ЦЗЮГУН ДАО

Найдено 1 определение
ЦЗЮГУН ДАО
Путь Девяти дворцов" -одно из крупнейших кит. сектантских течений. Особенно активно действовало на Севере и Северо-Всстоке, сочетало открытые и закрытые формы деятельности. Открыто функционирует под видом пробуд. объединений - Цзышань хуэй ("Об-во милосердия и добра"), Фоцзяо хуэй ("Буд. об-во") и др. История Ц.д. связана с сектантской традицией Багуа цзяо ("Учение Восьми триграмм"). Ученики основателя Багуа цзяо Ли Яньюя создали восемь осн. направлений об-ва, каждое из к-рых именовалось по названию одной из триграмм (см. Гуа, "Чжоу и"). Сам Ли Яньюй считался "единым господином"; т о. сложилась девятичленная схема "девяти дворцов", к-рая отражала традиц. космогонич. схемы - устройство "небес" (см. Цзю тянь, Цзин вэй, Цзю чоу). Это раннее направление Ц. получило назв. Сяньтянь багуа дао ("Путь Восьми триграмм Прежденебесного") или Сяньтянь цзюгун ("Девять дворцов Прежденебесного"). В кон. 17 - нач. 18 в. Ли Яньюй и большинство его ближайших последователей погибли в боях с имп. войсками. В живых остался лишь руководитель "отделения триграммы Ли" Го Чжэнцин. Бежав в пров. Гуандун, он начал обучать своих сторонников "боевым искусствам"- ушу, параллельно проповедуя свою версию доктрины "учения восьми триграмм". Его направление было названо Хоутянь багуа ("Восемь триграмм Посленебесного"). В нач. 70-х гг. 19 в. монах монастыря Цзилэсэ в горах Утайшань Ли Сяншань (монашеское имя - Пуцзи) создал секту Синь цзюгун дао ("Новый путь Девяти дворцов"), генетически связанную с Хоутянь багуа дао. Образовалось 18 отделений Ц.д., именуемых тянь ("небеса"), и пять больших "сообществ" (хуэй). Пуцзи объявил себя "Небесным правителем", впоследствии этот титул официально носил руководитель об-ва. После смерти Пуцзи в 1911 "небеса" и "сообщества" приобрели полную самостоятельность и существенно расширились. Об-во лишь символически продолжало объединяться названием Ц.д. Началось и разделение сфер влияния: "небеса" активизировались в Сев. Китае, "сообщества" - в Северо-Вост. Одновременно некий монах Мяо-дин (его монашеский сан вызывал сомнения) создал новое отделение об-ва - Чжэнмэнь чжэньцзяо Хуаншань пай ("Направление с гор Хуаншань истинной школы и правильного учения"), к-рое распространилось в пров. Хэбэй, Хэнань и в Шанхае. В 20-х гг. многие отделения Ц.д. сотрудничали с местными милитаристами. Часто религиозно-мистич. индоктринация отходила на задний план, нек-рые отделения перерастали в вооруженные формирования. Наибольшую известность получили следующие отделения Ц.д., выступавшие под знаком той или иной триграммы "Чжоу и": "триграмма Цянь" - Хуанлунхуэй ("Желтого дракона"), Хуаншахуэй ("Желтого песка"); "триграмма Кань" - Дадаохуэй ("Больших мечей"), Хэйцзяохуэй ("Черных пик"), Чжэньухуэй ("Истинного боевого искусства"); "триграмма Сюнь" - Хундэнхуэй ("Красных фонарей"); "триграмма Ли" - Хунцяохуэй ("Красных пик"), Хуншахуэй ("Красного песка"); "триграмма Гэнь" - Гуань-дихуэй ("Правителя Гуань-ди"); "триграмма Кунь"- Сяодаохуэй ("Малых мечей"), Лаомухуэй ("Старой матушки"); "триграмма Дуй" - Дашэнхуэй ("Великого мудреца"), Байцяохуэй ("Белых пик"). Во время Войны сопротивления Японии 1937 - 45 большинство отделений Ц.д. открыто действовало в оккупированных р-нах, как и на нек-рых территориях, контролировавшихся Гоминьданом. После 1949 Ц.д. было в числе первых разгромленных сектантских объединений, однако с нач. 80-х гг. наблюдаются попытки восстановить деятельность нек-рых его отделений. Единых доктринальных постулатов не существует, т.к. Ц.д. распадается на ряд независимых сект, вооруженных формирований и т.д. Общей для большинства из них может являться лишь доктрина спасения через вступление в Ц.д. и совершение "тайных" ритуалов. Объектами поклонения стали Ушэн Лаому ("Нерожденная Праматерь", см. "Дао дэ цзин") и монах Пуцзи. Об-во терпимо относится ко всем религиям, объявляя, что "десять тысяч учений сходятся воедино". Вместе с тем считается, что на земле, история к-рой проходит "три эры", возможность спасения - вступление в Ц.д. и овладение "Учением" - должна быть реализована до окончания эры будды Красного солнца. Она подходит к концу и начинает сменяться эрой будды Белого солнца, несущей гибель тем, кто отказался от спасительной помощи Ц.д. (см. также Се цзяо). **Фаньдун хуэйдаомэнь цзяньцзе (Общий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1987. С. 58 - 60. Л.А. Маслов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь