ДАЙВЕНДАК Ян Юлиус Лодовейк

Найдено 1 определение
ДАЙВЕНДАК (Duyvendak) Ян Юлиус Лодовейк
1889 - 9.7.1954, Лейден. Гол. синолог. В 1908 - 9 учился в Лейденском ун-те, специализируясь по синологии под руководством де Гроота, в 1910- 11 слушал в Сорбонне (Париж) лекции известных франц. синологов Шаванна, Кордье, Виссьера, в 1911 - 12 учился в Берлинском ун-те у де Гроота и А. Форке. В 1912- 18 работал переводчиком в гол. дипломатич. миссии в Пекине. В 1919 стал читать лекции по синологии в Лейденском ун-те, в 1930 - проф., зав. кафедрой синологии. В 1930 по его инициативе б Лейдене основан Синологич. ин-т, к-рый он возглавил, одновременно занимаясь науч. и педагогич. деятельностью. Являлся соредактором китаеведческото жури. "Тун бао" (Лейден). Большое место в науч. исследованиях Д. с 20-х гг. заняла тема политич. и филос. традиций. Известность Д. принесла публикация его докт. дис. "Книга правителя области Шан" (1928), посвященной легистскому (см. Легизм) трактату "Шан цзюнь шу" (4 в. до н.э.), и перевода этого текста. Значительное внимание в работе Д. уделено анализу осн. категорий легизма. По мнению Д., учение о законе (фа [1]) было выражением потребности в создании и сохранении сильного централизованного гос-ва, способного противостоять вторжению извне и обеспечить экономич. процветание страны. Гл. постулатом этого учения, по Д., было обеспечение "сильного прав-ва" и одновременно "слабости" народа. Перед законом, его наказующей и награждающей силой все должны были быть равны, без различия происхождения и занимаемого положения. Легисты выступали против конф. норм регулирования отношений в об-ве - ли [2], игравших роль обычного права, и провозглашали верховенство писаного закона - фа [1]. Гл. добродетелью, требовавшейся от народа, была "простота" - неискушенность, невысокий уровень образования, законопослушность. Дайвендак определяет доктрину фа [1] как "совершенно аморальное учение", "выраженное с ужасной простотой, силой и грубой односторонностью". Вместе с тем он показал положительную роль, к-рую сыграло это учение в становлении первой централизованной кит. империи, и его дальнейшее развитие по пути слияния с конф. принципами управления. Истоки учения легистов Д. видел в даос, апологии "простоты" (пу) человека. В сферу науч. интересов Д. входили также др. направления филос. мысли древнего Китая. Ему принадлежит исслед. трактата "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) и перевод гл. "Об исправлении имен" (1924). В 30 - 40-е гг. Д. занимался гл. обр. изучением даосизма, в части, подготовил работу по даос, учению о "недеянии" (у вэй [1], см. Вэй [1]), перевел "Дао дэ цзин" (1942 - изд. на гол. яз., 1954 - на англ. яз.). В переводе осуществлена перекомпоновка текста с учетом текстологич. исследований кит. ученых 20 в. Диссертац. работа Д. была переиздана в 1963 в Лондоне и Чикаго по рекомендации Междунар. совета по филос. и гуманитарным наукам при ЮНЕСКО как "имеющая большое значение для политич. наук" - в учении о фа [ 1 ] усматривались аналогии с политич. практикой КНР тех лет. *De Laatste dienaar der Mandsjoes // China tegen de Westerkim. Amst., 1927; The Book of Lord Shang. L., 1928; "Hsun tzu": The Rectification of Names. Chronology of Hsun tzu // TP. 1929. Vol. 1. XXVI; De philosophic van Woe-wei. Amst., 1942; Tao te ching. 1942; Amst., 1942; L., 1954. E.A. Петрова

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь