ДекамеронДекарт: дух . Идеи

ДЕКАРТ

Найдено 2 определения термина ДЕКАРТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕКАРТ (Рене)

французский философ (Лаэ, сег. Декарт, Турень, 1596 — Стокгольм, 1650). Сначала его привлекала военная карьера (1617-1629), большую же часть жизни провел в Голландии, спасаясь от гонений со стороны церкви. Классический философ в полном смысле слова, для зарубежных читателей он — символ духа целого народа, поскольку научил французскую культуру новому стилю мышления: при помощи «ясных и отчетливых идей». Он освободил философскую рефлексию от какого бы то ни было авторитета (религиозного или политического), установив таким образом практику «личного размышления». Его рационализм основан, прежде всего, на принципе, предполагающем уверенность в том, что всякий правильно направляемый ум может прийти к познанию истины. «Рассуждение о методе» (1637) излагает эти правила, долженствующие управлять всяким исследованием, философским или научным. В «Размышлениях о первой философии» — своем главном философском произведении — он исходит из «методического» сомнения во всех вещах и обнаруживает, что даже в самом радикальном сомнении невозможно сомневаться в том, что мы сомневаемся. Мысль представляет, таким образом, нашу первую очевидность, из которой философ и выведет свое существование («Я мыслю, следовательно, я существую»); затем — существование Бога, исходя из понятия бесконечного, имеющегося в нас; наконец, существование материального мира, исходя из ощущения аффектов нашего тела. Его доктрина, а именно рационализм, основана, таким образом, на дедукции всех вещей из мысли. Его этика, изложенная в «Рассуждении о методе», в обширной «Переписке» (в частности, с палатинской принцессой Элизабет), психологическое основание которой анализируется в «Трактате о страстях души» (1649), включает: с одной стороны, предварительный вариант морали (принятой в ожидании возможности основывать свои поступки на истине) стоической направленности, смягченной определенной долей оппортунизма; с другой стороны, набросок окончательного варианта морали, основанной на познании истины: «Чтобы правильно поступать, достаточно правильно судить». В равной мере математик и физик, Декарт изложил свое мировоззрение в «Principia philosophiae» («Начала философии», 1644). Кроме того, он является создателем аналитической геометрии, т.е. применения алгебры в геометрии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ДЕКАРТ

Descartes), Рене, латинизиров. имя – К a р т е з и й (Renatus Cartesius) (31 марта 1596 – 11 февр. 1650), – франц. ученый и философ. Осн. черта филос. мировоззрения Д. – дуализм души и тела, "мыслящей субстанции" и "протяженной" (материальной) субстанции. В своей космологии, космогонии, физике, физиологии Д. – материалист. В то же время в психологии (в учении о душе), теории познания, в учении о бытии Д. оставался идеалистом. Род. в семье франц. дворянина в Лаэ (провинция Турень). Образование получил в привилегированной иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, к-рую покинул в 1621, и после неск. лет путешествий переселился в Нидерланды – передовую капиталистич. страну того времени, где провел двадцать лет в уединенных науч. занятиях. Здесь вышли его гл. соч. – "Рассуждение о методе..." ("Discours de la m?thode...", 1637, рус. пер. со ст. Т. И. Ойзермана, Философское учение Декарта, М., 1953), "Размышления о первой философии..." ("Meditationes de prima philosophia...", 1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" ("Principia philosophiae", 1644, рус. пер. 1950). Проникновение новаторских идей Д. в нидерл. ун-ты навлекло на него ожесточ. преследования протестантских богословов. Поэтому в 1649 он принял приглашение швед. королевы Христины и переселился в Стокгольм, где вскоре умер. Вопросы физики и космологии, так же как и вопросы математики, Д. разрабатывал не только как философ. но и как крупнейший ученый. В математике Д. – один из творцов аналитич. геометрии, в к-рой он уже владел новым в математике понятием о функции. Он разработал аналитич. способ выражения геометрич. объектов и их отношений посредством уравнений алгебры. От Д. также ведет начало система алгебраич. обозначений, перешедшая с небольшими изменениями в наше время. Д. открыл путь к признанию отриц. корней и к оперированию с ними. В механике Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В оптике обосновал (независимо от Снеллиуса) закон постоянного отношения синусов при преломлении света. Он развил математич. теорию радуги и разгадал причину ее возникновения. Новаторской была разработанная Д. космогония, в основе к-рой лежала идея естеств. развития солнечной системы, обусловленного свойствами материи и движением ее разнородных частиц. Осн. формой движения космич. материи Д. считал вихревое движение ее частиц. Исходя из учения Коперника о нынешнем строении солнечной системы, Д. пытался объяснить в своей космогонии, каким образом могло без непосредств. вмешательства бога возникнуть это совр. строение мира. Т. о., в науку о вселенной была впервые в новое время введена т. зр. развития, благодаря чему Д. способствовал будущим успехам диалектики, хотя он понимал развитие еще в целом механистически. Учение Д. о м а т е р и и, или о т е л е с н о й с у б с т а н ц и и, сложилось в зависимости от математич. и физич. исследований. Осн. мысль этого учения состоит в отождествлении материи с протяжением, или пространством. Из всех чувств. качеств, по Д., объективно существует и действительно принадлежит материальным предметам только протяжение в длину, ширину и глубину. Материя Д. – не столько вещество физики, сколько пространство стереометрии, поскольку лишь последнее не зависит от сознания и обусловлено только необходимым характером ее субстанции. Несмотря на абстрактно-геометрич. характер этой концепции, теория материи Д. привела его к ряду важных выводов: мировая материя (пространство) – беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. Два, первых вывода опрокидывали ср.-век. представление о конечности мира и об иерархии его физич. элементов, два последних наносили удар возрожденной во времена Д. античной теории атомов, к-рая мыслила мир, как состоящий из абсолютно неделимых частиц, разделенных пустотами. Основанная на этих положениях, ф и з и к а Д. строго механистична. В резком противоречии со всей ср.-век. физикой Д. пытался свести все качеств. разнообразие природных явлений к материи, тождественной с пространством, и к ее движению. При этом каждую частицу материи Д. рассматривал как совершенно инертную и пассивную массу. Движение возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Перемещение тел – относительно. Развивая этот взгляд, Д. содействовал успехам механики и дал независимо от Галилея первое приближение к пониманию относит. характера движения. Сводя физич. явления к относит. перемещению тел, Д. намечал идею взаимодействия, – правда, всего лишь механического, – между элементами и явлениями физич. мира. В это материалистич. воззрение вторгался, однако, дуализм; общая причина движения, по Д., – бог, к-рый сотворил материю вместе с движением и покоем и к-рый действием своего промысла сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, какое вложил в нее при творении. Космогония и физика Д. завершаются дуалистич. учением о человеке; по Д., человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Д., посредством особого органа – т.н. шишковидной железы. По Д., тело человека (так же, как и тело животных) есть не что иное, как сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механич. воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения. Не ограничиваясь усвоением передовых физиологич. теорий своего времени (теория кровообращения Гарвея), Д. вел самостоят. исследования в области физиологии, в результате к-рых установил схему двигат. реакций, представляющих одно из первых науч. описаний рефлекторного акта. Д. предложил также материалистич. объяснение явлений памяти и смерти. Материалистич. физиология Д. выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности человеч. души. По Д., сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут, по Д., думать. В психологии Д., в отличие от своих предшественников, стремился объяснять движения и волнения души не как моралист, а как физик. К автоматич. движениям тела, общим для всех живых существ, у человека присоединяется сознат. жизнь души. Из всех психич. функций Д. на первое место выдвигал волю. Гл. действие аффектов, или страстей, состоит, по Д., в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. В кругу вопросов философии, к-рые разрабатывал Д., первостеп. значение имели вопросы о задаче и о методе п о з н а н и я. Вместе с Ф. Бэконом Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технич. средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством к-рого возможно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверно здание всей науки. Ни этого тезиса, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт филос. рассуждений Д. – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с к-рого начинал Д., есть не убеждение агностика, а только предварит. прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует. Но сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. Весь этот ход мысли Д. резюмирует в положении: "Я мыслю, следовательно я существую" – "Cogito ergo sum" (Избр. произв., M., 1950, с. 282 и др.). Это учение есть идеализм, состоящий в убеждении Д., будто из всех возможных истин самая достоверная и даже единственно достоверная – истина о моем существовании в качестве мыслящего. Идеализм Д. осложняется религ. предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, писал Д., необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Д. строил по образцу доказательства Ансельма Кентерберийского (онтологич. доказательство бога, см. Бог). Но если бог существует, то этим, по Д., исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно. Заблуждение же возникает в силу способности моего свободного решения или воли. Это решение воли выражается в акте суждения. Что касается истины, то ее возможность обусловлена, по Д., существованием врожденных идей (ideae innatae). В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, к-рый сложился в результате наблюдений над логич. характером математич. знания. Его истины он считал совершенно достоверными, обладающими всеобщностью и необходимостью, вытекающей из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвел исключит. роль в процессе познания дедукции, или дедуктивной форме доказательства и изложения. Под дедукцией Д. понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооруженный достоверными средствами мышления – интуицией и дедукцией – разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистич. метода Д. представляют собой распространение на все достоверное знание тех рацион. приемов исследования, к-рые применяются в математике, в частности в геометрии. Они состоят из четырех требований: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логич. звеньях исследования. Зависимостью нашего познания от врожденных идей определяется, по Д., совершенство знания и его объем. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеч. духе и еще больше о боге. Философия Д. и его науч. идеи оказали значит. влияние на последующее развитие философии. Наличие материалистич. и идеалистич. элементов внутри системы Д. сделало возможным влияние этой системы как на идеалистов, так и на материалистов. Учение Д. о непосредств. достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального не раз становилось опорой для развития идеализма и противостояло материалистич. учениям 17–18 вв. "Метафизика XVII века, главным представителем которой во Франции был Д е к а р т, – писал К. Маркс, – имела со дня своего рождения своим а н т а г о н и с т о м м а т е р и а л и з м. Материализм выступил против Декарта..." (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). С другой стороны, материалистическое в своей основе учение Д. о природе, враждебный всякой теологии всеобщий механистич. метод, широкая но замыслу теория развития природы, материалистич. в своей основной установке физиология делают учение Д. одним из этапов образования материалистич. мировоззрения нового времени. По словам Маркса, Д. "...совершенно отделил свою физику от своей метафизики. В г р а н и ц а х его физики м а т е р и я представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. Механистический французский материализм примкнул к ф и з и к е Д е к а р т а, в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии а н т и м е т а ф и з и к и, а именно – ф и з и к и" (там же). Дальнейшее движение науч. и филос. мысли затронуло почти все положения философии Д. Так, Спиноза преодолел декартовский дуализм материальной и духовной субстанций; Локк отверг абстрактно-геометрич. характер учения Д. о материи и ввел в число объективных качеств вещей также и свойство непроницаемости (плотности); Лейбниц отверг учение Д. о боге как об источнике врожденных идей и показал, что рациональные начала познания должны иметь источник в природе человека, а также доказывал, что душа не влияет на движение тела ни в отношении его скорости, ни в отношении его направления; франц. материализм 18 в. в лице Ламеттри отверг учение Д. о принципиальном различии между природой человека и животных; Кант опроверг декартово доказательство бытия бога; наконец, весь классич. немецкий идеализм в целом заменил диалектикой метод рационализма, одним из основателей к-рого был Д. Совр. реакц. бурж. философия и история философии подчеркивают в учении Д. его идеалистич. учение о боге, о духовной субстанции, а также идеалистич. черты его учения о познании. При этом в оценке теории познания Д. происходит характерный сдвиг. Бурж. историки философии 19 в. характеризовали эту теорию, как рационалистическую. Они подчеркивали рационалистич. смысл учения о Cogito, об интуиции, о врожденных идеях. Напротив, совр. бурж. историки философии в своей значит. части отрицают рационализм Д. (Жюль Лапорт), преувеличивают значение в его философии мистицизма, учения об интуитивном познании и т.п. Передовая обществ. мысль Франции, видя недостатки и противоречия мировоззрения Д., высоко ценит в нем гениального новатора науки – одного из творцов материалистич. понимания природы и выдающегося логика. В. Асмус. Москва. Соч.: "Начала философии" – одно из основных соч. Д., посвященное проблемам познания (ч. 1-я), начал материальных вещей (ч. 2-я), видимого мира (ч. 3-я) и Земли (ч. 4-я). В большинстве изданий книга дополнена предисловием автора. "Начала" написаны на лат. яз., 1-е изд. вышло в 1644. Первая редакция не является окончательной. В 1647 вышел франц. перевод, выполненный, как указано на титуле, аббатом Пико. Есть, однако, основания полагать, что конец 3-й и вся 4-я часть переведены самим Д., причем нек-рые места написаны заново. Лат. и франц. тексты неоднократно переиздавались. На рус. яз. имеются пер. Н. Н. Сретенского, предисл. И. Ягодинского (Казань, 1914), В. Н. Ивановского, частично М. В. Резцовой ("Избранные произведения", М., 1950). Куно Фишер перевел 1-ю часть "Начал" ("Principien der Philosophie", Tl 1. Von den Principien der Erkenntni?, в кн.: Rene Descartes, Hauptschriften, Mannheim, 1863) на нем. яз. Полный нем. перевод дан в 3-м т. филос. произведений Д. (Bd 1–4, В., 1870), есть отд. издание в 2 чч. ("Prinzipien der Philosophie", ?? 1–2, ?bersetzt und erl?utert von J. H. von Kirchmann, В., 1871). На англ. яз. основные разделы "Начал" были переведены Дж. Вичем (Edin.–L., 1853) и неоднократно переиздавались (последние публикации: ?. ?., 1951, ?. ?.–L., 1953). Неск. изданий выдержал другой перевод, вошедший в 1-й т. "Философских трудов" (The Philosophical works of Descartes, rendered into English by E. S. Haldane and G. R. T. Ross, Camb., 1911, переизд. в 1931, затем в 1955). Имеется также третий вариант перевода (Philosophical writings of R. Descartes, ed. by E. Anscombe and P. T. G?ach, [Edin.], 1954). Кроме того, имеются переводы: испанский (Madrid, 1925) и румынский (Buc., 1952, 1957). "Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках" – сжатое изложение филос. взглядов Д., одно из главных его произведений, в к-ром он высказывается о науках (ч. 1-я), науч. методе (ч. 2-я), о морали (ч. 3-я), существовании бога и человеч. души (ч. 4-я), о физич. проблемах (ч. 5-я) и средствах развития наук (ч. 6-я). Впервые издано анонимно на франц. языке в Лейдене ("Discours de la m?thode, pour bien conduire sa raison et chercher la verit? dans les sciences...", Leyden, 1637). Книга была задумана как предисловие к работам "Диоптрика", "Метеоры" и "Геометрия", к-рые и вошли вместе с "Рассуждением" в издание 1637 года. При жизни автора вышло первое лат. издание уже под именем Д. (Renati Des Cartes, Specimina philosophiae, seu Dissertatio de methodo..., Amst., 1644). Перевод просмотрен и исправлен автором, и лучшие из последующих изданий учитывают оба текста. Лат. текст опубликован в Амстердаме в 1650 (2-й т. "Философских произведений"); лат. и франц. тексты неоднократно публиковались и позже. Одно из лучших франц. изданий – в 6-м т. соч. Д. под ред. Ш. Адама и П. Таннери. Из новых франц. изданий укажем: Р., 1948, с предисловием Ж. Банда и Р., 1950, с предисловием, комментариями и примеч. М. Баржонне. На рус. яз. имеются переводы M. M. Скиада "О методе для правильного развития разума и для изыскания истины в науках" (Воронеж, 1873); Н. А. Любимова "Рассуждение о методе, дабы хорошо направлять свой разум и отыскивать научные истины..." (СПБ, 1885). После Октябрьской революции вышли издания Г. Тымянского, [М.] ,1925, В. В. Соколова (в "Избранных произведениях" Декарта, [M.], 1950) и Г. Г. Слюсарева (М.–Л., 1953) со статьей Т. И. Ойзермана "Философское учение Рене Декарта", кратким списком произведений философа, комментариями и именным указателем. На англ. яз.: "A Discourse of a method", L., 1649, и др. вплоть до 1953. Широко известный нем. перевод "Рассуждения о методе..." ("Abhandlung ?ber die Methode") принадлежит Куно Фишеру в его издании осн. произведений ("Hauptschriften") Д. (Маннгейм, 1863). Др. нем. перевод – в "Философских произведениях" ["Philosophische Werke", В., 1870, пер. А. Бухенау (A. Buchenau), перепечатка его 4-го изд. вышла в 1948]. На исп. яз. – Madrid, 1885, 1904, 1918, 1931; Barcelona, 1929; Buenos Aires, 1940; на португ. яз. – Rio de Janeiro, 1896; S?n Paolo, 1939; на итал. яз. – Bari, 1912; Padova, 1944; на чеш. яз. – Praha, 1882, – и др. вариант – Praha, 1947; на словац. яз. – Bratislava, 1954; на болг. яз. дважды изд. пер. П. М. Нойкова (София, 1899 и 1908). Имеются издания на фин. – (Helsinki, 1899), валлийском – (Caerdydd, 1923) и новогреч. (1824) яз. Л. Азарх. Москва. Oeuvres, publi?es par Ch. Adam et P. Tannery, v. 1–12, et Suppl., P., 1897–1913; Correspondance, publ. par Ch. Adam et G. Milhaud, v. 1–6, P., 1936–56; Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1, Казань, 1914; Избр. произв. (вступит. статья В. В. Соколова, Философия Рене Декарта), [М.], 1950. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 138–48; Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 396 (прим. 111); Энгельс Ф., Анти-Дюринг. М., 1957 (см. Именной указатель); его же, [Письмо] К. Шмидту, 5 авг. 1890, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955; Любимов ?. ?., Философия Декарта, СПБ, 1886; ?улье ?., Декарт, пер. с франц., М., 1895; Кранц [Э.], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер., СПБ, 1902; Фишер К., История новой философии, т. 1 – Декарт, его жизнь, сочинения и учение, пер. [с нем.], СПБ, 1906; Спиноза Б., Принципы философии Декарта, пер. с лат., М., 1926; Асмус В. Ф., Диалектика в системе Декарта, "Вестн. комм. акад.", 1928, No 25; Васильев С. Ф., Эволюционные идеи в философии Декарта, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.–Л., 1935; Асмус В. Ф., Космогония и космология Декарта, "Под знаменем марксизма", 1937, No 8; Гачев Д., Декарт и эстетика, там же, No 8; Митин М., Ренэ Декарт и его "Рассуждение о методе", там же; Ситковский Е., Декарт и французский материализм, там же; Фролов Ю., Физиологическое учение Декарта и теория условных рефлексов Павлова, там же, Быховский Б., Декарт и религия, там же, No 7; его же, Метафизика Декарта, там же, No 8; его же, Философские основы физики Декарта, "Фронт науки и техники", 1937, No 5; его же, Методология Декарта (К 300-летию "Рассуждения о методе"), там же, No 7; его же, Философия Декарта, М.–Л., 1940; Казарин ?., Рэнэ Декарт, "Правила для руководства ума", "Фронт науки и техники" , 1937, No 1; Яновская С, "Геометрия" Декарта (К 300-летию со времени выхода в свет), там же, No 6; Соколов В., Философия Декарта и идеологическая борьба в современной Франции, "Вопр. философии", 1950, No 2; Асмус В. Ф., Декарт, М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382–386; Саllot E., Probl?mes du cart?sianisme, Annecy, 1956; Lef?vre R., L´humanisme de Descartes, P., 1957; Rоdis-Lewis G., La morale de Descartes, P., 1957. В. Асмус. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДЕКАРТ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕКАРТ — 0

Найдено книг по теме ДЕКАРТ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕКАРТ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕКАРТ — 0