ДА СЮЭ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ДА СЮЭ» («Великое учение»)
памятник древнекитайской мысли, самый краткий (1755 иероглифов) из числа главных конфуцианских канонов. Название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение»—учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) «Высочайшая наука» — учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) «Высшее образование» — мировоззренческие наставления для взрослых людей. Создан в 5—3 вв. до н. э. Первоначально являлся главой 42/39 трактата «Ли щи». Самостоятельность «Да сюэ» впервые была обоснована Сыма Гуаном (12 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао, Чэп И и гл. о. Чжу Си, интерпретировав «Да сюэ» и подвергнув текстологической обработке, утвердили его в качестве самостоятельного трактата (первого в каноническом конфуцианском своде — «Четверокнижии»). Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин) и комментирующая (чжуань) части. Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций, а лицом, записавшим их, — его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, а их запись — его ученикам. Ван Янмин отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала памятника, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок «Да сюэ» как в неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных, авторами «Да сюэ» могли быть: Цзы Сы (5 в. до н. э.) — с точки зрения Ван Бо (кон. 12—13 в.); ученик Мзн-цзы Юэчжэн Кэ — по мнению Фэн Юланя. Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической части изложены «три устоя» (сань ган-лин) и «восемь основоположений» (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются цитатами из «Шу цзина» и «Шч цзина». «Три устоя» суть «выявление сиятельной добродетели/благодати», «породнение с народом» и «установленность в высшем благе»; «восемь основоположений» — «выверение (классификация, познание) вещей», «доведение знания до конца (до реализации)», «обретение искренности помыслов (мысли и воли)», «исправление сердца (психических функций)», «совершенствование личности», «благоустроение семьи», «приведение в порядок государства», «умиротворение Поднебесной». В основе философии «Да сюэ» лежит представление об имманентной добродетельности (дэ) человеческой природы, которая должна быть выявлена правителями в виде «гуманности» (жэяь), подданными—в виде соблюдения «долга/справедливости» (в). «Добродетель», «гуманность» и «долг/справедливость» противопоставляются «пользе/выгоде» и богатству в духе конфуцианского антимеркантилизма. В «Да сюэ», как и в «Лунь юе», выражено «золотое правило» морали, закрепленное категорией «взаимность» (шу). Его следствие: «добродетели» правителя и народа должны находиться в гармонии, не проявляющий «добродетели» правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и «предопределение/судьба». Деятельность органов чувств зависит от деятельности «сердца». В интерпретации «Да сюэ» у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере «выверения вещей», а в трактовке Ван Янмина — субъективной сфере «совершенствования личности».
Лит.; Кобзев А. И. «Великое учение»—конфуцианский катехизис. B кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986, с. 227—33 (пер. «Да сюэ», с. 234—51); Он же. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ»).—В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

ДА СЮЭ
Назв. допускает троякое истолкование: 1) "Великое учение" - учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) "Высочайшая наука" - учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политич. управления; 3) "Высшее образование" - мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произв. из числа гл. конф. канонов. Создано в 5 - 3 вв. до н.э. Первоначально являлось главой 42 трактата "Ли цзи". Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (Ив.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 - нач. 12 в.) и гл. обр. Чжу Си (12 в.) утвердили "Д.с." в качестве самост. трактата (первого в "Четверокнижии" - "Сы шу"), интерпретировав его и подвергнув текстологич. обработке. Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены канонич. (цзин [1]) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы. Автором идей канонич. части был объявлен сам Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.), а лицом, записавшим их, его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись - его ученикам. Ван Янмин (кон. 15- 16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала "Д.с.", что положило начало конкуренции двух осн. вариантов текста и трактовок "Д.с." как в неоконфуцианстве, так и в совр. науке. Кроме указанных, авторами "Д.с." могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.)- т. зр. Ван Бо (кон. 12 - 13 в.); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ - т. зр. Фэн Юланя. Проблематика трактата носит преимущественно этич. и социально-политич., отчасти антропологич. (в широком смысле) и гносеологич. характер. В канонич. части изложены "три устоя" (сань ган лин) и "восемь основоположений" (ба тяо му), к-рые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. цитатами из "Шу цзина" и "Ши цзина". "Три устоя" суть "выявление сиятельной добродетели/благодати" (мин мин да), "породнение с народом" (цинь минь, в интерпретации Чжу Си - "обновление народа", синь минь) и "установленность в высшем благе" (чжи юй чжи шань); "восемь основоположений" - "выверение (классификация, познание) вещей" (гэ у, см. У [3]), "доведение знания до конца (до реализации)" (чжи чжи), "обретение искренности помыслов (мысли и воли)" (чэн и), "исправление сердца (психич. функций)" (чжэн синь, см. Синь [1]), "совершенствование [собств.] личности" (сю шэнъ), "благоустроение семьи" (ци цзя), "приведение в порядок государства" (чжи то), "умиротворение Поднебесной" (пин Тянь ся). В основе философии "Д.с." лежит представление об имманентной добродетельности (дэ [1]) человеч. природы, к-рая должна быть выявлена: правителями в виде "гуманности" (жэнь [2]), подданными в виде соблюдения "долга/справедливости" (и [1]). "Добродетель", "гуманность" и "долг/справедливость" противопоставляются "пользе/выгоде" (ли [3]) и богатству (цай) в духе конф. антимеркантилизма. В "Д.с.", как и в "Лунь юе", выражено "золотое правило" морали, закрепленное категорией "взаимность" (шу (3]). Его следствие: "добродетели" правителя и народа должны находиться в гармонии. Не проявляющий "добродетели" правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и "предопределение/судьба" (мин [1]). Деятельность органов чувств зависит от деятельности "сердца" (синь [1])- центр, психич. инстанции. В интерпретации "Д.с." у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере "выверения вещей", а в трактовке Ван Янмина - субъективной сфере "совершенствования [собств.] личности". *Чжан Пэйянь. Д.с. юй Чжун юн цзинь и ("Д.с." и "Чжун юн" с пер. на совр. яз.). Шанхай, 1920; Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С. 193 - 200 (пер. "Д.с."- С. 97 - 124); Кобзев А.И. "Великое учение"- конф. катехизис // Историко-филос. ежегодник. М., 1986. С. 227 - 33 (пер. "Д.с."- С. 234 - 51); **Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 193 - 200; Кобзев А.М. Теоретич. новация в неоконфуцианстве как текстологии, проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Д.с.") // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Жэнь Цзюань. "Д.с." луньли сысян пяньтань (Очерк этич. идей "Великого учения") // Цзянхай сюэкань. Нанкин, 1961. №10; Кан Шичжао, Куй Цзэн. Д.с. чунь цю (Летопись "Великого учения"). Пекин, 1981; Янь Линфэн. "Д.с." юй "да сюэ чжи дао" ("Великое учение" и "путь великого учения") // Чжунго чжэ-сюэ ши яньцзю. 1986. №2; Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943 (пер. "Д.с."- С. 122 - 37); Hughes E.R. The Great Learning and the Mean-in-Action. N.V., 1943 (пер. "Д.с."- С. 145 - 66); Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963 (пер. "Д.с."- С. 84 - 9). А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь