ДЕДАЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дедал
греч.) – «искусный» – легендарный скульптор и архитектор, внук афинского царя Эрехфея. Обучил племянника Талоса (вариант: Пердика), который превзошел учителя в мастерстве. Из зависти Д. сбросил Талоса с акрополя и был вынужден бежать из Афин на о-в Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил лабиринт для чудовища Минотавра, он же дал Ариадне клубок ниток, с помощью которого Тесей выбрался из лабиринта. В наказание Минос заточил Д. и его сына Икара в лабиринт. Тогда Д. сделал крылья из перьев, скрепленных воском, и вместе с сыном улетел на них с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море. Д. добрался на о-в Сицилия к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., также прибыл в Сицилию и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но сначала предложил Миносу принять ванну, и дочери Кокала убили Миноса, обварив его кипятком во время мытья. Остаток жизни Д. провел в Сицилии.

Источник: Мифологический словарь

ДЕДАЛ

Внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона, по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона. Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Д. – букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина имя племянника Пердикс), чье мастерство вызывало зависть Д. Признанный виновным в ареопаге, Д. после осуждения бежал на Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок. Д. помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Д. вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Д. добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Д. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Д. это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Д. находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне, там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Д. же провел остаток жизни на Сицилии.

Источник: Словарь греческой мифологии

Дедал
В древнегреческой мифологии Дедал (Δαίδαλος) – первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это (от корня dal – долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы критских, афинских и сицилийских сказаний. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Ерехфидов. В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Дедала, и дем, получивший от него свое название (Δαιδαλίδαι). Ученика и племянника своего, Талоса (вариант: Пердикса), Дедал умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Сестра Дедала Поликаста после смерти своего сына повесилась. Осужденный за это ареопагом на изгнание, Дедал бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, затем по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает дочери Миноса Ариадне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Дедал с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. Икар погиб на дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу, Дедал же спасся в Кумы, в Италии, и построил там храм Аполлону; а потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Дедале пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба из дерева, которая разрабатывалась так назыв. Дедалидами и отсюда была перенесена в Сикион Динэном и Скиллисом. В «Илиаде» упоминается хоровод, сделанный Дедалом для Ариадны. Павзаний говорит, что видел это произведение и что это был мраморный рельеф. А. Щ.
В строительном деле Дедала считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческ. цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Дедала; в различных местах существовали сооружения, происхождение которых приписывали строителю критского лабиринта. Так как эти древности выражали собою весьма различную степень развития искусства, от грубых, младенческих попыток художественного творчества до некоторой уже заметной умелости, то они, очевидно, не могли принадлежать не только одному и тому же художнику, но и одному и тому же времени.
К тому же самое имя Дедала, происходящее от глагола δαιδαλεΐν (делать искусно), заставляет видеть в нем не историческое, действительно существовавшее лицо, хотя и приукрашенное легендами, а личность, созданную народной фантазией и символизировавшую успехи, достигнутые несколькими поколениями художников в начальную эпоху греческ. искусства, от глубокой старины, предшествовавшей походу на Трою, и до VI в. пред Р. Х.
(Ср. Kuhnert, «Daidalos» (XV Supplem. Band d. Jahrbücher für Philologie; 1886); Robert, «Archaeologische Märchen» «Philologische Untersuchungen v. Kiessling und v. Wilamowitz-Möllendorf» (X, 1886). А. С-в.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.