ДЬЯУСДЭВА

ДЭ

Найдено 3 определения термина ДЭ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ДЭ

кит.): дао, древнейший термин, лежащий в основе всего принципа этического детерминизма в Китае. Дао, проявленное в действии, в конкретном деянии, по сути дэ – это тоже Дао, но трансформированное, явленное, доступное нравственному восприятию. Дэ – это Дао в мире бытия, в феноменальном мире вещей и существ. В человеческой деятельности Дэ – проявление добродетели, умение находить меру, стремление держаться середины.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ДЭ [1]

Добродетель", "благодать" ("качество", "дарование", "достоинство", "достояние", "доблесть", "моральная сила", "закономерность"). Манифестация дао - одна из фундамент, категорий кит. философии. Иногда отождествлялась с кармой (см. Е), mana и virtus. Использовалась для передачи буд. понятия "гуна" (см. Лю чэнь). В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отд. существа или вещи, т.е. индивид, "благодати", поэтому часто определяется посредством омонима дэ [2]- "достижение". Поскольку специфику человека кит. мыслители конф. толка обычно усматривали в способности придерживаться "долга/справедливости" (и [1]) и "благопристойности/этикета" (ли |2]), его Д. в основном понималось как "добродетель", хотя могло означать, подобно греч. arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивид, качеством, Д. относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому "благодать" для одних может негативно оцениваться другими. Д.- собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная "благодать" часто выделяется посредством спец. эпитетов: "предельная", "великая", "таинств.", "сиятельная" (чжи [5], да [2], сюань, мин [3]) и т.п. То, что для конкр. индивида является его "частной", или "отд. благодатью" (сы, ли Д.), напр. незаконное обогащение, с т.зр. "общей благодати" (тун Д.) оценивается как "нечестивая", "темная", "развратная" или "плохая благодать" (сюн, хунь, цзянь, э Д.) (см., напр., "Цзо чжуань ), Как "внутр.", органичное и естеств. качество Д. составляет осн. оппозицию с "внеш." физич. силой, насилием (ли [4]), наказаниями (син [4]) и законом (фа [1]) ("Лунь юй", "Дао дэ цзин", "Гуань-цзы", "Чжуан-цзы", "Хань Фэй-цзы"). Сочетание "у Д."- "пять благодатей" со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично у син [ 1 ]- "пяти элементам". В "Лунь юе" "благодать" изречен на, более того - родит дар слова, состоит в "верности" (чжун [2], см. Чжун шу), "благонадежности" (синь [2]) и "долге/справедливости", противостоит прельщающей внешности (цветовому образу - сэ) и почвенной закоренелости (ту). "Благодатью" следует отвечать на "благодать", а не на вражду, что соответствует мысли "Ши цзина": "Нет безответной благодати". В отношениях же между Д. благодать "благородного мужа" (цзюнь цзы) доминирует над благодатью "ничтожного человека" (сяо жэнь), как ветер - над травой. Идеальна гармония между Д. правителя и подданных, выражаемая главным тезисом "Да сюэ" об обществ. благоустройстве как "выявлении сиятельной благодати в Поднебесной", к-рое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности. В "Чжуан-цзы" предельное всемогущество дао проявляется в естеств. детерминизме "благодати": "Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи [5]) благодати". Д. "проникает (тун [2]) в небо и землю", подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравств. норму и "долг/справедливость", долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкр. личности - высокорослость, дородство, красота, а "предельная благодать сердца" - бесстрастие. Восходящие к "Лунь юю" и "Чжуан-цзы" соответственно конф. и даос, трактовки Д. развивались в русле эволюции концепций дао. А. И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ДЭ

кит. — добродетель, благодать, атакже качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) — одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддистского понятия лгуна». В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивидуальную «благодать», поэтому часто определяется посредством омонима—дэ-«достижение». Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться «долга/справедливости» (и) и «благопристойности/этикета» (ли), его дэ в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно прете, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. Дэ — собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная «благодать» часто выделяется посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» и т. п. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), напр., незаконное обогащение с точки зрения «общей благодати» (тундэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, эдэ). Как «внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с «внешней» физической силой, насилием, наказаниями и законом. Сочетание «у дэ» — «пять благодатей» со времен Цзоу Яня (3 в. до н. э.) синонимично у cm — «пяти элементам».

В «Лунь юе» «благодать» изреченна, более того—родит дар слова, состоит в «верности», «благонадежности» и «долге/справедливости», противостоит прельщающей внешности (цветовому образу—сэ) и почвенной закоренелости (ту). «Благодатью» следует отвечать на «благодать», а не на вражду, что соответствует мысли «Iii цзчна»: «Нет безответной благодати». В отношениях же между дэ благодать «благородного мужа» (цзюнь цзы) доминирует над благодатью «ничтожного человека» (сяо жэнь), как ветер над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом «Да сюэ» об общественном благоустройстве как «выявлении сиятельной благодати в Поднебесной», которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.

В «Чжуан-цзы» предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме «благодати»: «Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел благодати». Дэ «проникает в небо и землю», подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и долг/справедливость, долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности —высокорослость, дородство, красота, а «предельная благодать сердца» — бесстрастие.

Восходящие к «Лунь юю» и «Чжуан-цзы» соответственно конфуцианская и даосская трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.

Ляг.: От магической силы к моральному императиву: категория

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ДЭ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЭ — 0

Найдено книг по теме ДЭ — 0

Найдено презентаций по теме ДЭ — 0

Найдено рефератов по теме ДЭ — 0