, весной 317 был выдвинут Кассандром, сыном Антипатра, на должность «попечителя» города (эпимелета) и занимал ее в течение 10 лет, с 317 по 307, осуществляя при цензовой (по сути олигархической) конституции фактически абсолютное правление (тираннию). Свое правление в Афинах Д. начал с пересмотра и составления свода основных законов, заслужив у историков звание третьего законодателя афинян после Драконта и Солона (ср. Georg. Sync. 331, 6 Mossham.; о деятельности Д. в Афинах см. Фролов 2003). Особое покровительство Д. оказывал Перипату (ср. D. L. V 2, 39), но в той или иной степени поддерживал всех видных философов Афин своего времени (академика Ксенократа, IV 2, 14, киренаика Феодора, II 8, 101, киника Кратета, VI 5, 90). Лишившись власти в 307 после осады Афин Деметрием Полиоркетом, Д. на 10 лет удалился в Фивы, остававшиеся под контролем Кассандра; по замечанию Плутарха, пребывал в безвестности и влачил жалкое существование (Plut. Quom. adul?t. 28, 69cd). С 297 (после смерти Кассандра) Д. - при дворе Птолемея I Сотера как привилегированный царский советник (Plut. De exil. 7, 601f-602a; Reg. et imp. apophth. 189d; D. L. V 78; Cic. De fin. V 19, 53-54). Главным деянием Д. в Александрии, помимо составления законов (ср. Aelian. Var. hist. Ill 17), была инициатива создания Мусейона и Библиотеки (свидетельствующая об этом традиция восходит к «Письму к Филократу» Аристея, апокрифу кон. 2 в. до н. э.); достоверность сведений, восходящих к тому же источнику, о том, что Д. составил проект перевода на греческий язык Священного Писания евреев (об этом говорят Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Тертуллиан) современными учеными, как правило, отвергается. Умер Д. в изгнании, в Египте, вскоре после прихода к власти Птолемея П.     Сочинения. Д. оставил обширное литературное наследие, от которого дошли немногочисленные фрагменты (см. в собрании Ф. Верли). У Диогена Лаэртия приведен каталог, в котором упомянуты 44 его произведения (книга «О законах» упомянута дважды). Преимущественное внимание в своем творчестве Д. уделял традиционной разработке этико-политических вопросов. К этическому разделу относят «Протрептик», «О величии души» (???? ????????????), «Об убеждении» (???? ???????), «О МИЛОСТИ» (???? ???????), «Об удаче» (???? ?????), «О благоприятном моменте» (???? ??????), «О любви» (????????), «О браке» (???? ?????), «Об обязанностях» (???? ?????????????), «О старости», «Апология Сократа» (в каталоге - «Сократ», ср., однако D. L. IX 51) и др. Д. принадлежит древнейшее сохранившееся (у Стобея) собрание изречений Семи мудрецов и первое собрание басен Эзопа. Политической философии и политической истории были посвящены: «О справедливости», «В защиту демократии», «О демагогии», «Об афинском государственном устройстве», «Об афинском законодательстве», «Список архонтов» и др. Были у Д. также труды по риторике и литературоведению. Об афинском периоде своей жизни Д. оставил воспоминания «О десятилетии», а также «Обличение афинян». Не будучи оригинальным мыслителем, Д. все же оставил заметный след в истории Перипатетической школы; его несомненная заслуга состоит в том, что он перенес опыт перипатетической учености в Александрию, стал инициатором историографических и литературоведческих исследований в Мусейоне.     Высокую оценку Д. можно встретить у Цицерона, который видел в нем идеальное сочетание достоинств государственного деятеля, оратора и философа. В «О законах» Цицерон писал: «Что касается человека... который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто сравнится с Деметрием Фалерским?» (egg. Ill 6, 14)     Фрагм.: WEHRLI, Die Schule IV. Demetrios von Phaleron. Basel, 1968.     Лит.: Wehrli F. Demetrios von Phaleron, - RE Suppl. XI, 1968, col. 514 sq.; Gehrke H. J. Das Verh?ltnis von Politik und Philosophie in den Werken des Demetrios von Phaleron, -ChironS, 1978, p. 149-193; Williams J. MThe Peripatetic school and Demetrius of Phalerum ´s reforms, - AncW 15, 1985, p. 87-98; B?chler W. Zur handschriftlichen ?berlieferung der Spr?che der sieben Weisen, - NAWG 1989, S. 3-36; Fortenbaugh W. W., Sch?trumpf E. Demetrius of Phalerum: Text, Translation and Discussion [RUSCH IX]. N.Bruns.; L., 2000; Фролов Э. Д. Философ у власти: правление Деметрия Фалерского в Афинах, - АКАДЕМИЯ. Вып. 5, 2003, с. 197-221.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь