ДАВЫДОВ Иван Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДАВЫДОВ Иван Иванович
род. 1794 ум. 1863) - рус. философ и филолог, окончил Московский ун-т, преподавал в нем более четверти века. В работах "Начальные основания логики" (1820), "Вступительная речь о возможности философии как науки" (1826) и "Возможна ли у нас германская философия" (1841) отстаивал идеи сенсуализма и защищал идеи национальной самобытности рус. философского развития.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Давыдов Иван Иванович
 (1794— 1863) — рус. философ-идеалист и филолог, окончил Московский ун-т (1812), где. состоял дроф, в 1822—47. В ранний период своей деятельности эклектически сочетал различные философские идеи — сенсуализм и шеллингианский идеализм, что нашло отражение в его «Начальных основаниях логики...» (1819—20); шеллингианско-идеалистической была и его «Вступительная речь о возможности философии как науки» (1826). В последующем Д. стал сторонником реакционной идеологии «официальной народности», сосредоточив свое внимание на проблемах литературоведения, филологии и эстетики. В статье «Возможна ли у нас германская философия» (1841) Д. критиковал справа философию Гегеля и давал славянофильское (Славянофилы) истолкование идеи национальной самобытности рус. философского развития.

Источник: Философский словарь. 1963

ДАВЫДОВ Иван Иванович

(15 июня 1794 – 15 ноября 1863) – рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Моск. ун-т (1812); д-р словесных наук (1815, дисс. "О преобразовании в науках, произведенном Баконем"), проф. Моск. ун-та (с 1822); директор Гл. пед. ин-та в Петербурге (1847–58), академик (с 1841). Сторонник идеологии "офиц. народности", единомышленник С. Уварова и С. Шевырева. В "Опыте руководства к истории философии..." (М., 1820) Д. следовал истории философии Жерандо (J. G?rando, Histoire compar?e des syst?mes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines, 1804), В "Начальных основаниях логики..." Д. (1819–20) можно различить две тенденции: сенсуалистическую и умозрительную (шеллингианскую); последняя нашла наиболее полное выражение во "Вступительной лекции о возможности философии как науки" (М., 1826). В последующем Д. сосредоточился на проблемах литературоведения, филологии и эстетики ("Чтения о словесности", т. 1–4, 1837–43; "О возможности эстетической критики", 1839, и др.). В ретроградной ст. "Возможна ли у нас германская философия" ("Москвитянин", 1841, ч. 2) Д. критиковал философию Гегеля справа и давал реакционное славянофильское истолкование идеи нац. самобытности филос. развития. Лит.: Филиппов М., Судьбы русской философии, "Русское богатство", 1894, No 8, с. 109–46; Введенский ?., Судьбы философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1898, кн. 42; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 864); Добролюбов ?. ?., Партизан И. И. Давыдов во время Крымской войны, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1936; его же, Дневники 1851–59, ПСС, т. 6, М., 1939. З. Каменский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДАВЫДОВ Иван Иванович
15(26).О6. 1794, с. Зеленицыно Тверского наместничества - 15(27). 11. 1863,Москва) - философ. Учился на физико-математическом и историко-филологическом отд. философского ф-та Московского ун-та, год провел в Казанском ун-те, где слушал лекции Н. И. Лобачевского. Ранние работы Д. - "О различии греческого и римского образования" (1810) и "О критике в древней философии" (1814); докторскую степень Д. получил за труд "О преобразовании в науках, произведенном Бэконом" (1815). С 1822 г. Д. становится проф. Московского ун-та, в 1847-1858 гг. он - директор Главного педагогического ин-та в Петербурге, с 1841 г. - академик. В Московском ун-те Д. читал лекции по философии, математике, а затем занял кафедру словесности. Помимо ун-та, Д. преподавал в Университетском пансионе, где среди его воспитанников были Веневитинов и Одоевский. В философии Д. занимал эклектическую позицию, более точно его можно охарактеризовать как "психологизирующего кантианца с супранатуралистическим уклоном" (Шпет), попытавшегося в пропедевтических целях осуществить синтез вольфианства с учением раннего Канта. Известное влияние оказало на Д. учение Шеллинга, но сам он эволюционировал в сторону психологизма: "Философия как наука есть психология, ведущая к открытию единства в знании и бытии". Во "Вступительной лекции о возможности философии как науки" Д. предложил схему разделения философии на "чистую" и "прикладную": к первой он относил "логику, этику и эстетику", ко второй - "онтологию, космологию, пневматологию". На кафедре словесности Д. создал "Чтения о словесности" (1837-1838), компилятивный труд, четвертая часть к-рого ("Драматическая поэзия") свидетельствует о знакомстве со взглядами нем. романтиков, прежде всего Ф. Шлегеля. Непосредственных учеников у Д. не было, но его лекции в разное время слушали такие ученые и общественные деятели, как Ф. И. Буслаев, П. Н. Кудрявцев, Самарин, Катков.

Источник: Русская философия: словарь

ДАВЫДОВ Иван Иванович
15 (26) июня 1792, по др. сведениям 1794, с. Зеленицыно Тверского у. Тверского наместничества—15 (27) ноября 1863, Москва]—русский философ, эстетик, лингвист. В 1808—12 учился на физикоматематическом и историко-филологическом отделениях философского факультета Московского университета, в 1812—13—в Казанском университете, где слушал лекции Н. И. Лобачевского. Ранние работы — «О различии греческого и римского образования» (1810) и «О критике в древней философии» (1814); докторская диссертация—«О преобразовании в науках, произведенном Бэконом» (1815). С 1822 профессор Московского университета, в 1847—58 директор Главного Педагогического института в Петербурге; академик (1841). В Московском университете читал лекции по философии, математике, затем занял кафедру словесности. Преподавал также в Университетском пансионе, где среди его воспитанников были Д. В. Веневитинов и В. Ф. Одоевский. В философии занимал эклектическую позицию; Г. Г. Шпет характеризует его как «психологизирующего кантианца с супранатуралистическим уклоном», пытавшегося в пропедевтических целях осуществить синтез вольфианства с учением раннего Канта. Известное влияние оказало на Давыдова учение Шеллинга, но сам он эволюционировал в сторону психологизма: «Философия как наука есть психология, ведущая к открытию единства в знании и бытии». Во «Вступительной лекции о возможности философии как науки» предложил схему разделения философии на «чистую» и «прикладную»: к первой он относил «логику, этику и эстетику», ко второй—«онтологию, космологию, пневматологию». На кафедре словесности Давыдов создал «Чтения о словесности» (1837—38), свидетельствующие о знакомстве со взглядами немецких романтиков, прежде всего Ф. Шлегеля. Непосредственных продолжателей у Давыдова не было, но его в разное время слушали такие ученые и общественные деятели, как Ф. И. Буслаев, П. Н. Кудрявцев, Ю. Ф. Самарин, М. Н. Катков.
Соч.: Опыт руководства к истории философии. М., 1820, Начальные основания логики. М., 1821.
Лит.: Сакуяин П. Н. Из истории русского идеализма. М., 1913, т. 1, ч. 1; Каменский 3. Л. Русская философия нач. 19 в. и Шеллинг. М., 19SO; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии.—Соч. М1989,с.)03-114.
А. В. Панибратцее

Источник: Новая философская энциклопедия