ДАЛАЙ-ЛАМА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Далай-лама
так называют руководителя Желтой школы монахов тибетского буддизма, популярной фигуры среди многих современных оккультных групп.

Источник: Новые религиозные движения.

ДАЛАЙ-ЛАМА
«Лама, [чья мудрость подобна] океану». Духовный и политический глава тибетских буддистов. Этим титулом наградил пятого главу тибетской школы Сакья-па Пхагба-ламу китайский император монгольской династии Хубилай. Далай-лама считается «воплощением» или, точнее, проявлением бодхисаттвы Авалокитешвары.
Глава школы как эманация будды или высшего бодхисаттвы — отличительная особенность тибетского буддизма, проистекающая из концепции Махаяны о способности будд и высших бодхисаттв магически порождать так называемые «превращенные» тела (нирманакая; тиб. тулку), в которых они могут одновременно являть себя в мириадах миров. Одним из «превращенных тел» Авалокитешвары и считается Далай-лама (при этом в мире могут быть и другие эманации этого бодхисаттвы).

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ДАЛАЙ-ЛАМА
монг.-учитель, чья мудрость безбрежна как море): светский лидер буддийской школы гелуг-па, который считается земным воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары. До присоединения Тибета к Китаю далай-лама был фактическим правителем Тибета, чьи полномочия выходили далеко за рамки религиозных вопросов; в настоящее время проживает в Индии. Титул далай-ламы передается по непрерывной линии «духовного наследования», поскольку каждый умерший далай-лама в течение года возвращается в этот мир, рождаясь в какой-нибудь из тибетских семей. Как правило, перед смертью он дает приблизительные указания о местности и семье, в которой он намерен возродиться к жизни. Следуя этим указаниям, ламы находят ребенка, родившегося в данной семье и подвергают его простой проверке, предлагая распознать некоторых близких друзей покойного и предметы, которые были в его личном пользовании. Обычно ребенок легко узнает «свои» вещи и «своих» друзей; после этого его торжественно возводят на престол школы гелуг-па. Затем он получает воспитание в монастыре и занимает пост духовного лидера.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДАЛАЙ-ЛАМА
монг.-тибет., букв. - море-лама, т. е. лама, великий, как море) - титул главы ламаист, духовенства, являвшегося до присоединения в 1951 Тибета к КНР также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1391. Первым Д.-л. был Гэндун-дуб (1391-1474). 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо подчинил своей власти почти весь Тибет и превратил его в теократич. гос-во. Последний - 14-й - Д.-л. Лозондант-зен-джамцо-нгванг (род. в 1935) в 1959 покинул Тибет и проживает в Индии. Д.-л. рассматривается в ламаизме как высш. лицо среди «перерожденцев» (санскр. «маха-ратна», тибет. «римпоче», монг. «хутухта»), земное воплощение высоко почитаемого бодхисатвы Аволокитешвары, живой бог, -абсолют, авторитет для верующих. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наделенная высокими полномочиями, комиссия из высш. лам «отыскивала» среди младенцев, родившихся на протяжении года после смерти Д.-л., того, в ком воплотилась его божеств, сущность. Младенец помещался в монастырь, где получал соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. его функции выполнялись регентом.

Источник: Атеистический словарь

ДАЛАЙ-ЛАМА
монг., тиб. полностью - вачирдара далай-лама, букв. «держащий ваджру океан-учитель», т. с. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) — титул политич. (до присоединения в 1951 Тибета к КНР) и духовного владыки тиб. народа. Д.-л. защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия. Титул Д.-л. по происхождению монг. В 1578 монг. князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо, 3-му наместнику школы гелугпа (1543 - 1588). Впоследствии титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно монг. вариант титула Д.-л. стал известен во всем мире. В самом же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В. истории Тибета известно 14 носителей титула Д.-л., однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Д.-л. начинались поиски его нового воплощения. Новый Д.-л. избирается после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Д.-л. Образование Д.-л. получал в монастырях школы гелугпа. Полная интронизация происходила в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л. I — Гедундуб (1391—1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л. II — Гедун Джамцхо (1475— 1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, Д.-л. III - Соднам Джамцхо (1543 — 1588), основал монастырь Гумбум; Д.-л. IV - Ендон Джамцхо (1589 - 1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Д.-л. (о наиболее значительных носителях этого титула см, отдельные статьи).

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ДАЛАЙ-ЛАМА
(монг.-тиб. ta– laI bla ma, Океан-Учитель, он же по тиб. rgyal ba rin po che, Победитель [смерти] — живой будда) — земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрези). Последние 500 лет он постоянно рождается и отыскивается по внешним телесным признакам среди 2–4-летних мальчиков, а также с помощью оракула и ясновидящих лам. Кандидаты проходят несколько испытаний, по результатам которых определяется подлинный Д.-л. Избранник получает лучших наставников, двадцать лет обучается Закону, тантрическим практикам и т.д., и в заключение он должен выдержать экзамен в виде учёного диспута, после ко торого объявляется главой тибетской школы гелук и духовным руководителем страны. Он признаётся высшим духовным иерархом другими тибетскими школами и всеми верующими, в том числе последователями гелук в России. Впервые это имя-звание было присвоено главе школы Сонаму Гьяцо (1543–1588) монгольским Алтан-ханом в 1576 (или 1578) г. Тибетское «гьяцо» переводится на монгольский язык «далай» и означают «океан [мудрости]». Сонам оказался третьим воплощенцем, а его предшественники — Гендун-друп (1391–1474), ученик Цонкапы, и Гендун Гьяцо (1475–1542) — были посмертно возведены в сан далай-ламы (соответственно I и II). Правнука Алтан-хана — Ендон Гьяцо — уже «избирали». Он стал Д.-л. IV и был единственным монголом в этой линии духовной преемственности. Ныне здравствует Далай-лама XIV — Тензин Гьяцо. Полностью по-русски это имя-звание звучит так: «Океан-Учитель — Держатель ваджры». С конца XVI в. по 1951 г. Д.-л. (а при их малолетстве — регенты) фактически руководили тибетским государством. Верующие считают, что знания Д.-л. безмерны, как океан, и он их лучший Учитель, покровитель, сострадательный защитник. В XVII–XVIII вв. детально разрабатывается многолетняя процедура нахождения и избрания очередного воплощенца из мальчиков, родившихся через 49 дней после смерти предыдущего Д.-л. Последний нередко указывал местность своего будущего рождения. При избрании определённую роль играл и государственный оракул из монастыря Нечунг. Избранник воспитывался в монастырях школы гелук, получал фундаментальное образование от лучших учителей страны и в 16–18 лет его торжественно возводили на «Львиный трон». Многие из Д.-л. были действительно талантливыми буддийскими учёными, авторами многотомных трудов (V, VII и XIV), основоположниками монастырей (первые три) и искусными политиками.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ДАЛАЙ-ЛАМА
(тибетск., букв. - монах-океан) - титул главы ламаитской церкви в Тибете, являвшегося также теократич. правителем тибетского народа и почитаемого верующими как «живой бог» (бодисатва) в образе человека (см. Хубилган). Титул Д.-л. установлен в XVI в. Церк. и светская власть Д.-л. не наследственная (как и все ламы, он связан обетом безбрачия) - его преемник, по религ. правилам, выбирается спец. группой высших лам, якобы устанавливающих, в кого из мальчиков, рожденных вскоре после смерти Д.-л., «перевоплотился» предыдущий Д.-л. Все влияние Д.-л. и его приближенных на протяжении веков использовалось в интересах класса-духовных и светских феодалов и было направлено на усиление закабаленности трудящихся масс, их жестокую эксплуатацию. Англ. и америк. колонизаторы, расширяя свое проникновение в Азию, постоянно стремились использовать Д.-л. и его окружение для осуществления своих агресс. намерений отторгнуть Тибет от Китая, в состав к-рого он входит. Так, англ. империалистам удалось превратить в свою марионетку 13-го Д.-л. - Тубдань-Джямцо (1876—1933). С его представителями они подписали в 1914 договор, к-рый мог превратить Тибет в англ. колонию, но по ряду причин этот договор не вошел в силу. Нынешний Д.-л. Даньцзэн-Джямцо (р. 1935) еще малолетним (14 л.) был использован англо-америк. империалистами и правящей кликой тибетских феодалов для объявления от его имени в июле 1949 «независимости» Тибета, т. е. его отторжения от Китайской Нар. Республики, и для провозглашения «религ. войны против коммунизма». Эта полит. линия была, однако, сорвана трудящимися Тибета и большинством рядового ламства, поддержанного панчен-эртни. Ввиду решит. стремления тибетского и китайского народов к единству, Д.-л., взяв по достижении совершеннолетия в свои руки власть, установил контакт с правительством КНР, в результате чего в мае 1951 было достигнуто соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета от империалистов, его воссоединении с Китаем и развитии по пути к социализму. В 1959 агенты империализма при посредстве клики Чан Кай-ши попытались вновь отторгнуть Тибет от КНР. Опираясь на реакц. феод.-ламскую группировку, они организовали в Тибете контррев, мятеж, для прикрытия к-рого было вновь использовано имя Д.-л. Мятеж, не получивший поддержки народа, был вскоре подавлен. Д.-л. в настоящее Бремя находится в Ипдиц. Во главе тибетского ламаизма встал шнчен-эртни, лояльно сотрудничающий с правительством КНР.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДАЛАЙ-ЛАМА
(«Океан-лама», «лама, чья мудрость столь же обширна, как океан») — титул первоиерарха и духовного и светского правителя Тибета в XVII-XX вв., религиозного лидера школы Гелуг-па (см.). Далай-ламы считаются верующими воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. В соответствии с махаянским учением, Будды и высшие бодхисаттвы обладают способностью магически порождать так называемые «превращенные » тела (нирманакая; тиб. тулку, пишется: «спрулску»), в которых могут одновременно являть себя в мириадах и мириадах хилокосмов (тысячемирий) буддийской космологии. Одним из таких «превращенных тел» Авалокитешвары и считался правящий Далай-лама (это не означало, что в мире больше не могло быть других явлений этого бодхисаттвы: по выражению одного современного тибетского ламы, он может явиться еще во множестве обликов, в том числе и какого-нибудь фермера из Техаса). Другой первоиерарх Тибета - Панчэн-лама (от санскритского «пандит» — ученый и тибетского «чэн» — великий; также — Таши-лама, монг. Панчэн-эрдэни) считался проявлением Будды Амитабхи и поэтому иерархически стоял выше Далай-лам. Однако в отличие от Далай-лам, Панчэнламы были лишены светской власти и жили вдали от столичной Лхасы — в пышном уединении величественного монастыря Ташилхунпо (г. Шигадзе, южный Тибет). Тем не менее между Далай-ламами и Панчэн-ламами порой возникали и противоречия, в том числе и по политическим вопросам. Например, Панчэн-ламы, как правило, были настроены более прокитайски, нежели Далай-ламы. Вслед за Далай-ламами (из номинального этот титул превратился в реальный титул духовного вождя и светского государя не ранее конца XVI— начала XVII в. при Далай-ламе IV) «тулку», «воплощенцами», стали называть себя и все другие иерархи Тибета, в том числе и настоятели всех крупных монастырей, ставшие «магически созданными телами» различных индийских и тибетских мудрецов и святых (утверждалось, что, выполняя обеты бодхисаттвы они продолжают пребывать в сансаре, чтобы руководить монахами и направлять к достижению состояний Будды все новых и новых живых существ).
Таким образом, скоро Тибет и Монголия оказались местом земного явления большинства наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона и выдающихся исторических деятелей буддизма. Надо отметить, что нигде в буддийском мире не наблюдалось более ничего подобного, хотя сама идея «воплощенцев», несомненно, коренилась в общемахаянской доктрине. Вероятно, что в условиях теократического характера позднего тибетского государства возникла необходимость найти соответствующую религиозной доктрине буддизма форму легитимации светской и духовной власти в условиях безбрачия ее носителей, что исключало возможность ее наследования, что и привело к формированию института «воплощенных лам», в том числе и Далай-лам. Другими словами, гелугпинцы изобрели особую (наряду с наследованием и выборностью) форму легитимации государственной власти в условиях теократии и целибата носителей власти. Как правило, иерарх перед смертью сам указывал возможное место своего будущего рождения. Иногда прорицал государственный оракул Тибета — лицо с явно шаманскими функциями и шаманского происхождения: входя в транс, он вещал от имени вошедшего в него божества. Так, после смерти Далай-ламы XII оракул увидел место рождения нового тибетского теократа в отражении в озере. Затем (обычно через два-три года после смерти иерарха) специальная комиссия из высокопоставленных лам отправлялась в предполагаемое место и по особым приметам отбирала кандидатов из числа мальчиков соответствующего возраста. Затем (в случае с поисками Далайламы) кандидатов везли в Лхасу, где они проходили дополнительные испытания. Например, перед детьми клали разные красивые и блестящие вещи, а среди них одну невзрачную вещь покойного. Если мальчик тянулся к этой вещи, это было важным аргументом в его пользу. Окончательный отбор происходил, как правило, при помощи жеребьевки, сопровождающейся определенным ритуалом; в XVIII в. китайский император Цяньлун подарил тибетскому правительству особую чашу для такой жеребьевки — что-то наподобие современной урны для голосования. В настоящее время подобные «выборы» крайне политизировались.
Так, после смерти последнего Панчэн-ламы в 1988 г. правительство КНР распорядилось провести поиски его преемника по всем правилам; это было очень важно для Пекина, поскольку по конституции КНР Панчэн-лама является главой правительства ТАР — Тибетского Автономного Района. Однако находящийся в эмиграции Далай-лама XIV не признал выбранного Панчэна, объявив его поиски фальсифицированными китайскими властями, и еще ранее провозгласил новым Панчэн-ламой другого мальчика, находившегося также на китайской территории. Последующая изоляция «далай-ламского» Панчэна дала возможность тибетской эмиграции в очередной раз обвинить Пекин в нарушении прав человека и провозгласить несчастного ребенка «самым юным узником совести». Еще больший скандал перед тем разразился с «избранием» КармапыXVII (главы школы Кармакагью). В тот раз Далай-лама, ссылаясь на тайное письмо покойного Кармапы, наоборот, признал китайского кандидата законным Кармапой, что вызвало негодование части монахов Карма-кагью из числа эмигрантов (а также братии монастыря Румтек в Сиккиме, где хранятся регалии Кармапы), обвинивших Далай-ламу в подыгрывании китайским властям. Ситуация обострилась еще больше, после того как «китайский» Кармапа бежал в Индию в начале января 2000 г. и выразил желание посетить Румтек.  «Кармапинцы-раскольники» немедленно объявили побег Кармапы инсценировкой китайских спецслужб. Надо сказать, что в прошлом элемент политического цинизма практически отсутствовал при выборах иерархов тибетской «церкви» и новым теократом отнюдь не всегда становился отпрыск богатого или знатного семейства. Здесь очень характерно вступление на престол нынешнего Далай-ламы. По расчетам лхасского духовенства новый Далай-лама родился в 1935 г. на территории, контролировавшейся китайскими властями. Делегация прибывших в эту местность лам (1937) очень быстро нашла искомого мальчика (причем только одного) в совершенно нищей крестьянской семье. Китайские власти, которым ламы сказали, что ищут «перерожденца» настоятеля одного крупного монастыря, потребовали выкуп, который был немедленно заплачен. Китайцы заподозрили, что ведутся поиски лица более важного, нежели настоятель, и значительно увеличили размер выкупа. Делегация не располагала такой суммой и запросила Лхасу. Как только деньги были получены и выплачены, ламы с ребенком и его семьей немедленно пересекли границу, и вскоре мальчик уже был коронован в Лхасе как Далай-лама XIV. После оккупации Тибета армией КНР в 1950 г. и подавления антикитайского восстания 1959 г. Далай-лама XIV проживает в эмиграции в Индии (Дхармсала, штат Химчалпрадеш). За свою общественную деятельность он удостоен в 1991 г. Нобелевской премии мира.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
309.92 кб

Цинские источники о Далай-ламах Тибета (середина XVII В. - XVIII В. )

Люлина Анастасия Геннадьевна
Укрепление политических связей между Китаем и Тибетом начинается во время пребывания на китайском престоле маньчжурских правителей клана Айсиньгиоро, или династии Цин (1644-1911 гг.).
Читать PDF
6.56 мб

Калмыцкие буддисты и Далай-лама XIV: страницы истории Калмыкии 1992 года

Бакаева Эльза Петровна
В 1991 г. Элисте, столице Республики Калмыкия, состоялась Первая конференция буддистов Калмыкии и Астраханской области, на которой было создано Объединение буддистов Калмыкии.
Читать PDF
210.33 кб

Далай-лама XIII. Поиск перерождения и признание его истинности китайской стороной

Вуль Н. А.
В статье рассматривается один из эпизодов истории Тибета: избрание Далай-ламы XIII, предшественника нынеш­него Далай-ламы XIV, и, наряду с Далай-ламой V, одного из самых выдающихся религиозны; и государственных лидеров Тибета.

Похожие термины:

  • ДАЛАЙ-ЛАМА V

    Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван Ловсан Джамцхо, 1617—1682) — высший духовный авторитет Тибета; при нем окончат. сложилась теократич. система правления, просуществовавшая до 1959, при к-рой в одних рук
  • ДАЛАЙ-ЛАМА VI

    Цаньян Джамцхо, 1683—1706) - духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо (1653—1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Д.-л. V; объявлен кит. императорским двором «фальшивым», поскольку о его воплощ
  • ДАЛАЙ-ЛАМА VII

    Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо, 1708—1757) —духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен благодаря указаниям в стихах Д.-л. VI; в кит. традиции дважды (1709, 1719) утверждался в качестве Д.-л. VI. Ег
  • ДАЛАЙ-ЛАМА XIV

    (род. в 1935), Тензин Гьяцо — духовный лидер последователей тибето-монгольского буддизма, глава школы гелук и тибетского правительства в изгнании, находящегося с 1959 г. в Дхарамсале (Индия), лауреат Но
  • ДАЛАЙ-ЛАМА VIII

    Джамбал Джамцхо, 1758 - 1804) - духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам, по жребию под контролем амбаней или представителей кит. администрации;
  • ДАЛАЙ-ЛАМА XIII

    Тхубдан Джамцхо, 1876 - 1933). В возрасте 1 года был найден как перерожденец далай-ламы XII;в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил себя политич. и духовным главой Тибета, что вызвало осложне