ДАО ЦЗАН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Дао цзан
(Тао Tsang) - канон даосизма. В канон вошли более 1 120-ти книг. Точная дата написания и авторство которых преимущественно неизвестны. В книгах использован эзотерический язык. Впервые они были собраны приблизительно в 745г. до Р.Х., чтобы ими могли пользоваться посвященные в даосизм.

Источник: Новые религиозные движения.

«ДАО ЦЗАН»
Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений даосизма. Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более вероятной является дата 1008-17 - период правления сунского императора Чжэньцзуна (998-1022), сторонника даосизма. Канон был опубликован впервые в 1019 объемом в 4565 томов. Его комплектование продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368- 1644), когда в периоды 1436-49 и 1573-1619 появились два его издания. В 1626 был составлен комментированный каталог «Д. ц.». В «Д. ц.» вошли как классич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние; мн. трактаты анонимны и не датированы.

Источник: Советский философский словарь

ДАО ЦЗАН
Сокровищница дао" ("Сокровищница даос, писаний", "Даос. сокровищница") - полное собр. религ. и филос. лит-ры даосизма. Первая попытка библиографич. описания в рамках даос, традиции была предпринята Гэ Хуном (3 - 4 вв.), к-рый в гл. 19 трактата "Баопу-цзы" перечислил более 250 соч. общим объемом ок. 1300 цзюаней ("свитков"). Возникновение собственно "Д. ц." связано с деятельностью даоса Лу Сюцзина (406 - 77), к-рый не только осуществил подбор текстов, но и систематизировал их, разделив все собр. на три части, обозначенные термином "дун" ("пещера", "грот", "вместилище"). Первонач. ядром "трех вместилищ" (сань дун) была лит-pa трех осн. направлений даосизма, распространенных в Южн. Китае в 4 - 5 вв. - Шанцин (Маошань) школы, Линбао школы и оккультно-алхимич. течения "[Канонов] трех императоров» (Сань хуан вэнь [цзин]), иерархически соотнесенных как соответственно высший, средний и низший уровни даос, знания. Образец подобной иерархии дала буд. доктрина "трех колесниц", сходным образом сопоставляющая степени посвящения в мудрость буддизма (см. Сань чэн). В 6 в. к "трем вместилищам" добавлены "четыре приложения" (сы фу): каждое из первых трех соотнесено с одним из "вместилищ", а четвертое - со всеми "вместилищами". Первое "приложение" связано с трактатом "Дао дэ цзин" и коммент. на него, второе - с трактатом "Тай пин цзин", третье - с оккультно-алхимич. направлением даосизма, четвертое содержало лит-ру школы Чжэнъи [дао]. При дин. Тан (618 - 907) существовало несколько каталогов "Д. ц.". В 7 в. Инь Вэньцао составил "Указатель нефритовых апокрифов и канонов" ("Юй вэй цзин му"), согласно к-рому "Д. ц." состоял из 7300 цзюаней. Список же даос, соч., хранившихся в монастыре Тайцзингун (Чанъ-ань), охватывал тексты общим объемом 5700 цзюаней. В ср. века "Д. ц." в осн. комплектовался за счет включения в него всех хранившихся в монастырских б-ках книг, независимо от их тематики. Во время восстания Хуан Чао (кон. 9 в.) большая часть книг "Д.ц." погибла, однако их назв. были зафиксированы в "Указателе канонов в красных обертках" ("Чжу нан цзин му"), составленном в 10 в. При дин. Сун (960- 1279) была проделана работа по восстановлению и дальнейшей кодификации "Д.ц.". Особенно интенсивно эта деятельность осуществлялась в 1012- 19 по приказу императора Чжэнь-цзуна. Гл. исполнителем стал даос Чжан Цзюньфан, составивший также компендиум "Д.ц."- антологию "Семь грамот из облачного хранилища" ("Юнь цзи ци цянь"). Сформированный им сб. состоял из 4565 цзюаней, распределенных по 425 папкам (хань), к-рые были кодированы иероглифами конф. канонич. учебника "Цянь цзы вэнь" ("Тысячесловие") от первого знака тянь ("небо") до 425-го знака гун [4] ("дворец"), вследствие чего он получил назв. "Драгоценная сокровищница тянь гун Великой Сун" ("Да Сун тянь гун бао цзан"). Текст этого варианта "Д.ц." не сохранился. С того времени "Д.ц." широко распространяется по даос, монастырям и храмам. В начале 12 в. он был пересмотрен и пополнен новыми соч., а при чжурчжэньской дин. Цзинь (1115- 1234) переиздан. В 1191 были вырезаны доски (83 198 шт.), посредством к-рых отпечатаны все собранные тексты "Д.ц." в количестве 6455 цзюаней и 602 "связок". Это собр., получившее назв. "Драгоценная сокровищница сокровенного поселения Великой Цзинь" ("Да Цзинь сюань ду бао цзан"), переизд. в 1237 - 44. При монг. дин Юань (1279 - 1368) само существование "Д.ц." было поставлено под угрозу в связи с эдиктом 1281 о сожжении всех даос, книг, кроме "Дао дэ цзина". В пер. правления кит. дин. Мин (1368 - 1644) "Д.ц." приобрел свой совр. вид. Около 1445 был подготовлен к печати сб., получивший назв. по девизу правления императора Ин-цзуна - "Сокровищница дао эры Чжэнтун" ("Чжэнтун Д.ц."). К нему восходят все последующие переиздания "Д.ц.". Он состоял из 1432 произв. общим объемом 5305 цзюаней (480 папок). В 1607 "Д.ц." был переиздан и дополнен 56 соч. в 181 цзюане (32 папки). При маньчж. дин. Цин (1644- 1911) часть печатных досок "Д.ц." была расхищена, а остальные сгорели в 1900 во время восстания ихэ-туаней. Единств, сохранившийся полный экз. "Д.ц.", находившийся тогда в монастыре Байюньгуань в Пекине, был воспроизведен фототипич. способом в 1923 - 6 (Шанхай, изд-во "Шанъу иньшугуань"). Это изд. (1120 томов [бэнь], объединенных в 112 папок) было осуществлено по инициативе видных представителей кит. общественности, в т.ч. известных ученых и политич. деятелей Кап Ювэя и Л ян Цичао, и финансировалось экс-президентом Кит. Республики Сюй Шичаном. Впоследствии этот вариант "Д.ц." был переиздан в КНР и на Тайване. Структура совр. "Д.ц." воспроизводит образец, сложившийся в 6 в. Сб. состоит из "трех вместилищ" ("Вместилище истинного" - "Дун чжэнь", "Вместилище сокровенного" - "Дун сюань" и "Вместилище духовного"- "Дун шэнь"), к-рые при сохранении прежней тематики стали структурно более аморфными, и "четырех приложений". Каждое из "вместилищ" включает 12 разд. (лэй): 1) "Осн. письмена" ("Бэнь вэнь"); 2) "Духовные формулы" ("Шэнь фу"); 3) "Нефритовые наставления" ("Юй цзюэ"); 4) "Одухотворенные схемы" ("Лин ту"); 5) "Генеалогии и описания" ("Цун лу"); 6) "Заповеди и предписания" ("Цзе люй"); 7) "Правила этикета" ("Вэй и"); 8) "Практич. методы" ("Фан фа"); 9) "Искусства образов" ("Сян шу"); 10) "Сказания и повествования" ("Цзи чжуань"); 11) "Оды и гимны" ("Цзань сун"); 12) "Доклады и петиции" ("Бяо цзоу"). Тематика "четырех приложений" ("Великое сокровенное"- "Тай сюань бу", "Великое равновесие" - "Тай пин бу", "Великая чистота" - "Тай цин бу", "Истинное единство" - "Чжэн и бу") аналогична соответствующим разд. "Д.ц." 6 в. Тексты "Д.ц." являются осн. источниками для изучения всех аспектов даосизма. В "Д.ц." включены также недаос, соч.- "Мо-цзы", "Гуанъ-цзы", "Гуйгу-цзы" и др. *Чжэн тун Д.ц. (Даос, канон, [созд. в годы под девизом] Чжэн тун). Т. 1 - 1120. Шанхай, 1923 - 26; **Флуг К.К. Очерк истории Даос, канона (Дао цзана) // Изв. АН СССР. Отд. гуманитарных наук. М., 1930; Кобзев А.И., Торчинов Е.А., Морозова Н.В. Московская "Сокровищница дао" // НАА. 1986. №6; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993; Ofuchi Ninji. The Formation of the Taoist Canon // Facets of Taoism. New Haven - L., 1979. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь