Дарби, Джон НельсонДАРВИН Чарльз Роберт

ДАРВИН

Найдено 2 определения термина ДАРВИН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

«ДАРВИН»

предложенная Дж. Б. Холдейном1 единица темпа эволюции, при котором измеряемая характеристика изменяется на одну тысячную за тысячу лет. При таком определении единицы темпа эволюции, фактически, предполагается, что эволюция идет по экспоненциальному закону. л.С. Палмер, сравнивая Pithecanthropus pekinensis и современного человека, нашел, что темп изменения индекса «отношение длины черепа к его высоте» составляет около 1,03 дарвина. Это, как отмечает Дж. Уитроу, указывает на быстрый темп эволюции, типичный для новых видов. лит.: Уитроу Дж. Естественная философия времени. - М.: Прогресс, 1964. С. 27. Haldane J.B.S. Evolution, 3, 1949, p. 51-56. Palmer L.S. Man’s Journey through Time. - London, 1957, p. 148. Ильгиз А. Хасанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

ДАРВИН

Darwin), Чарлз Роберт (12 февр. 1809 – 19 апр. 1882) – англ. биолог-материалист, основоположник науч. теории развития органич. мира (см. Дарвинизм). Род. в г. Шрусбери (Англия) в семье врача. Получив среднее образование в местной школе-интернате, поступил на мед. фак-т Эдинбургского ун-та. С ранних лет Д. с интересом наблюдал за жизнью природы, собирал коллекции животных; в ун-те принимал активное участие в работе Плиниевского студенч. науч. общества, делал первые науч. сообщения. Д. не проявил интереса к медицине; отец перевел его на богословский фак-т Кембриджского ун-та, но богословские науки интересовали юного Д. еще меньше. Он по-прежнему занимается сбором коллекций, самостоят. изучением книг по естествознанию. Особенно большое впечатление произвели на него две книги – "Личные впечатления" А. Гумбольдта и "Философия естествознания" Дж. Гершеля. Большое влияние на формирование воззрения Д. оказали профессора ун-та Дж. С. Хенслоу (ботаник) и А. Седжвик (геолог). По окончании ун-та, отказавшись от карьеры сельского священника, Д. отправился в качестве натуралиста в кругосветное путешествие на военном корабле "Бигл". Это путешествие, длившееся с 27 дек. 1831 по 2 сент. 1836, было, по признанию самого Д., самым важным событием в его жизни, определившим всю его последующую деятельность. В начале путешествия Д. считал своей гл. задачей изучение геологии. Им проведены важные геологич. описания вост. и зап. берегов Юж. Америки, Чилийских Кордильер и ряда островов. Д. сделал важные теоретич. обобщения относительно вековых движений земной коры, происхождения коралловых рифов и океанских островов. Свои геологич. исследования Д. изложил в трудах: "Строение и распределение коралловых рифов" (1842), "Геологические наблюдения над вулканическими островами" (1844), "Геологические наблюдения над Южной Америкой" (1846). Значение работ Д. по геологии столь велико, что наряду с Ч. Лайелем его называют основателем совр. геологии. Изучая побережья Юж. Америки, Д. обнаружил ископаемые остатки древних неполнозубых и грызунов, во многом отличающихся от совр. представителей этих форм. Его внимание привлекло также сходство и в то же время большое разнообразие видов животных и растений на побережье Юж. Америки и различных о-вах Галапагосского архипелага. Эти и ряд др. фактов вызвали у Д. сомнения в истинности библейской догмы о сотворении мира. В дальнейшем, анализируя данные биологии и с.-х. практики, он приходит к окончат. выводу о том, что совр. органич. мир является результатом не божеств. творения, а длительного историч. развития организмов от одной или нескольких простейших органич. форм. Через неск. месяцев по возвращении из путешествия Д. заводит спец. записную книжку о "Трансмутации видов" (1837–38); в 1842 он составляет краткий, а в 1844 более полный очерк своей эволюц. теории. Одновременно Д. работает над изданием "Дневника изысканий..." (1839; эта книга издавалась также под назв. "Путешествие натуралиста вокруг света"), "Зоологических результатов путешествия на корабле „Бигл“" (1839–1843), названных выше геологич. трудов, а в дальнейшем над 2-томной монографией "Усоногие раки" (1851–1854). В 1836–42 Д. живет в основном в Лондоне, а начиная с сентября 1842 до последних дней жизни – в своем небольшом имении в местечке Даун под Лондоном. Осн. содержание своего эволюц. учения Д. изложил в книге "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", изданной 24 ноября 1859. В дальнейшем им был издан ряд др. монографий: "Движения и повадки лазящих растений" (1865), "Изменения домашних животных и культурных растений" (1868), "Происхождение человека и половой отбор" (1871), "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), "Насекомоядные растения" (1875), "Различные формы цветов у растений одного и того же вида" (1877), "Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире" (1877), "Способность к движению у растений" (1880), "Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни" (1881). Все эти книги были направлены на обоснование и дальнейшее развитие идей, высказанных в "Происхождении видов". В каждой из них анализируются сложные приспособления различных видов животных и растений к окружающей среде, а также причины и пути возникновения и развития этих видов. Будучи воспитан в семье и школе в религиозном духе, Д., по мере формирования своих эволюц. воззрений, постепенно отходит от религии на позиции атеизма и материализма. "Так, понемногу, – писал Д., – закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим" ["Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография)", М., 1957, с. 99]. Д. убежден в объективном существовании мира и присущих ему закономерностей; он признает его непрерывное движение и развитие. По своему мировоззрению Д. был стихийным материалистом и диалектиком. Однако Д. не смог до конца преодолеть нек-рые элементы идеализма и метафизики. В его трудах встречаются высказывания в духе деизма, а также метафизич. отрицание, напр., случайности, скачков и др. Будучи по своему содержанию глубоко атеистическим, учение Д. встретило самые ожесточенные нападки со стороны духовенства и части бурж. ученых. Попытки опровергнуть дарвинизм в капиталистич. странах не прекратились и в наст. время. Нек-рые из антидарвинистов, не выступая прямо против учения Д., пытаются истолковать его в духе креационизма. Решит. поддержку учение Д. нашло у Маркса, Энгельса, Ленина. Маркс указывал, что книга Д. "Происхождение видов" явилась естественноисторич. основой его взглядов (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, 1931, с. 551). Энгельс охарактеризовал теорию Д. как "сильнейший удар метафизическому взгляду на природу" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 23). Ленин писал: "... Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними..." (Соч., 4 изд., т. 1, с. 124). Основоположники марксизма вместе с тем отмечали нек-рые ошибочные стороны теории Д. (преувеличение роли перенаселенности и внутривидовой борьбы за существование, недооценка направленного воздействия среды на изменчивость организмов и т.д.). Придавая большое значение дарвинизму и видя в его авторе честного, мужественного ученого-революционера, Маркс дважды предпринимал попытку установления личного контакта с ним. В 1873 он направил Д. экземпляр франц. издания 1-го тома "Капитала", а в 1880 обратился с просьбой дать согласие Д. на посвящение ему подготовлявшегося тогда англ. издания этого труда и просмотр корректур 12-й и 13-й глав, где приводились ссылки на книги Д. Как видно из ответных писем Д., он относился к Марксу с большим уважением, но в то же время, поблагодарив его, отказался от сделанного ему предложения из опасения быть заподозренным в одобрении идей марксизма. В этом отказе сказался классово огранич. характер мировоззрения Д. По общественно-политич. взглядам он не поднялся выше англ. бурж. интеллигента. Учение Дарвина получило горячее одобрение у рус. революц. демократов: Д. И. Писарева, М. А. Антоновича, а также у прогрессивных ученых всего мира: Т. Гексли, А. Уоллеса, Дж. Гукера (Англия), К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского, В. О. Ковалевского (Россия), Э. Геккеля, Ф. Мюллера (Германия), А. Грея, Л. Бербанка (США), Янь Фу, Ma Цзюн-у (Китай), С. Осуги, А. Ока (Япония) и др. Особенно благоприятную почву для своего распространения и дальнейшего развития учение Д. нашло в СССР. Объясняется это в значит. мере тем, что идеи эволюции органич. мира получили в России довольно широкое распространение задолго до Д. Науч. труды Д., совершив переворот во взглядах на живую природу, и по сей день имеют огромное естественнонауч. и филос. значение. Важнейшие из них переведены на большинство языков мира. Похоронен Д. в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве рядом с могилой Ньютона. Соч. в рус. пер.: Иллюстрированное собр. соч., под ред. К. А. Тимирязева, т. 1–8, М., 1907–1909; Полное собр. соч., под ред. М. А. Мензбира, т. 1–4, М.–Л., 1925–29; Сочинения, т. 1–9, М.–Л., 1935–1959; Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Дневник работы и жизни. Полный перевод с рукописей Ч. Дарвина, вступительная статья и комментарии С. Л. Соболя, ?., 1957; The life and letters of Charles Darwin, v. 1–3, L., 1887; More letters of Ch. Darwin, v. 1–2, L., 1903; Избранные письма, M., 1950. Лит.: Энгельс ?., [Письмо] К. Марксу. Около 12 декабря 1859 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, М.–Л., 1931, с. 468; Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу 19 декабря 1860 г., там же, с. 551–52; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; Тимирязев К. ?., Избр. соч., т. 2, М., 1957; Мензбир ?. ?., За Дарвина. [Сб. статей], М.–Л., 1927; Антонович М. ?., Чарльз Дарвин и его теория. С биографией и обзором его сочинений, СПБ, 1896; Некрасов А. Д., Чарлз Дарвин, М., 1957; Платонов Г., Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Prenant M., Darwin, P., 1938; Dembоwski Jan, Darwin, Warsz., 1959: Irvine W., Apes, angels and Victorians. A joint biogr. of Darwin and Huxley, L., 1955. Г. Платонов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДАРВИН — 0

Найдено научныех статей по теме ДАРВИН — 0

Найдено книг по теме ДАРВИН — 0

Найдено презентаций по теме ДАРВИН — 0

Найдено рефератов по теме ДАРВИН — 0