ЦЗЫ СЫ - МЭН-ЦЗЫ ШКОЛА

Найдено 1 определение
ЦЗЫ СЫ - МЭН-ЦЗЫ ШКОЛА
Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 - 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 - 402 до н.э.) и ученик его учеников Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.). Осн. произв., в к-рых изложено их учение, являются трактат "Чжун юн", приписываемый традицией, начиная с "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), кисти Цзы Сы, и "Мэн-цзы". Гл. тезис школы - положение о необходимости придерживаться "середины" и терпимости в отношениях между правителями и подданными. Следуя заветам Конфуция о том, что "согласие является наивысшим богатством", Цзы Сы и Мэн-цзы выступали против "крайностей" в политике правителей. Цзы Сы добивался "согласия в середине", благодаря чему "все вещи в природе найдут свое место и будут пребывать в спокойствии". Обеспечить согласие в об-ве призваны цзюнь цзы - "благородные мужи" посредством "добродетельного правления" Поднебесной, к-рое Мэн-цзы позднее охарактеризовал как "человеколюбивое". В его основе - принципы "справедливости совершенного правителя" (вана, см. Ван дао). Такое правление призвано исключить стремление людей к корысти и причинение зла ближнему. "Правление вана" предполагало строгую, стабильную социальную иерархию, не допускало перехода из одной социальной страты в другую, требовало взаимной терпимости людей и исключало ропот на Небо (см. Тянь) за свою судьбу. Для достижения такого социально-нравств. состояния необходимо постоянное персональное самосовершенствование. Его возможность заключена в добрых врожденных началах человека, - все дурные качества порождены обстоятельствами. В душе человека не заложено и крупицы дурного, учил Цзы Сы. В результате самосовершенствования устраняются все внеш. возбудители дурных наклонностей. В результате человек сосредоточивается на своем внутр. добродетельном "я", к-рое в этом случае стремится к постижению высшей, "Небесной", нравственности - чэн [1] ("искренности", "истинности"). Это - всеобщий, априорно данный человеку закон, постижение к-рого позволяет воцарить на Земле мир и гармонию. "Чэн [1]-это начало и конец всех вещей", - утверждал Цзы Сы. Чэн [1] не просто начало всего сущего, - оно "предшествует" ему. Поэтому постижение чэн [1], достижение его "пределов" есть достижение "пределов" "небесного" начала, а также полное раскрытие природы человека, его характера, и природы вещей. Т.о. реализуется единство человека и тьмы вещей, когда вещи "находятся во мне". Достижение состояния чэн [1], полное раскрытие природы вещей означает и слияние с Небом. Т.о. в учении Цзы Сы - Мэн-цзы получают развитие и обоснование только намеченные у Конфуция тезисы о единстве человека и Неба (см. Тянь). Др. путем к постижению чэн [1] Ц.С.- М.-ц.ш. считала познание. Его процесс подразделен на пять этапов: всестороннее изучение; выяснение неясного у других (знающих); тщательное размышление; определение (суждение); реализация познанного. Представления о пяти ступенях познания развивали лапидарные указания Конфуция на то, что "учение без размышления бесплодно", а "размышления без учения" бесполезны. Процесс самосовершенствования Цзы Сы и Мэн-цзы увязали с "велениями Неба" (тянь мин, см. Мин [1]), категориями дэ [ 1 ] и дао. Человек, восходящий по ступеням познания и самосовершенствующийся, тем самым исполняет "веления Неба", проникаясь "добродетелью" -дэ |1] и постигая дао. Прошедшим этот путь будет "легко управлять Поднебесной". И Цзы Сы, и Мэн-цзы основой основ такого правления считали принцип "человеколюбия" (жэнь [2]). Учение Ц.С.- М.-ц.ш. оказало огромное влияние на дальнейшее развитие конфуцианства. "Чжун юн" и "Мэн-цзы" стали одними из самых почитаемых конфуцианцами классич. книг, войдя в состав т.н. "Четверокнижия" ("Сы шу"). **Ян Юн-го. История кит. идеологии. М., 1957. С. 173 - 225; Кит. философия. М., 1988. С. 87 - 99. См. также лит-ру к ст. "Чжун юн", "Мэн-цзы". В.Ф. Феоктистов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь