ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
вид духовно-практического освоения и преобразования мира по законам красоты. Уже во времена палеолита древний мастер, изготовляя, например, кремниевый нож или глиняную плошку, стремился придать им изящную форму. В искусно сделанном ноже было заложено «идеальное», свидетельствующее о том, что человек научился создавать предметный мир в соответствии как со свойствами предметов, так и со своими потребностями и представлениями о красоте. Вплетаясь в трудовую деятельность человека, эстетическое начало развивает его духовный мир. Эстетическая деятельность может выступать и в качестве самостоятельного творчества, когда она преследует непосредственное решение эстетических задач (например, в деятельности дизайнера, в танце балерины и т. п.).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Эстетическая деятельность
универсальный вид деятельности, ориентированный на базовую ценность красоты. Э.д. проявляется в создании и переживании прекрасного в любой области человеческой жизнедеятельности - от произведений искусства (профессиональный уровень) до повседневного поведения. Независимо от формы, в которой выражены результаты Э.д. – материальной или идеальной – они существуют как чувственно воспринимаемые образы, имеющие символическое значение. Символичность эстетических образов задается их основной функцией – выражать целостное отношение человека к жизни. Именно в этом смысле Э.д. относится к тем видам, которые синтезируют разнообразие всех – универсальных и предметных видов деятельности, предшествуя в своей синтезирующей способности религиозному чувству. В отличие от рационально опосредованных форм мировоззрения Э.д. непосредственно выражает жизненную позицию, руководствуясь оценкой, которую дает эстетический вкус.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 210-214; его же. О повседневной эстетике // Сагатовский В.н., Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюмень. 2011 (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru; его же. Чувство безбрежности как религиозно-эстетический феномен // Сагатовский В.н., Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюмень. 2011. (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
специфический вид практически-духовной (создание произв. искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем разновидностям Д. э. присуще эстетическое начало — осуществляемое в той или иной форме «творчество по законам красоты», доставляющее человеку высокое духовное наслаждение. Как и всякая целесообразная деятельность, Д. э. является социальной формой бытия человека. Через нее человек вступает в определенные связи с внешним миром, в эстетические отношения с действительностью, изменяя при этом самого себя, свои способности, свой внутренний духовный мир. Первоначально Д. э. была непосредственно вплетена в материальную, предметно-практическую преобразующую деятельность, в труд (Искусство и труд). Но в процессе исторического развития и общественного разделения труда она выделилась в самостоятельный вид духовно-практической деятельности, сохраняя с трудом опосредствованную культурой связь. Такое ее выделение было связано с определенной потребностью общественного развития, а именно с необходимостью формирования у человека способности к предвосхищению «потребного будущего», к целеполагающей деятельности без представления определенной практической цели, как бы «про запас». Как «ответ» на эту потребность и формируется функционально специализированная способность к Д. э., в к-рой, как и в трудовой, можно выделить предмет, субъект, средства и результат. Объективное основание для Д. э., так же как и для деятельности предметно-практической, человек находит в самой, деятельности, в фундаментальных законах бытия (цельность, структурность, симметрия, ритм и т. п.), их внешних проявлениях (выразительность, формальная завершенность, ясность), и законах общественного развития (социальный прогресс, свобода, героизм, альтруизм, гуманизм). Но эти свойства не лежат на поверхности, а часто носят диспозиционный характер, т. е. требуют специальной деятельности по их выявлению и актуализации. Таковой и является Д. э., в к-рой объект становится эстетическим предметом. Лишь в редких случаях объект обладает естественным сочетанием качеств, делающих его «природным эстетическим предметом». В этом смысле Маркс говорит о золоте и серебре. Гл. элементом Д. э. является субъект — носитель эстетических способностей, к-рые актуализируются в процессе Д. э. (эстетическое созерцание, образное мышление, продуктивное воображение, игра воображения и рассудка,.соучастие, остроумие, опережающая эмоциональная оценка объекта в проблемной ситуации и т. п.). Со стороны субъекта Д. э. предполагает наличие установки, настроенности на нее. При этом субъект не ограничивается «узнаванием» готовой эстетической ценности, но всякий раз преобразует предмет в своем воображении в соответствии с представлением о желаемом как возможном. Одновременно в процессе Д. э. происходит совершенствование его эстетических способностей. Будучи развиты, они могут свободно реализоваться в любых др. видах практической и духовной деятельности. Д. э. имеет опосредствованный характер. Вступая в жизнь, человек застает сложившуюся систему эстетических отношений и ценностей, в к-рых объективированы результаты предшествующей Д. э., приобретающие значение всеобщих средств, норм и критериев настоящей (актуальной) Д. э. Иными словами, субъект Д. э. изначально погружен в систему эстетических (общественных) отношений и в этом смысле является общественным субъектом. Непосредственный результат Д. э. на стороне субъекта — производство и воспроизводство эстетического отношения к действительности, выражающееся в «незаинтересованном» интересе к предмету, чувстве удовольствия от общения с ним; на стороне объекта — открытие или формирование эстетической ценности предмета. Конечным результатом Д. э. в системе общественной практики в целом является развитие творческих сил и способностей человека вне зависимости от к.-л. конкретной деятельности, т. е. целостное развитие личности.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
144.92 кб

Роль культурно-эстетического развития человека в дизайнерской деятельности

Ермолина Лидия Анатольевна
Воздействие человеческого фактора является значимым в системе «природа-человек-вещь».
Читать PDF
309.02 кб

Эстетическая деятельность человека как предмет герменевтического исследования

Шинкевич Павел Геннадьевич
Рассматриваются наиболее актуальные вопросы герменевтики искусство и теория истолкования текста, имеющего целью выявить его смысл, исходя из объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намер
Читать PDF
18.33 мб

Эстетическое воспитание молодежи на образах города средствами экскурсионной деятельности

Хилько Николай Федорович
Цель статьи представить визуально-образные характеристики экскурсионных объектов г. Омска, которые формируют собой культурное наследие крупного сибирского города.
Читать PDF
147.04 кб

Эстетическая культура как экзистенциальная потенция, придающая смысл духовной деятельности

Лукьянов А. В., Файзуллин А. Ф.
Читать PDF
204.24 кб

Стимулирование эстетической активности населения средствами музейно-выставочной деятельности

Колмакова С. И.
Статья посвящена рассмотрению деятельности музейно-выставочных учреждений XXI в.
Читать PDF
226.35 кб

Философское понимание эстетической ценности вещи как результата художественно-предметной деятельност

Ярыгина Анастасия Анатольевна
Раскрывается философское понимание и историческое развитие эстетической ценности вещи как результата творческой деятельности человека, носителя духовной и материально-практической ценности.
Читать PDF
239.99 кб

«Эстетический гуманизм» в журналисткой деятельности С. П. Шевырёва («Московский вестник» и «Московск

Цветкова Нина Викторовна
Впервые в современной науке анализируется «эстетический гуманизм» С. П.
Читать PDF
441.65 кб

Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жи

Кузьмина Ильина Александровна, Карпова Светлана Ивановна
Рассмотрены вопросы эмоционального благополучия детей в среднем дошкольном возрасте, представлено описание эмпирического исследования по формированию эмоционального благополучия у детей пятого года жизни на занятиях художественно-
Читать PDF
687.62 кб

Особенности организации художественно-эстетической деятельности в среде несовершеннолетних осужденны

Зауторова Эльвира Викторовна
В статье показана роль художественно-эстетической деятельности в исправлении лиц несовершеннолетнего возраста, находящихся в местах лишения свободы.