ЦЗЮЙШЭ-ЦЗУНЦЗЮНЬЦЗЫ

ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ

Найдено 3 определения термина ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ

кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо, чжи. Цзюнь-цзы – норматив конфуцианской личности, противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяожэнь) – воплощению эгоистического прагмптизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция данное понятие соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов; впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). Важнейшее качество цзюнь-цзы – «неорудийность», что означает, с одной стороны, духовно-нравственную и поведенческую автономию, а с другой – приверженность Дао.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

ST-). "Благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь, см. Жэнь [2]). Норматив конф. личности, впервые представленный в "Лунь юе", носитель совокупности конф. добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистич. прагматизма, не способному выйти за рамки своей практич. специализации ("орудийности" - ци [2]) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие Ц.ц. соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеч. существ Ц.ц. стоит ниже "совершенномудрого" (шэн [1]), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ [1]) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравств. и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци [2]). Наделенный "знанием предопределения (мин [1])", Ц. ц. стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной, и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао. "Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Личность в традиц. Китае. М., 1992. А.И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

кит. — благородный муж, совершенный муж; исходное значение — «дитя правителя») — понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе», носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы — «великий человек» (да жэнь), «гуманный человек» (жэнь жэнь, см. Жэнь). Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» — ци), преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие «цзюнь цзы» соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»), впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (»он), но своей «благодатью/добродетелью» (дэ) он способен воздействовать на «маленьких людей» так же, как ветер — на траву. Его важнейшее качество — «неорудийность» (бу ци), т. е., с одной стороны, духовно-нравственная и поведенческая автономия, с другой — приверженность дао, а не предметным реалиям (ци). Наделенный «знанием предопределения (мин)», цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел — при отсутствии дао.

Лит.: Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992.

А. И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ — 0

Найдено научныех статей по теме ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ — 0

Найдено книг по теме ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ — 0

Найдено презентаций по теме ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ — 0

Найдено рефератов по теме ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ — 0