ДАОАНЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДАОАНЬ
312-385) — один из крупнейших представителей раннеср.-век. южнокит. буддизма. В 12 лет принял монашество. Первонач. учился под руководством будд. проповедника Фо Тудэна, позднее создал свое направление, получившее название «школы исходного отсутствия» («Бэнь у-цзун»), поскольку Д. отождествил будд. понятие «пустота» (шуньята) с категорией классич. кит. философии «отсутствие» (у), обозначавшей перво-субстанцию, потенциальное неоформленное бытие. Важнейшим в деятельности Д. была орг-ция переводческой работы будд. проповедников, написание предисловий к переводам инд. текстов и разработка учения об «исходном отсутствии», совместившее будд. доктрину праджни (мудрости) с философией даосск. школы «Сюань-сюе» («учение о сокровенном»), особенно с учением Ван Би (226—299). Д. много сделал для консолидации будд. монашеской общины (сангхи) в Китае. Он ввел обычай, по к-рому каждый монах получал при пострижении фамильный знак «Ши» (от первого слога имени Будды Шакьямуни в кит. прочтении). Е. А. Торчинов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДАОАНЬ
Ши Даоань. 312 - 385. Буд. мыслитель и религ. деятель. Филос. взгляды Д. изложены в его многочисленных предисловиях к пер. канонич. буд. текстов и коммент. к ним. Д. занимался также проблемами семантики буд. фил ос. терминологии и вопросами пер. текстов с санскрита. Значит, внимание уделял проповеднической и орг-ционной деятельности с целью укрепления единства и влияния буд. монашества. Им введено обязательное для всех монахов употребление фамильного знака Ши (по кит. произношению имени будды Шакьямуни). Филос. взгляды Д. получили название "учения о коренном отсутствии" (бэнь у сюэ). Он считается основателем одноименной буд. школы (Бэньу цзун). В его учении сочеталась буд. доктрина праджни (божо, "мудрость") и философия кит. школы с юань сюэ в интерпретации Ван Би (3 в.) и Хэ Яня (2 - 3 вв.). Д. рассматривал категорию шуньята (кун, "пустота") буд. философии мадхьямиков в качестве аналога традиц. кит. концепции "небытия/отсутствия" (у [1]) - некоего неоформленного потенциального бытия, к-рое он трактовал как субстанциальную основу всего сущего, причем праджня составляла когнитивный аспект этой субстанции. "Коренное отсутствие" рассматривалось Д. также как порождающее начало сущего и основа его единства. Постижение природы "небытия/отсутствия" выступало у Д. как "просветление" (у [4]) и обретение нирваны (см. Непань). Философия Д., испытав значит. воздействие даосизма (особенно в варианте сюань сюэ), в свою очередь существенно повлияла на последующую буд. мысль в Китае. **Шуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Вост. записки. Т. 1. Л., 1927. С. 235 - 250; Link A.E. The Taoist Antecendonts of Tao-ans Prajtia Ontology // HR. 1969/70. Vol. 9. №2 - 3. E.A. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ДАОАНЬ
314—385)--буддийский мыслитель и религиозный деятель, монах эпохи Цзинь. Уроженец современной провинции Хэбэй, происходил из рода Вэй. Покинув дом в 12 лет. он сначала поступил в учение к Фотучэну (232—348), а затем в течение 15 лет проповедовал буддизм в Сянъяне. В 379 на него обратил внимание один из тогдашних правителей по имени Фу Цзянь и забрал его с собой в Чанъань, где Даоань стал настоятелем монастыря Учунсы с несколькими тысячами обитателей. Здесь он частично перевел ранние буддийские тексты «Агама-сутр» («Ахань-цзин») и составил первый в истории китайского буддизма список переводной литературы «Цзун ли чжун цзин му лу» («Упорядоченный каталог множества сутр»). Одно из предложений Даоаня—присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши по родовому имени Будды Шакьямуни (кит. Шицзямуни), что должно было повысить престиж учения в глазах ориентированных на родовые ценности китайцев. Составил монастырский устав «Сэн ни гуй фань» («Образцовые правила для монахов и монахинь»), в котором регламентировался порядок трапезы, общежития и послушаний, чтения канона и проповеди. Всю жизнь занимаясь изучением праджняпарамитской литературы (см. Праджняпарамиты сутры), Даоань положил начало одному из течений «высшей мудрости», известному как школа «укоренения в неявленном» (бэнь у цзун). Его учение предполагало углубленную созерцательную практику, ведущую к слиянию с космической изначальностью, что он и называл «укоренением». Некоторые исследователи считают, что в учении Даоаня чувствуется влияние даосизма. Основные сочинения: «Гуан цзань чжэ чжун цзе» («Разъяснение о приведении в согласие толкований к Панчавимшатисахасрика-сутре») и «Фан гуан бо же си и чжунь» («О разъяснении неясностей в Испускающей сияние праджняпарамита сутре»), Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия